Самолёт целеуказания O-2 «Skymaster» разработан американской фирмой Cessna, на базе гражданского самолета Cessna Model 337 «Super Skymaster». Концепция «тяни-толкая» с тандемным расположением двигателей, вращающих тянущий и один толкающий винты, была принята фирмой «Cessna» в конце 1950-х годов для лёгкого, недорогого и простого в пилотировании двухмоторного самолёта. Очевидным преимуществом перед обычной двухмоторной компоновкой было то, что в случае аварии двигателя не возникает проблем с асимметрией тяги. Прототип Model 336 Skymaster впервые взлетел 28 февраля 1961 года, поставки начались в мае 1963-го. Оснащенная двумя двигателями Continental IO-360-А по 210 л.с. (157 кВт) новая машина имела четырехместный салон (с возможной альтернативной установкой до шести кресел) и неубирающееся трехопорное щасси. Были собраны 195 экземпляров Model 336. Затем в начале 1965 года стал серийно выпускаться Model 337 Super Skymaster с убирающимся щасси. В дополнительном подфюзеляжном контейнере из стекловолокна можно было разместить до 136 кг багажа.
В 1969 году французская фирма «Reims Aviation» начала сборку лицензионной версии Model 337. Основные узлы конструкции поставляла фирма «Cessna», а двигатели Continental также по лицензии выпускали в Великобритании на фирме «Rolls-Royce». Серийное производство в США и во Франции щло параллельно. Французская версия обозначалась Reims F337 Milirole. После 1974 года фирма «Reims» разработала версию FTB337 - самолёт укороченного взлета и посадки, который мог оснащаться самым разнообразным патрульным и спасательным оборудованием. Каждый год в проект вносились изменения. В 1970 году появился вариант Model 337 Turbo-System Super Skymaster с турбокомпрессорами. Прототип Model Т337 Skymaster, оснащенный гермокабиной и двигателями TSIO-360 мощностью по 225 л.с. (168 кВт), впервые взлетел в июле 1971 года.
Самолёты O-2 «Skymaster» - военная версия Model 337 - использовались ВВС США для различных целей, включая передовую авианаводку во Вьетнаме. Весьма подходящую для этой роли машину военные выбрали в конце 1966 года. Самолёт O-2 «Skymaster» был принят на вооружение, когда оказалось, что наведение авиации эффективнее выполняется на двухместных самолетах с лётчиком, занятым только пилотированием самой машины, и наводчиком, занятым только поиском целей. Армейская версия Model 337М оснащалась четырьмя подкрыльевыми пилонами для подвески сигнальных ракет, контейнеров с НАР и другого легкого вооружения, например, контейнера с пулеметом Minigun. ВВС США получили 501 такой самолёт под обозначением O-2A «Skymaster». Кроме того, в ВВС служила версия O-2B «Skymaster» для ведения психологической войны. Она оснащалась оборудованием для сброса листовок и мощной громкоговорительной системой с тремя 600-ваттными усилителями и батареей узконаправленных динамиков. Всего поставили 31 самолёт O-2B «Skymaster». Версии O-2A и O-2B оснащались усовершенствованными системами навигации и связи. В начале 1970 года 12 O-2A «Skymaster» поставили в Иран. В США также испытывался вариант O-2T/O-2TT с двумя турбовинтовыми двигателями, но этот проект развития не получил.
Серийное производство военной версии под названием Sentry O2-337 началось в 1980 году на фирме «Summit Aviation Inc.», но машина спросом не пользовалась. Выпуск Model 337 на фирме «Cessna» закончился в середине 1980 года; к началу этого года были поставлены: 1821 негерметичная мащина Model 337 и 313 Model Т337 с гермокабинами, а также 544 военных O-2 «Skymaster». фирма «Reims» собрала 66 F337 и 27 F337P, затем французы стали строить исключительно машины FTB337G. К январю 1981 года они собрали 61 такой самолёт. Model 337 летал во многих странах как в гражданских, так и в военных вариантах. До недавних времен в Зимбабве действовало 15 самолётов FTB337G, уцелевших из 18, тайно полученных от Родезии в феврале 1976 года. В тех краях их называли Lynx. Они оснащались двигателями с турбонаддувом и вооружались двумя 7,62-мм пулеметами и различным боезапасом под крылом. Model 337D в коммерческой версии служили в ВВС Буркина-Фасо и Того. Такие же самолёты были поставлены ВВС Шри Ланки, ВМФ Эквадора, Мексики и Перу, армии Чили и ВВС Сил обороны Ямайки. ВВС Буркина-Фасо и Того также получили построенные фирмой «Reims» самолеты Super Skymaster. Самолёты Summit Sentry O-2-337 были проданы авиакорпусу Гаити и ВВС Таиланда. Списанные из ВВС США машины O-2 «Skymaster» оказались в авиации общественной безопасности Коста-Рики, ВВС Доминиканской республики. Южной Кореи и Сальвадора. Сальвадор также получил один самолёт O-2B «Skymaster».
Самолёт целеуказания O-2 «Skymaster» представляет собой моноплан двухбалочной схемы с шестиместной кабиной, высоко расположенным крылом и трехстоечным убирающимся шасси с носовой стойкой. Оснащён двумя двигателями Teledyne Continental 10-360C/D, один из которых приводит носовой тянущий винт, второй - хвостовой толкающий. Выбор такой схемы определялся, в частности, тем, что в случае отказа одного из двигателей не возникает асимметрия тяги и разворачивающий момент (что происходит, если двигатели расположены на крыльях). В то же время, обнаружились и недостатки схемы: задний двигатель, получая меньший воздушный обдув, зачастую перегревался, особенно в жаркую погоду. В зависимости от модификации, оснащался как неубирающимся, так и убирающимся шасси; поршневыми либо турбовинтовыми двигателями.
Тактико-технические характеристики O-2 «Skymaster»
Экипаж, чел 2 + 4 пассажира
Размах крыла, м 11.58
Длина самолета,м 9.07
Высота самолета,м 2.84
Площадь крыла,м2 18.81
Масса, кг
- пустого самолета 1292
- максимальная взлетная 2449
Внутренние топливо, л 348.25
Тип двигателя 2 ПД Teledyne Continental 10-360C/D
Мощность, л.с. 2 х 210
Максимальная скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 232
Практическая дальность, км 1706
Практический потолок, м 5885
Вооружение Боевая нагрузка - 680 кг на 4 узлах подвески
2 контейнера SUU-11B/A с 7.62-мм пулеметом GAU-2B/A или
4 ПУ LAU 70-мм НУР.