http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/Avro-Shackleton-1.jpg

В 1946 году, после обсуждений требований британских ВВС к новому дальнему морскому разведчику, началась разработка самолёта Lincoln Mk.3, соответствующего этим требованиям. Переделав Lincoln, фирма «Avro» предложила новое обозначение для него - Avro серии 696 Shackleton. Самолёт Shackleton сохранил крыло и шасси Lincoln, однако имел новый, более короткий и широкий фюзеляж увеличенного объема. Хвостовое оперение было смещено вверх, а характерные для Lancaster и Lincoln концевые шайбы килей стали бопее округлыми. Двигатели Merlin сменили на Rolls-Royce Gtiffon, каждый из которых работал на два соосных противоположно вращающихся трехлопастных винта. Новый фюзеляж вмещал экипаж из 10 человек и вооружение, состоящее из двух 20-мм носовых пущек, двух 20-мм пушек в верхней турели и двух 12,7-мм пулеметов в кормовой стрелковой установке, плюс обычные или глубинные бомбы в большом бомбовом отсеке.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/Avro-Shackleton-2.jpg

Первый Avro Shackleton GR Mk.1 (позже Shackleton MR Mk.1) совершил свой первый полет 9 марта 1949 года, а первый серийный экземпляр поднялся в воздух 24 октября 1950 года. В феврале 1951 года самолёт поступил в эксплуатацию в 120-ю эскадрилью, а затем - в учебно-боевую 236-ю эскадрилью в Кинлоссе. После доработки Shackleton начал заменять Lancaster MR Mk.3 в эскадрильях береговой обороны. Силовая установка Shackleton MR Mk.1 включала в себя двигатели Griffon 57А на центроплане крыла и Griffon 57 на консолях. Вторая серийная партия Shackleton оснащалась четырьмя моторами Griffon 57А в более широких гондолах, что привело к изменению обозначения на Shackleton MR Mk.1A. Shackleton MR Mk.2 был разработан с целью устранения недостатков, выявленных при боевой эксплуатации Shackleton MR Mk.1 и MR Mk.1A, в частности - ограниченных возможностей РЛС и неэффективности стрелкового вооружения. Новая носовая часть вмещала две 20-мм пушки над местом штурмана-бомбардира. Антенна РЛС переместилась из обтекателя под носовой частью фюзеляжа в выдвижной обтекатель позади бомбового отсека, что обеспечивало обзор в 360', К другим изменениям относились установка хвостовой пушки в прозрачном блистере и замена одинарного неубираемого хвостового колеса шасси на убираемую стойку со сдвоенным колесом.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/Avro-Shackleton-3.jpg

Последним серийным вариантом был Shackleton MR Mk.3. Его отличало крыло измененной формы с улучшенными элеронами и топливными баками на концах, а также фонарь кабины с расширенным обзором и дополнительная звуконепроницаемая кабина для сменного экипажа на случай длительного патрулирования. Увеличение взлетной массы потребовало замены шасси с хвостовой опорой на трехстоечное с двумя колесами на каждой стойке. Верхнюю стрелковую турель убрали, но на подкрыльевых узлах теперь можно было подвесить различное вооружение, включая реактивные снаряды. Восемь из 42 построенных Shackleton MR Mk.3 были переданы южноафриканским ВВС. После завершения производства усовершенствование Avro Shackleton продолжалось до середины 1960-х годов, когда конструкция была усилена для установки дополнительных топливных баков и двух небольших турбореактивных двигателей Rolls-Royce Vipet Мк 203 с силой тяги 11,12кН. Двигатели Viper, расположенные во внешних гондолах, обеспечивали дополнительную мощность при взлете и наборе высоты с максимальной нагрузкой.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/Avro-Shackleton-4.jpg
http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/Avro-Shackleton-5.jpg

Все ранние модификации Shackleton заменили в эксплуатации самолет Nimrod MR.1/2 компании British Aerospace, а последним вариантом этого самолета-ветерана стал Shackleton AEW.2. Его разработали в 1971г. в компании Бритиш Аэроспейс в качестве альтернативы самолету Gannet AEW.3 компании Fairey/Westland. Было поставлено 12 самолетов. Полувыдвижной подфюзеляжный обтекатель антенны РЛС был заменен на неподвижный выпуклый обтекатель, расположенный перед бомбовым отсеком и вмещающий поисковую РЛС АРS-20, которая использовалась на Ганнет. Другие внешние изменения состояли в большем разнообразии антенн. Самолеты находились на вооружении 8-й эскадрильи ВВС Великобритании и обеспечивали поддержку подводных лодок, осуществляя функцию раннего обнаружения противника. С 1991 г. началась замена их на самолёт раннего обнаружения Boeing E-3D Sentry AEW.Mk 1.

Варианты:
- Shackleton GR Mk.1: самолеты оснащены оборудованием MAD (обнаружение магнитных аномалий) для обнаружения глубоководных подводных лодок
- Shackleton GR Mk.2C: обозначение ряда самолётов MR MK.2 с навигационным или ударным оборудованием от MR Mk.3 для 205-й эскадрильи в Сингапуре
- Shackleton GR Mk.4: обозначение проектируемой, но не построенной модификации, оснащенной по схеме комбинированной силовой установки с четырьмя сдвоенными (газотурбинная/дизельная) двигательными установками Napier Normad Е.145
- Shackleton T Mk.4: обозначение самолета Мк 1, переделанного в учебный в школе морской разведки (позже MOTU - «морская учебная часть боевой подготовки»)

Тактико-технические характеристики Avro Shackleton
Экипаж, чел   4 + 6 операторов
Размах крыла, м   36.58
Длина самолета,м   26.62
Высота самолета,м   5.10
Площадь крыла,м2   132.01
Масса, кг   
- пустого самолета   25855
- максимальная взлетная   44452
Тип двигателя   4 ПД Rolls-Royce Griffon Mk.57A
Мощность, л.с.   4 x 2455
Максимальная скорость, км/ч   439
Практическая дальность, км   6440
Боевой радиус действия, км   4911
Продолжительность полета, ч   14
Практический потолок, м   7010
Вооружение:   две 20-мм пушки в носовой части
Боевая нагрузка до 4536 кг в подфюзеляжном отсеке.
(На MR. Mk.3 - есть подкрылевые подвески НУР)
Глубинные бомбы, торпеды.