БЛА RQ-7 «Shadow», так обозначается в вооруженных силах США базовый «Shadow 200», является результатом продолжительных поисков эффективного боевого БЛА после остановки программы Alliant RQ-6 Outrider. Фирма AAI заменила свой RQ-2 схожим, но более качественным самолётом «Shadow 200», и в конце 1999 года армия США выбрала его, так как он соответствовал её тактико-техническим требованиям.
Задание требовало наличия у БЛА двигателя внутреннего сгорания, электронно-оптического и ИК оборудования с радиусом охвата более 50 км, работы в зоне поиска не менее 4 часов и способности приземляться на участке площадью не больше футбольного поля. Shadow 200 с роторным двигателем LIAV Engines UELAR741 мощностью 38 л. с. (28,5 кВт) демонстрировал вдвое большую, чем требовалось, дальность полета. Каждый комплекс Shadow включает в себя 4 БЛА, две наземные станции и дополнительные машины для оборудования и персонала. В течение 2008 года ожидалось появление аппаратуры Sigint как альтернативы для электронно-оптической камеры. Опытному расчету потребуется не более 35 минут, чтобы распаковать, заправить и запустить RQ-7 «Shadow».
Беспилотный летательный аппарат AAI Shadow, разработанный фирмой «American Advanced Industries», концептуально схож с первыми БЛА Pioneer и представляет собой небольшой моноплан с неубираемым трехопорным шасси и толкающим винтом, приводимым в движение небольшим двигателем в задней части центральной гондолы. Внешне он отличается конструкцией хвостового оперения, стабилизатор которого выполнен по схеме «обратного поперечного V» и соединяет между собой консоли трубчатых хвостовых балок. Он может запускаться с направляющей или взлетать как самолёт. Посадка производится как самостоятельно, так и с помощью вертикальной сетки или посадочного крюка. Основная полезная нагрузка - это цифровая электронно-оптическая камера с карданным подвесом, с охлаждаемыми жидким аютом чувствительными элементами. Она передает видеоизображение на наземную станцию управления в реальном масштабе времени по прямой линии связи.
Для ДПЛА RQ-7 «Shadow» характерна разнородная целевая нагрузка, одновременно установленная на борту. По сведениям AAI Corp. на ДПЛА «Shadow 200» установлены следующие компоненты целевой нагрузки: электронно-оптическая или инфракрасная кадровая обзорная система, радиолокатор с синтезированной апертурой или селектор движущихся целей, облегчённая аппаратура ретрансляции сигналов радиосвязи, целеуказатель (подсветка целей), лазерный дальномер, многоспектральная камера. Основной целевой нагрузкой служат фотокамеры (цифровые), снимающие в видимом и инфракрасном диапазонах. Снимки передаются на землю в масштабе времени, близком к реальному. На ДПЛА «Shadow 400» и «Shadow 600» в состав целевой нагрузки включены бортовые ленточные видеомагнитофоны.
RQ-7 не использовался во время вторжения в Афганистан в 2001-2002 годах, но совершал разведывательные полеты в 2003 году в Ираке, в период вторжения США, и продолжает выполнять там текущие задачи. Условия климата Ирака оказались суровыми для БЛА, жара и присутствие песка сказывались на работе двигателя, поэтому конструкторы пытались выйти из положения, изменив технологию производства. Несмотря на некоторые проблемы, RQ-7 был в свое время хорошо принят войсковым командованием США.
Другая модель этой серии - «Shadow 400». У нее такой же двигатель, как и у «Shadow 200», но измененное хвостовое оперение с горизонтальными поверхностями и вертикальными килями. У «Shadow 400» меньше практический потолок, чем у «Shadow 200», он составляет 3353 м. Назначение комплекса, преимущественно, выполнение задач обеспечения операций ВМС. Румыния купила 65 экземпляров «Shadow 600», более крупного варианта «Shadow 400», с крылом прямой стреловидности и инжекторным роторным двигателем UEL AR801/2 мощностью 52 л.с. (38,80 кВт). Эти румынские машины использовались для обеспечения польских войск, служивших в Ираке. Летом 2004 года производство переключилось на выпуск модифицированных RQ-7B Shadow. У них более эффективное крыло с увеличенным размахом на 0,91 м и встроенными топливными баками, что увеличивает время полета без заправки на 16 часов. Нагрузка увеличена с 27 кг до 45 кг К концу 2007 года на счету RQ-7 было 37000 вылетов для обеспечения вооруженных сил США в Ираке и Афганистане.
Тактико-технические характеристики RQ-7 «Shadow»
Размах крыла, м 3.89
Длина, м 3.40
Высота, м 0.91
Масса, кг
- пустого 75
- взлетная 149
Тип двигателя 1 ПД AR-741
Мощность, л.с. 1 х 38
Максимальная скорость, км/ч 227
Крейсерская скорость, км/ч 120-156
Практическая дальность, км 125
Продолжительность полета, ч.мин 5
Практический потолок, м 4570