Самолёт North American A-5 «Vigilante» первоначально предназначался для доставки ядерного оружия, но наибольшее применение получил в разведывательной модификации RA-5C. В 1955 г. ВМС США объявили конкурс на разработку боевого самолёта, пригодного для эксплуатации с тяжелых авианосцев типа «Форрестол» и «Энтерпрайз» и способного выполнять задания с использованием ядерного оружия на сверхзвуковых скоростях полёта независимо от погодных условий. В этом конкурсе победу одержала фирма «North American», которая 29.06.1956 г. получила заказ на строительство опытных образцов с обозначением YA3J-1 и подготовку к запуску самолёта в серийное производство. Облёт первого опытного образца самолёта, названного «Vigilante», был осуществлен 31.08.1958 г.
После лётных испытаний командование ВМС США в январе 1959 г. заключило с фирмой контракт на строительство 55 самолетов A3J-1. Облет серийного образца был совершен в 1960 г., а первые самолёты поступили в воинские подразделения 16.06.1961 г. В декабре 1960 г., после полёта на установление рекорда высоты с грузом 1000 кг, новый самолёт был признан самой совершенной машиной этого типа, и командование ВМС США срочно приступило к перевооружению им нескольких авианосцев. В 1960-1961 гг. несколько рекордов скорости установил новый самолёт - «Фантом» II. Проведенная сравнительная оценка оказалась в пользу второго самолёта, который продемонстрировал большую универсальность и более высокую скорость на малых высотах. В результате этого было выпущено лишь небольшое число серийных самолётов «Vigilante» всего трех модификаций. В связи с унификацией системы обозначений самолётов США в 1962 г. самолет A3J был переименован на A-5 «Vigilante».
За все время создания самолёта были разработаны и запущены в производство следующие модификации:
– штурмовик-бомбардировщик A-5A (ранее обозначался A3J-1; до 1963 г. было изготовлено 2 опытных образца и 57 серийных самолётов) и A-5B (A3J-2, 29.04.1962 г., 20 самолётов);
– разведчик RA-5C (A3J-3P; облет опытного образца YA-5C состоялся 29.04.1962 г., серийного самолёта - 30.06.1962 г.; всего изготовлено 6 опытных образцов и 71 серийный самолёт).
Изменившиеся взгляды военных и отказ от палубных стратегических самолётов привели к тому, что модификацию A-5 «Vigilante» стали приспосабливать к выполнению задачи дальнего проникновения. Все самолёты модификации A-5A и A-5B до января 1968 г. были переоборудованы в самолёты-разведчики RA-5C. Стоимость самолёта первой серии A-5A составляла 9 млн. долл. и была связана с затратами на разработку опытного образца. В 1963 г. стоимость самолёта была снижена до 6 млн. долл. В общей сложности в 1960-1971 гг. было выпущено 156 самолетов. Первые самолёты поступили на вооружение 3-й тяжёлой штурмовой эскадрильи ВМС США (VAH-3) в июне 1961 года. Эксплуатация быстро выявила сильные и слабые стороны новой машины. RA-5C «Vigilante» имел большую трудоёмкость обслуживания, а его оборудование не отличалось надёжностью; например, бортовой компьютер VERDAN во время испытаний имел среднее время наработки на отказ всего 15 минут (впрочем, в дальнейшем оно было доведено до 240 часов). Посадка A-5 на авианосец была довольно трудным делом из-за большой массы машины и высокой посадочной скорости. Среди пилотов ходили преувеличенные слухи о сложности пилотирования «Виджилент». В остальном самолёт имел прекрасные лётные характеристики и неожиданно хорошую манёвренность для своих размеров и массы.
Двухместный, двухдвигательный самолёт A-5 «Vigilante» представляет собой обычной схемы высокоплан с управляемым стабилизатором и однокилевым цельноповоротным вертикальным оперением. Профиль крыла имеет относительную толщину около 5% (некоторые источники указывают величину 3,5%), а угол стреловидности передней кромки равен 35°30'. В целях уменьшения площади, занимаемой самолётом на стоянке, концевые части крыла могут складываться вверх (при помощи гидропривода), а верхняя часть киля - отклоняться вбок. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными носовыми щитками, размещаемыми по всему размаху, и закрылками, занимающими в модификации A-5A 2/3, а в модификациях В и С всю длину неподвижных частей крыла. В модификациях В и С применен сдув пограничного слоя с крыла и с закрылков. Управление самолётом осуществляется с помощью интерцепторов, управляемого дифференциального стабилизатора и цельноповоротного киля. При поперечном управлении одновременно отклоняются интерцепторы и плоскости стабилизатора. Трехсекционные интерцепторы щелевого типа работают таким образом, что корневые и центральные секции направляют воздушный поток выше закрылков, а концевые секции - под концевые части крыла (A-5A) или концевые секции закрылков (A-5B/C). В системе используются необратимые гидроусилители.
Трехстоечное шасси убирается в фюзеляж (главные стойки - в ниши под воздушными каналами заборников). Переднее колесо - управляемое, колеса главных стоек оснащены многодисковыми тормозами. Перед передней стойкой находится тормозной щиток (по всей ширине фюзеляжа). В задней части фюзеляжа располагается крюк для посадки на авианосец. Кабина с местами экипажа, расположенными друг за другом, оснащена катапультируемыми сиденьями класса 0-0 с ракетными ускорителями и стабилизирующими парашютами. Лобовое стекло с небольшим углом наклона выполнено из пуленепробиваемой, монолитной плиты (кварцевое стекло) длиной 1165 мм, шириной 740 мм и высотой 457 мм. Фонарь кабин пилота и штурмана открывается вверх-назад, причем остекление кабины штурмана состоит лишь из небольших иллюминаторов для наблюдений по сторонам.
На опытных образцах и первых серийных самолётах использовались турбореактивные двигатели J79-GE-2 фирмы «General Electric» тягой по 46,58 кН (4750 кГ) без форсирования и 66,68 кН (6800 кГ) с форсированием. Остальные самол`ты модификаций А и В оснащались двигателями J79-GE-8 тягой соответственно 48,49 кН (4945 кГ) и 75,61 кН (7710 кГ). На самолётах модификации RA-5C устанавливались двигатели J79-GE-10 тягой соответственно 52,91 кН (5395 кГ) и 79,63 кН (8120 кГ). Воздухозаборники двигателей выдвинуты вперед относительно корневых частей крыла. Они имеют прямоугольное поперечное сечение с выдвинутой вперед острой верхней входной кромкой, которая вместе с находящимся внутри воздухозаборника подвижным клином выполняет функцию генератора системы скачков уплотнения. Угол при вершине клина изменяется автоматически, обеспечивая заданный расход воздуха и дозвуковой поток на входе в компрессор.
Самолёт A-5 «Vigilante» имеет две независимые системы подачи топлива: одна предназначается для питания двигателей, а другая – форсажных камер. У самолета модификации A-5А топливо располагается в крыльевых кессон-баках и трех фюзеляжных баках (между воздухозаборниками, над бомбовым отсеком и над двигателями). В модификациях В и С благодаря увеличению строительной высоты фюзеляжа за кабинами экипажа увеличена емкость переднего бака. На самолете А-5С (при использовании его для выполнения чисто разведывательных заданий) в бомбовом отсеке можно дополнительно разместить 2-3 топливных бака, а также подвесить на подкрыльных пилонах (вместо вооружения) 4 бака емкостью по 1415 л. Баки заправляются под давлением через одну горловину, расположенную снизу в передней части фюзеляжа. Самолет имеет оборудование для дозаправки топливом во время полета. Топливоприемник находится в фюзеляже с левой стороны кабины пилота.
В модификациях А и В основным вооружением является водородная бомба, находящаяся в бомбовом отсеке, оборудованном четырьмя узлами подвески. На трех из них могут закрепляться топливные баки, опоражниваемые на начальном этапе полета и сбрасываемые вместе с бомбой при помощи порохового выбрасывателя. В модификации RA-5C вместо бомбоотсека в нижней части фюзеляжа устроен специальный контейнер с фотографическим оборудованием. В этом контейнере находятся фотоаппараты, РЛС бокового обзора (SLAR) и блоки электронного противодействия. В передней части контейнера находятся камеры с нормальным углом зрения, направленным вперед-вниз. За ними (в зависимости от задания) может быть размещена панорамная камера для съемки с малых высот или камера, позволяющая выполнять четкие снимки с высоты более 20 000 м. Фотокамеры обоих типов имеют два объектива с полем зрения 180° и вращающуюся двойную призму. Перемещение фотопленки осуществляется синхронно со скоростью вращения призм, соответствующей скорости самолета. Камеры помещаются на гиростабилизированной платформе, что обеспечивает высокое качество съемки.
Тактико-технические характеристики RA-5C «Vigilante»
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м
- полный 16.15
- со сложенным крлом 12.93
Длина самолета,м 23.11
Высота самолета,м 5.92
Площадь крыла,м2 71.44
Масса, кг
- пустого самолета 18552
- нормальная взлетная 30300
- максимальная взлетная 36285
Топливо, л
- внутренние топливо 13625
- внешнее 6056 (в 4 ПТБ)
Тип двигателя 2 ТРД General Electric J79-GE-10
Тяга, кН
- нефорсированная 2 х 52.91
- форсированная 2 х 79.63
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте 12000 м 2230 (М=2.10)
- у земли 1017
Крейсерская скорость на высоте, км/ч 1018 (М=0.90)
Перегоночная дальность, км 4800
Практическая дальность, км 3700
Боевой радиус действия, км 1600
Практический потолок, м 20400
Вооружение:
Точки подвески: 2 + бомбоотсек
Бомбы:
ядерные:
1 x Mk 27 или Mk 28 или Mk 43 в бомбоотсеке
2 x Mk 43 под крылом
фугасные: 2 x 460 кг Mk 83 или 925 кг Mk 84 под крылом
Подвесные топливные баки:
2 x 1514 л под крылом
1 x 1117 л в бомбоотсеке вместо вооружения