http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/F-94-Starfire-1.jpg

Истребитель-перехватчик F-94 Starfire - первый реактивный всепогодный перехватчик ВВС США, разработанный компанией Lockheed. Флот США — вечный конкурент военно-воздушных сил — не остался в стороне от увлечения перехватчиками и поначалу выбрал для себя самолёт Skynight фирмы Douglas. Однако высокая стоимость машины не позволила заказать крупную партию этих истребителей, и флот приступил к поискам более дешевых перехватчиков. В 1948 году такой самолёт спроектировала и построила фирма Lockheed. В основу конструкции положили учебно-тренировочный T-33A (ранее известный как TP-80C). В декабре 1948 года ВВС сделали заказ на 110 перехватчиков под обозначением F-94A.

Используя для лётных испытаний конструкции модернизированный T-33, а для испытаний РЛС, двигателя и оборудования — F-80, фирма отказалась от постройки опытного образца. Вся программа испытаний проходила на первом предсерийном самолете YF-94, который собрали всего за три месяца и одну неделю, используя 75 процентов деталей серийного T-33A с заводским номером 48-356. На самолёте установили двигатель с центробежным компрессором J33-A-33 номинальной тягой 2090 кгс. Преимуществом этого двигателя по сравнению с двигателем J33-A-35 от Т-33 было наличие форсажной камеры. Последняя давала дополнительный прирост скорости и скороподьемности. Все выходное устройство для J33-A-33 (выхлопная труба, форсажная камера и сопло) спроектировала фирма Solar. Фирма Jons McWill разработала специальный синтетический войлок «термофлекс» для теплоизоляции конструкции хвостовой части планера. При включении форсажа и традиционном для того времени впрыске воды в компрессор тяга двигателя достигала 2720 кг.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/F-94-Starfire-2.jpg

Испытания силовой установки, смонтированной на одном из F-80, проходили в апреле 1949 года в Вестингаузе. В носовой части планера разместили радиолокационный прицел фирмы Sperry А-1С массой 425 кг. Это устройство имело сканирующую антенну, которая наблюдала за определенным сектором в передней полусфере. Когда в поле зрения антенны попадала цель, на экран электронно-лучевой трубки в кабине самолёта выводилась отметка. По мере приближения истребителя к цели интенсивность отраженного радиосигнала возрастала, и после достижения ею определенной величины РЛС AN/APG-33 переключалась в режим радиолокационного дальномера. Его сигналы поступали в бортовое вычислительное устройство, вносящее необходимые поправки и включающее оружие при сближении на дистанцию открытия огня. Первые серии прицелов А-1А и А-1В не имели перечисленных выше функций и сканирующей антенны. К тому же они занимали гораздо меньше места на борту. Во время испытаний станция обнаруживала четырехмоторный В-29 (читай Ту-4) на дальности 16 452 м. Переключение в режим радиолокационного дальномера происходило на расстоянии 1100 м от цели.

Подводя итоги перечислению основных отличий T-33A от F-94 Starfire, можно сказать, что от первого в новом самолёте осталась средняя часть фюзеляжа, крыло и хвостовое оперение. Носовая часть стала «курносой» и более длинной, а диаметр оконечности хвостовой части увеличился. Общая длина планера составила 12,23 м (против 11,87 м у T-33A). Максимальная взлетная масса машины возросла с 7645 кг у T-33 до 8560 кг. Соответственно, увеличилась и нагрузка на крыло, составив 341 кг/м против 299 кг/м у Т-33.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/F-94-Starfire-3.jpg

16 апреля 1949 года лётчик-испытатель фирмы Lockheed Тони Ле Вер вырулил на взлетную попосу аэродрома Ван Ньюз в Калифорнии и совершил первый полёт на перехватчике F-94 Starfire. В воздухе самолёт вел себя прекрасно. Серийное производство было развернуто в конце 1949 года. Первый серийный F-94 Starfire был торжественно передан ВВС в январе 1950 года. 100 самолётов из 242 машин имели обозначение F-94B — вторая модификация. Работы по её созданию закончились в сентябре 1950 года. Единственной целью модификации стало увеличение дальности полёта до 2250 км за счет подвески огромных топливных баков ёмкостью по 873 литра каждый. Одновременно изменили и состав бортового оборудования, добавив в него автоматическую систему посадки ILS, в которую входил знаменитый «ноль-индикатор» фирмы Зреггу, фактически ставший предшественником навигационно-плановых приборов (НПП). Его основное назначение — облегчение навигации по радиомаякам и повышение точности вывода самолета на глиссаду. Внешне прибор напоминал современный НПП, только информация о курсе выводилась на отдельный указатель.

Усовершенствованные F-94B Starfire начали поступать в части ПВО (Air Defense Command) в 1951 году. Первой их получила 57-я эскадрилья перехватчиков, размещенная на базе в Кефлавике. Серийное производство F-94A и F-94B завершилось в январе 1952 года. По американским данным, а ходе войны в Корее, ВВС потеряли только один F-94, случайно протараненный МиГ-15. По данным советской стороны, на счету наших лётчиков 12 F-94, причем только один сбит ночью. Еще один F-94 сбили китайские лётчики. Такую большую разницу в количестве можно объяснить только тем предположением, что скрывая данные о потерях бомбардировщиков В-29, американцы были вынуждены умолчать и о сбитых истребителях сопровождения F-94 Starfire. И в завершение ещё немного статистики: за все войну F-94 Starfire выполнили 4694 боевых вылета, на счету перехватчиков 5 поршневых самолётов (1 Ла-9 и 4 По-2) и 3 реактивных МиГ-15.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/F-94-Starfire-4.jpg

Следующим этапом совершенствования F-94 Starfire стала модификация, ранее известная как F-97A или LOCKHEED L-188, а позже переименованная в F-94C. Первый полёт модернизированный истребитель совершил 19 января 1950 года. F-94C значительно отличался от своих предшественников. Его более прочная конструкция могла выдерживать перегрузки до 13д. На нем устанавливался новый двигатель с осевым компрессором J48-P-5 фирмы Pratt & Whitney (лицензионный двигатель TAY английской фирмы Rolls-Royce) с тягой на форсаже 3780 кгс. Для снижения лобового сопротивления была уменьшена на 3 процента относитепьная толщина крыла и заострен носовой обтекатель РЛС. Горизонтальное оперение стало стреловидным, что в какой-то степени компенсировало явление сжимаемости воздуха на больших скоростях. В состав бортового оборудования вошла система автоматического управления и новая РЛС AN/APG-40, входящая в систему вооружения фирмы Hughes — Е-5. Масса всей системы 545 кг. Пытаясь идти в ногу со временем, конструкторы сняли с машины стрелковое вооружение и заменили его неуправляемыми 70-мм ракетами FFAR (Folding-Fin Aircraft Rockets). После пуска ракета разгонялась до скорости 880 м/с — ее разрушительное действие при попадании в цель было сопоставимо с эффектом от разрыва артиллерийского 75-мм снаряда.

Сближение F-94C с целью происходило с помощью наземных радиолокационных станций до момента захвата цели бортовой РЛС на расстоянии около 40 км от цели. Для тренировочных стрельб применялись буксируемые самолётом B-45 TORNADO полотнища ткани шириной 2,7 и длиной 13,7 м. Для обеспечения радиолокационной заметности такой цели на полотнище нашивались металлические диски. Во время стрельб 1954 года, которые проводились в пустыне штата Аризона, было зафиксировано 27 процентов попаданий в мишень. Первые серийные самолеты F-94C поступипи на вооружение в 1951 году. Когда в арсенале ВВС США появились управляемые ракеты FALCON GAR-I, их установили на все истребители-перехватчики США, в том числе и на F-94C, еще больше повысив эффективность этого самолёта. Модификацию, вооруженную управляемыми ракетами, назвали DF-84C; помимо управляемых ракет FALCON на них можно было подвешивать и неуправляемые ракеты GENIES с ядерной боевой частью.

В процессе эволюции перехватчика F-94 Starfire была любопытная попытка переделать его в ударный самолет дальнего действия F-94D. Машина создавалась специально для войны в Корее, когда потери ударных самолётов резко возросли, а скоростной ударный F-94 Starfire мог стать крепким орешком для истребителей МиГ-15. В носовой части F-94D вместо РЛС поставили 20-мм пушки с большим запасом снарядов. Вместо двигателя J48-P-5 установили более мощный J48-P-8. В 1951 году построили два прототипа с заводскими номерами 51-5500 и 51-5501. Их лётные испытания проходили в Массачусетсе. Однако в серийное производство ударный F-94D Starfire так и не пошел.

Конструкция истребителя-перехватчика F-94 Starfire цельнометаллическая, причем крыло, шасси и средняя часть фюзеляжа у него были такими же, как у учебно-тренировочного самолёта Т-33. Фюзеляж типа полумонокок. Под фюзеляжем располагались тормозные щитки. В отъемной носовой части фюзеляжа находилось кислородное и радиоэлектронное оборудование. Сканирующая антенна радиолокатора закрывалась округлым обтекателем из стеклотекстолита. Под радиооборудованием на F-94A и F-94B размещались четыре 12,7-мм пулемёта M3 с боезапасом 300 патронов на ствол. В средней части фюзеляжа находилась герметичная кабина лётчиков, а за ней — фюзеляжный топливный бак. Кресла лётчика и оператора РЛС катапультируемые. Профиль крыла ламинарный, типа NACA. Конструкция крыла двухлонжеронная. В систему управления эперонами входили гидравлические бустеры. На левом элероне располагался триммер. Посадочные щитки имели электрический привод. На концах крыла подвешивались сбрасываемые топливные баки. Шасси самолёта трехстоечное, с носовым колесом. Тормозами оснащались только основные колеса. Механизм уборки — гидравлический.

Истребитель-перехватчик F-94C Starfire был вооружен 24 НУР FFAR, распопоженными в носовой части вокруг обтекателя антенны РЛС, в четырех магазинах по шесть ракет в каждом. До начала стрельбы пусковые установки закрывались створками. Кроме этого. 24 ракеты находились в двух контейнерах на консолях крыла. Из крыльевых контейнеров НУР выпускались залпом за 0,25 секунды, В полете носовая часть контейнеров закрывалась обтекателями из стеклотекстолита, которые при пуске ракет разрушались. Увеличенное лобовое сопротивление незначительно снижало скорость истребителя — 7-15 км/ч. Вместо крыльевых контейнеров с НУР можно было установить контейнеры с пулемётами.

Тактико-технические характеристики F-94A Starfire
Экипаж, чел   2
Размах крыльев, м   11.87
Длина, м   12.23
Высота, м   3.86
Площадь крыла, м2   22.10
Масса, кг   
- пустого   3660
- нормальная взлетная   6570
- максимальная взлетная   7645
Двигатель   1 ТРД Allison J33-A-33
Тяга, кгс   
- нормальная   1 х 2090
- на форсаже   1 х 3969
Максимальная скорость, км/ч   966
Крейсерская скорость, км/ч   837
Практическая дальность, км   1736
Боевой радиус действия, км   480
Макс. скороподъемность, м/мин   1680
Практический потолок, м   14000
Вооружение: четыре 12.7-мм пулемёта M3