Первые попытки создать заправщик, работающий по системе «Конус», предприняли ещё в середине 1950-х годах. Согласно постановлению Совета Министров от 26 мая 1954 г конструкторские бюро А.Н.Туполева и А.И.Микояна совместно пытались разработать систему заправки топливом в полёте двух истребителей МиГ-19 от танкера Ту-16. Её требовали представить на государственные испытания в 3-м квартале 1955 г, закончив их в двухмесячный срок. ВВС предписывалось передать летом-осенью 1954 г три серийных Ту-16 для переделки их в заправщики Ту-16Н. При схеме «Конус» заправщик выпускал шланг, оканчивающийся конусом, в который заправляемый самолёт должен был попасть специальной штангой с топливоприёмником.
Микояновцы специально подготовили вариант МиГ-19, СМ-10, с различными вариантами расположения приёмной штанги. В свою очередь, у Туполева сделали заправщик с двумя узлами заправки, располагавшимися на консолях. Действительно, через год начались испытания, которые показали большую сложность осуществления дозаправки истребителей по данной схеме. Работы прекратили. Вторично вопрос о создании заправщика на базе Ту-16, работающего по схеме «Конус», подняли в 1960-е гг, когда на вооружение начали поступать сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, оснащённые штангами под «Конус». Дозаправку этих машин в полёте производили тяжелые самолёты 3МС. Несколько лет эксплуатации показали, что нужен более лёгкий заправщик, способный базироваться на тех же или на близких по классу аэродромах, что и Ту-22. Ведь 3МС, прежде чем они выходили в точку контактирования с Ту-22, приходилось зачастую лететь почти через всю европейскую часть страны, а заправщик на базе Ту-16 мог бы базироваться там же, где и Ту-22, то есть на Украине и в Белоруссии. Поэтому ВВС заказали промышленности подобный самолёт. Система заправки была полностью взята с 3МС, только запас перекачиваемого топлива был меньше. В середине 1966 г на заводе №22 в подобный заправщик переоборудовали серийный бомбардировщик постройки завода №1. В бомбоотсеке установили дополнительный топливный бак с агрегатом заправки, включавшим электрическую лебёдку с гибким шлангом и заправочным конусом на конце.
В 1966 г в ГК НИИ ВВС провели совместные испытания. Дозаправляли самолёт Ту-22РД. При этом он занимал позицию на 16-17 м ниже танкера, чтобы не попасть в струи от двигателей и в зоны активных спутных потоков. Заправщик выпускал шланг с конусом, в который входил топливоприёмник, установленный на носовой штанге Ту-22РД. Происходил контакт, и до 15 800 л топлива перекачивались в бомбардировщик. Ту-16 в принципе мог отдать до 19 500 кг Дальность полёта Ту-22РД при двух дозаправках увеличилась до 8500 км. Испытания завершились в целом удовлетворительно. Совместным решением руководства ВВС и МАП система была рекомендована для принятия на вооружение. На основании этого решения в 1968-1970 гг на заводе №22 23 серийных Ту-16 переоборудовали в заправщики, работающие по схеме «Конус». В производстве эта машина имела обозначение «заказ 358», а в эксплуатации — Ту-16Н или «НН».
Состав оборудования и оборонительного вооружения Ту-16Н в основном соответствовал серийным самолётам Ту-16 «Заправщик», но для выхода в точку контактирования с Ту-22 на Ту-16Н был установлен радиокомпас АРК-УМ «Исток». В частях Дальней авиации выявили ряд недостатков Ту-16Н. Поэтому 1970 г приняли решение по доработке системы. Изменили конструкцию топливного клапана конуса, отсечного клапана шланга и положение фар ФР-100 сигнализации зон заправки. В начале 1971 г модернизированный Ту-16Н прошёл испытания в ГК НИИ ВВС, после чего подобным образом доработали все самолёты этой модификации. Ту-16Н успешно эксплуатировались до 1980-х гг, когда они выработали ресурс. Ту-22 вновь стали дозаправлять от самолётов 3МС.
Тактико-технические характеристики Ту-16Н
Экипаж, чел 7
Размах крыла, м 33
Длина, м 34.8
Высота, м 10.4
Площадь крыла, кв.м 164.65
Масса пустого самолёта, кг 37730
Масса нормальная взлётная, кг 72000
Масса максимальная взлётная, кг 79000
Двигатели - 2 ТРД РД-3М
Тяга нефорсажная, кгс 19000
Масса топлива нормальная, кг 36000
Максимальная скорость, км/ч 992
Крейсерская скорость , км/ч 780
Перегоночная дальность, км 5000
Дальность действия, км 4800
Боевой радиус действия у земли, км 2500
Практический потолок, м 14500
Полезная нагрузка 9800 кг топлива
Вооружение: семь 23-мм пушек АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части)