Палубный истребитель FJ-2 Fury разработан компанией "North American" на базе модификации "Сейбра" - F-86E-10, создававшейся специально против МиГ-15 и обладавшую повышенной маневренностью за счет цельноповоротного стабилизатора. Командование флота США долго противилось внедрению на палубных самолЁтах стреловидного крыла, так как для посадки на авианосец требовалась минимальная скорость сваливания. Однако морские истребители с прямым крылом F9F и F2H имели скорость на 120 км/ч меньше, чем советский МиГ-15.
С 30 января 1951 г конструкторы «Норт Америкэн» приступили к работе над проектом NA-181 — палубным вариантом «Сейбра». Официальное задание на него выдали 6 февраля, а 10 февраля подписали контракт на поставку 300 машин. При этом в дальнейшем могли закупить еще две сотни. NA-181 был разработан на базе F-86E. Ожидалось, что новый истребитель получит обозначение F2J-1 «Си Сейбр» на британский манер, однако его назвали FJ-2 «Fury», хотя он не имел ничего общего со старым FJ-1 с прямым крылом. Причина была довольно прозаическая — военные надеялись, что конгресс охотнее выделит средства на «модернизацию», нежели на разработку новой машины.
8 марта флот заказал три опытных образца самолёта, получивших обозначение XFJ-2. Они строились на заводе в Лос-Анджелесе под обозначением NA-179. Первые два из них представляли собой F-86E-10, оборудованные V-образным тормозным гаком, креплениями к катапульте и удлиненной носовой стойкой для увеличения угла атаки при старте. Крыло не складывалось, вооружение отсутствовало. Флот в отличие от ВВС предпочитал не пулемёты, а пушки. Третий опытный образец, XFJ-2B, получил четыре 20-мм пушки Кольт Мк.12 с боезапасом по 150 патронов. А вот переднюю стойку взяли от обычного F-86E, палубное оборудование не устанавливалось. На всех трех машинах монтировали ТРД J47-GE-13 и управляемый стабилизатор от F-86E-10.
В воздух сначала поднялась третья машина. XFJ-2B, пилотируемый Р.Гувером, взлетел 27 декабря 1951 г. Потом этот самолёт перевели на аэродром в Калифорнии для испытания вооружения, а 14 февраля 1952 г. Гувер облетал первый XFJ-2. Все три самолёта передали флоту в июне-декабре 1952 г В декабре оба XFJ-2 отправили на авианосец «Корал Си». Палубные испытания оказались не очень успешными: шасси и посадочный гак оказались слишком слабыми для посадок в открытом море, а управляемость в момент захода на авианосец и посадки была явно неадекватной.
Несмотря на эту неудачу, командование флота решило запустить FJ-2 Fury в серию, даже не ожидая исправления выявленных недостатков. Серийные FJ-2 Fury оснащались двигателем J47-GE-2 с тягой 2724 кг, являвшимся вариантом J47-GE-27 для флота. В итоге «Фьюри» стал ближе к F-86F: от него взяли крыло с предкрылками, так как тип «6-3» ухудшал управляемость на малых скоростях, что было неприемлемо для палубного истребителя. Для использования с авианосца самолёт оборудовали креплениями к катапульте и посадочным гаком. Базу шасси увеличили на 200 мм, стойки его усилили. FJ-2 Fury также получил складнью законцовки крыльев и вооружение из четырех 20-мм пушек с общим боезапасом 600 патронов. Кроме того, в серии отказались от V-образности стабилизатора, характерной для всех трех опытных образцов. Оборудование кабины также доработали: установили новый прицел Мк.16 модель 2 и дальномер AN/APG-30.
Из-за загруженности «Норт Америкэн» выпуском F-86F производство FJ-2 Fury на заводе в Колумбусе разворачивалось очень медленно. Первый самолёт сдали в ноябре 1952 г. К моменту окончания Корейской войны были готовы только семь FJ-2. Заключение перемирия привело к урезанию заказа с 300 до 200 машин, последняя из которых была принята в сентябре 1954 г. С FJ-2 Fury конкурировал другой новый истребитель, Грумман F9F-6 «Кугар». Хотя он уступал FJ-2 в скорости, но был лучше приспособлен для базирования на палубе, поэтому «Фьюри» поступили на вооружение авиации Корпуса морской пехоты, а F9F-6 разместили на авианосцах.
На FJ-2 Fury пробовали установить крыло типа «6-3» по образцу последних серий F-86F. Это улучшило высотные характеристики, но одновременно увеличило посадочную скорость, что осложняло и без того непростую проблему посадки на палубу авианосца. С учетом этого на другой машине в августе 1953 г смонтировали крыло «6-3» с аэродинамическими гребнями и удлиненными законцовками. Но испытания показали резкую раскачку во время приближения к скорости срыва, что было совершенно неприемлемо для палубного истребителя.
В 1954 г на этом самолёте смонтировали дополнительные гребни. Это решило проблему срыва потока во время нормального полета, но все еще было недостаточно для посадочных режимов и при планировании. В октябре того же года один истребитель оснастили аэродинамическими гребнями только на передней кромке крыла. Эта доработка наконец-то привела в норму срывные характеристики, но появилась уже поздно и была использована лишь на следующей модификации, FJ-3, которая представляла собой полноценный палубный истребитель и достаточно далеко ушла от исходного «Сейбра».
Палубный истребитель FJ-2 Fury представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом стреловидностью 35. Крыло оборудовалось предкрылками, закрылками и элеронами,занимающими половину его размаха и почти четверть хорды и имеющими большие углы отклонения. Такая механизация создавала момент крена, как у прямого крыла. Предкрылки выдвигались автоматически или вручную (при скорости полета до 550 км/ч). На FJ-4 крыло абсолютно новой конструкции, с более тонким профилем и без предкрылков. Для сохранения эффективности элеронов и устранения перетекания пограничного слоя вдоль размаха крыла предусматривались два аэродинамических гребня Крыло складывалось при помощи гидравлического механизма. Хвостовое оперение однокилевое с цельноповоротным стабилизатором.
Фюзеляж - типа полумонокок, с лобовым воздухозаборником, канал которого проходил под полом герметичной кабины летчика. В передней части фюзеляжа устанавливалось радиоэлектронное оборудование. Аккумуляторы размещались за пилотским отсеком, а боезапас к пушкам - слева и справа от канала воздухозаборника. Фонарь - каплевидный, сдвижной. В средней части фюзеляжа находились топливные баки и двигатель, в хвостовой - сопло, воздушные тормоза и дополнительная хвостовая опора с V-образным посадочным крюком. Тормозные щитки при выпуске немного отклонялись вниз - для компенсации кабрирующего момента. При отклоненных щитках FJ-2 Fury мог пикировать с высоты 12200 м до малых высот за 2,5 мин. Шасси самолёта трехстоечное, с носовым колесом. Для получения большого угла атаки при разбеге передняя стойка удлинялась.
На истребителях FJ-2 Fury использовалось несколько типов ТРД с осевым компрессором Так, на FJ-2 устанавливался двигатель J47-GE-2 - морской вариант двигателя J47-GE-27 фирмы "Дженерал Электрик" с одноступенчатой турбиной и трубчатой камерой сгорания. Максимальная тяга с впрыском воды - 3140 кгс. На FJ-3 использовался двигатель J65-W-4 фирмы "Райт" длиной 3,7 м, диаметром 0,95 м, с максимальной тягой 3470 кгс, представлявший собой модернизированный вариант двигателя J65-W-3 от истребителя F-84F. Серийные FJ-4 оснащались ТРД J65-W-16A с максимальной тягой 3500 кгс. Топливо находилось в фюзеляжном и двух крыльевых топливных баках Общий запас топлива - 1723 л. Заправка самолёта производилась через две горловины в верхней части крыла. Под крыло на специальных пилонах могли подвешиваться топливные баки емкостью по 757 л каждый. Самолёты имели систему дозаправки в воздухе по схеме "конус-штанга". "Фьюри" и сам мог выполнять роль самолета-заправщика, для этого под крыло подвешивался контейнер с системой "Бадди".
В носовой части над воздухозаборником двигателя располагалась антенна радиолокационного дальномера AN/APG-30, сопряженная с баллистическим вычислителем. Система управления самолетом - бустерная, проводка управления - тросовая. Привод закрылков на "Сейбре" - электрический, а на всех "Фьюри" - гидравлический, что связано со стремлением обеспечить максимальную надежность системы управления. В случае отказа электрического генератора питание основных систем осуществлялось от резервного генератора с приводом от выпускаемой в поток ветрянки. Однако его мощности не хватало для привода закрылков, и их перевели на гидравлическое управление
Встроенное вооружение состояло из четырех 20-мм пушек "Кольт" М-12. Боезапас на FJ-2 - 150 снарядов на ствол. FJ-2 мог нести на подвесках две бомбы по 454 кг. FJ-3M вооружался двумя управляемыми ракетами "Сайдвиндер", FJ-4 - четырьмя такими ракетами FJ-4В (истребитель-бомбардировщик) был способен нести на шести узлах подвески бомбы массой до 1362 кг или до пяти УР "Буллпап". В последнем варианте один пилон резервировался под контейнер с системой наведения ракет. FJ-4B являлся носителем ядерного оружия.
Тактико-технические характеристики FJ-4
Размах крыла, м 11.91
Длина самолета,м 11.07
Высота самолета,м 4.24
Площадь крыла, м2 31.46
Mасса, кг
- пустого самолета 5992
- нормальная взлетная 9131
- максимальная взлетная 10750
Тип двигателя 1 ТРД Wright J65-W-4 (J65-W-16A)
Тяга, кН 1 х 34.03 (34.25)
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте 11 км 1015
- на уровне моря 1094
Крейсерская скорость, км/ч 859
Практическая дальность, км 3251
Максимальная скороподъемность, м/мин 2335
Практический потолок 14265
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки Mk.12
боевая нагрузка - 2722 кг на 6 узлах подвески
УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,
УР воздух-поверхность AGM-12 Bullpup,
обычные и ядерные бомбы