26 июня 2008 года в испанской Севилье состоялась первая выкатка военно-транспортного самолёта нового поколения A400M, созданного концерном EADS и призванного со временем заменить весь парк самолётов данного класса в ряде стран НАТО. Ожидается, что уже через несколько лет такие машины смогут появиться на вооружении ВВС некоторых стран Европы – Франции, Германии, Великобритании, Испании и Турции, а позднее – Люксембурга и Бельгии. Заказы на А400М на сегодня разместили также две страны, далекие от Европы – ЮАР и Малайзия.
История программы создания A400M началась еще в 1982 г. – тогда компании «Аэроспасьяль», «Бритиш Аэроспейс», «Локхид» и «Мессершмитт-Бельков-Блом» (MBB) объединили усилия в рамках проекта FIMA (Future International Military Aircraft – «Перспективный международный военно-транспортный самолёт»), целью которого было определено создание нового тактического военно-транспортного самолёта (ВТС), способного заменить устаревающие американский С-130 «Геркулес» и европейский С.160 «Трансаль». Однако проект продвигался исключительно трудно – в основном по причине различия (и порою – существенного) в тактико-технических и иных требованиях, предъявлявшихся к самолету странами-участницами.
В 1989 г. компания «Локхид» выходит из проекта и делает ставку на разработку модернизированного варианта «Геркулеса», получившего обозначение C-130J «Супер Геркулес». Одновременно к программе FIMA присоединяются компании «Алениа» и CASA, а сам проект претерпевает ребрендинг и получает название «Еврофлаг» (Euroflag – аббревиатура от European Future Large Aircraft Group, т.е. «Группа по разработке европейского перспективного большого самолета»). Впрочем, изменившаяся военно-политическая обстановка в мире и, как следствие, сокращение военных расходов, сослужили «Еврофлагу» плохую службу – реализация проекта заморозилась. Среди прочего свою роль сыграло решение правительств Франции и ФРГ прекратить государственное финансирование программы.
Во второй половине 90-х гг. главы заинтересованных ведомств восьми стран НАТО договорились объединить усилия в сфере разработки тактико-технических требований к перспективному тактическому ВТС, получившему условное обозначение «Перспективный большой военно-транспортный самолет» (FLA). И в сентябре 1997 г. разработчикам был направлен запрос на предоставление технического предложения по самолёту. Причем одним из наиболее существенных побудительных мотивов для ускорения запуска программы A400M стала неудовлетворенность командования вооруженных сил стран НАТО летно-техническими характеристиками предложенного американцами модернизированного ВТС С-130J «Супер Геркулес».
Новая модификация заокеанского «ветерана», во-первых, сохранила прежний диаметр фюзеляжа, что не позволяло увеличить объем и массу перевозимого полезного груза, а также перевозить в самолёте ряд крупногабаритных образцов армейской боевой и вспомогательной техники. Во-вторых, скоростные качества машины оказались намного ниже требований, которые предъявляли к ВТС данного класса ВВС европейских стран НАТО. И, наконец, в-третьих, европейских генералов совершенно не удовлетворяла дальность полета модернизированного «Геркулеса» при максимальной нагрузке: она составляет примерно 3800 км, а у A400M при тех же 20 тоннах груза – около 6900 км.
Стартовым заказчиком A400M стали Королевские ВВС Великобритании, подписавшие 9 мая 2000 г. письмо о намерении приобрести 130 машин (правда впоследствии заявка сократилась до 25 самолетов). Только после этого, 27 июля того же года, министры обороны семи европейских государств – Великобритании, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Турции и Франции – подписали совместную декларацию, официально закрепившую за A400M статус единого перспективного оперативно-тактического военно-транспортного самолёта их вооруженных сил. А в декабре следующего года компания «Эрбас» заключила с Объединенным европейским агентством по закупке вооружений и военной техники OCCAR (Organisation Conjointe de Cooperation en Matiere d’Armement) официальный контракт на разработку перспективного ВТС, проведение его испытаний и организацию серийного производства с последующей поставкой заказчикам.
Современный A400M – уже не просто типовой оперативно-тактический ВТС, а машина, обладающая некоторыми свойствами оперативно-стратегического военно-транспортного самолёта. По массе полезной нагрузки, которая достигает 37 т, он почти в два раза превосходит новейших представителей семейства «Геркулесов» (у C-130H и C-130J грузоподъемность составляет около 19 т). Впечатляет и преимущество по дальности полета: у A400M она достигает 3300 км при максимальной нагрузке в 37 т, а при грузе в 20 т увеличивается до 6900 км, тогда как у «Геркулеса» при в два раза меньшей максимальной нагрузке дальность составляет только 3800 км, а у «Супер Геркулеса» – 5250 км. A400M будет способен перебрасывать войска и различные грузы, выполнять их десантирование парашютным или посадочным способом в любых метеоусловиях, днем и ночью с использованием бетонированных, оборудованных грунтовых и даже неподготовленных взлетно-посадочных полос. Отличительной особенностью самолета, по заявлениям разработчиков, будет относительно низкая стоимость его жизненного цикла, который, по оценке инженеров, должен составить не менее 30 лет.
A400M представляет собой широкофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением и грузовой рампой в задней части фюзеляжа длиной 5,4 м. В конструкции машины широко используются композиционные материалы – например, консоли крыла в значительной степени выполнены из упрочненного углепластика, а восьмилопастные воздушные винты марки «Симита» («Scimitar») полностью изготовлены из композитов.
Грузовая кабина имеет длину 17,71 м (без рампы), ширину 4,0 м и минимальную высоту 3,85 м. Причем в средней части фюзеляжа, за крылом, высота грузовой кабины достигает 4,0 м. Объем грузового отсека составляет 356 м3, а полезная площадь механизированного пола – 92 м2. Это позволит размещать в грузовом отсеке A400M без предварительной разборки все основные образцы вооружения, военной и специальной техники, состоящие на вооружении стран НАТО: вертолеты АН-64, «Тигр», А-129, «Пума» и NH90, артиллерийские орудия, в т.ч. 203-мм гаубицы, РСЗО, БТР и БМП. Самолёт оборудован двумя электрическими лебедками, а опционально предусмотрена возможность установки в хвостовой части фюзеляжа, в районе грузовой рампы, монорельсового грузового крана грузоподъемностью 5 т для ускорения и облегчения погрузки-разгрузки стандартных грузовых паллет с поверхности земли или с автомашин. Краном при помощи пульта дистанционного управления управляет оператор, на рабочем месте которого имеется компьютеризированная система управления с базой данных на все типы стандартных грузов, используемых в вооруженных силах стран НАТО: в ней содержатся подробные характеристики грузов – масса, габариты, центр тяжести, места крепления и т.п.
Самолёт A400M оснащен электродистанционной системой управления и, как и другие самолеты компании «Эрбас», имеет так называемую «стеклянную» пилотскую кабину, построенную на базе девяти больших (6х6 дюймов) цветных многофункциональных ЖКИ и цифровой системы отображения информации на лобовом стекле. Пилотская кабина рассчитана на двух пилотов и одного оператора систем специального назначения (например, РЭБ или передачи топлива на другие самолеты и вертолеты). Имеется также одно откидное место, а кресло оператора систем погрузки-разгрузки расположено под пилотской кабиной, на грузовой палубе. Систему управления самолёта разработали специалисты компаний «Талес» и «Диль Авионик Системе», взяв за основу отдельные модули системы управления с авиалайнера А380.
Наиболее жизненно важные элементы пилотской кабины – стекла, кресла пилотов и окружающее их пространство – могут быть опционально забронированы, что позволит им выдерживать без повреждений попадание 12,7-мм бронебойных пуль. Кроме того, самолёты, заказанные ВВС Германии, будут оснащаться системой обеспечения полета на сверхмалых высотах типа TMLLF (Terrain Masking Low Level Flight) производства EADS. Специалисты концерна также обеспечивают поставку бортовой системы контроля за выполнением полетного задания MMMS (Military Mission Management System) на базе двух мощных БЦВМ: она позволяет в автоматическом режиме осуществлять контроль за такими операциями, как погрузка-выгрузка грузов и техники, расчет необходимой и допустимой загрузки самолёта исходя из установленных нормативов и характера задания, расчет времени выброски груза (десантирования личного состава), контролирует расход топлива и т.д.
Комплексы и системы бортового радиоэлектронного оборудования самолёта объединены на основе мультиплексной шины данных стандарта MIL-STD-1553B. В состав БРЭО войдут современная высокоточная инерциальная навигационная система с приемником сигналов спутниковой навигации и метеонавигационная РЛС AN/APN-241E американской компании «Нортроп-Грумман». На консолях крыла имеются четыре пилона для установки подвесных агрегатов заправки топливом в воздухе при использовании самолета в качестве заправщика или контейнеров с аппаратурой РЭБ.
Комплекс средств самообороны A400M состоит из системы предупреждения об облучении самолета ЗРК или БРЛС истребителей типа ALR-400 компании «EADS Дифенс Электроникс» и «Индра», ИК-системы предупреждения о ракетной атаке типа MIRAS (компании EADS и «Талес»), а также системы постановки пассивных помех, включающей 24 пусковые установки ИК-ловушек и дипольных отражателей и буксируемые ловушки для увода ракет с радиолокационными ГСН. В перспективе возможна установка на самолет новейшей системы активного противодействия атакующим управляемым ракетам – лазерного комплекса DIRCM. Управление средствами самообороны осуществляется в автоматическом режиме при помощи специального бортового компьютера (Defensive Aids Computer).
В состав силовой установки A400M включены четыре турбовинтовых двигателя TP400-D6 мощностью 11 000 л.с. консорциума «Европроп Интернэшнл», созданного компаниями «Роллс-Ройс» (Великобритания, 28%), ITP (Испания, 16%), MTU (Германия, 28%) и «Снекма» (Франция, 28%). Хотя изначально фаворитом тендера на двигатель для А400М считался перспективный двигатель M138 совместной разработки компаний «Снекма», MTU, ITP и итальянской «Фиат авиа», выполненный на базе газогенератора стоящего на истребителе «Рафаль» двухконтурного турбореактивного двигателя М88 компании «Снекма», победителем стал именно TP400-D6, созданный с широким использованием технологий «Роллс-Ройса», отработанных на серии реактивных двигателей «Трент». TP400-D6 является трехвальным турбовинтовым двигателем, оснащенным системой FADEC. На самолёте используются восьмилопастные винты «Симита» с саблевидными лопастями, разработанные и производимые компанией «Ратье-Фижак» (Ratier-Figeac – французская дочерняя компания корпорации «Хэмилтон Санстрэнд»). Винты имеют регулируемый шаг, максимальную скорость вращения 840 об/мин и диаметр 5,3 м, выполнены из композиционных материалов с применением полиуретанового антикоррозийного покрытия и оснащены электрической противообледенительной системой, а в наиболее опасных местах имеют никелированное защитное покрытие для предотвращения повреждения винта посторонними предметами.
Самолёт A400M предполагается использовать в нескольких конфигурациях: грузовой, транспортно-десантной (вмещает 116 десантников в полной амуниции и со штатным вооружением), медико-эвакуационной (принимает на борт 66 носилочных раненых в сопровождении 25 медиков, также имеется возможность организации на борту палаты интенсивной терапии), а также самолета-заправщика и самолёта радиотехнической разведки и наблюдения (под крылом подвешиваются контейнеры с необходимым оборудованием).
В десантном варианте в грузовом отсеке самолёта устанавливаются четыре ряда сидений – два ряда идут вдоль бортов и могут быть сняты в случае необходимости, а еще два съемных ряда – в центре. Парашютисты могут использовать для высадки либо два боковых люка, либо выполнять выброску непосредственно с кормовой рампы. Согласно расчетам, в варианте заправщика, после оборудования A400M двумя или тремя точками заправки, самолёт, имея на борту 50 т собственного топлива и 12 т дополнительно в грузовом отсеке (в двух шеститонных цистернах), из которых могут быть переданы до 40 т топлива, будет в состоянии обеспечивать патрулирование в течение 4 часов на удалении около 740 км от аэродрома базирования, обслуживая как реактивные самолеты, так и вертолеты. Две гондолы с системами передачи топлива могут быть в течение двух часов установлены под крылом (скорость перекачки топлива 1200 кг/мин для каждой), а третья точка может быть при необходимости организована в хвостовой части фюзеляжа, в грузовом отсеке (1800 кг/мин). Для собственной дозаправки в воздухе A400M имеет выдвижную приемную штангу, расположенную в его носовой части над кабиной экипажа.
Максимальная загрузка самолёта A400M составляет 37 т и может включать девять стандартных «натовских» грузовых паллет типа 463L размером 2,2х2,7 м, из них две – на рампе, либо 20 однотонных паллет. Варианты загрузки включают шесть легких грузовиков или джипов типа «Лэнд Ровер»; один ЗРК «Роланд»; два 5-тонных грузовика с 105-мм орудиями; три БТР типа М113; армейский инженерный трактор с 25-тонным полуприцепом; экскаватор и большой самосвал; два ударных вертолета «Апач» или «Тигр»; один транспортный вертолет типа NH90; один мобильный грузовой армейский кран и т.п.
Главным подрядчиком по программе выступает компания «Эрбас» (подразделение «Эрбас Милитари»), а в качестве основных субподрядчиков выбраны другие подразделения EADS, британская «BAE Системз», бельгийская компания «Флабель» и турецкая «Тусас Аэроспейс Индастриз». В общей сложности к программе A400M привлечены в той или иной степени 159 компаний и организаций из нескольких стран мира. Окончательная сборка самолётов выполняется на заводе испанского подразделения EADS в Севилье (Испания), пуск сборочной линии выполнен в первом квартале 2007 г. Помимо окончательной сборки Испания отвечает также за изготовление горизонтального оперения, элементов вертикального оперения и мотогондол. Во Франции изготавливаются головная часть фюзеляжа с кабиной экипажа, центроплан и его обтекатели, грузовая рампа и обтекатели шасси, в Германии – средняя и хвостовая части фюзеляжа, панели крыла и элементы вертикального оперения, в Великобритании – кессоны крыла и осуществляется сборка консолей крыла в целом, в Турции – отсек фюзеляжа за кабиной экипажа, хвостовой обтекатель и элементы крыла, в Бельгии – элементы крыла и некоторые другие агрегаты конструкции.
Американские эксперты опубликовали прогноз, согласно которому стоимость приобретения флота из 50 самолетов A400M и сопутствующего оборудования и инфраструктуры обойдется заказчику в 4 млрд долл., а в течение 30-летнего срока эксплуатации операционные расходы составят еще 10 млрд долл. Так что машина получилась «не из дешевых», неофициально называется стоимость 100 млн долл. за единицу. Для сравнения, новейшая модификация «Супер Геркулеса» обойдется покупателю всего в 67 млн долл.
Лётно-технические характеристики A400M
Длина самолета полная, м 45,1
Размах крыла, м 42,4
Высота самолета, м 14,7
Площадь крыла, м2 221,5
Масса пустого самолета, т 66,5
Максимальная взлетная масса, т 141
Максимальная посадочная масса, т 122
Максимальная грузоподъемность, т 37
Запас топлива, т 50,5
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 780
Крейсерское число М 0,68–0,72
Практический потолок, м 12 200
Дальность полета, км:
- при максимальной полезной нагрузке 3300
- при нагрузке 30 т 4500
- при нагрузке 20 т 6400
- перегоночная 8700
Длина разбега, м 940
Длина пробега, м 820
Тип двигателей TP400-D6
Взлетная мощность, л.с. 11 000