http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-17p-1.jpg

Поскольку МиГ-17 в начале 1950-х гг. считался самым совершенным советским истребителем, то вполне естественным являлось его использование в качестве перехватчика. Но без специального оборудования он мог эффективно работать только днем и при хорошей погоде. Поэтому было принято решение снабдить самолет РЛС, что нашло отражение в двух постановлениях Совмина — от 10 июня 1950 г и от 10 августа 1951 г. Первым перехватчиком на базе МиГ-17 стал СП-2 с одноантенным радиолокационным прицелом (РЛП) «Коршун», созданным в НИИ-17 под руководством А.Слепушкина.

Исходно это был МиГ-15бис, носовую часть которого доработали под «Коршун». Однако доводка РЛС в НИИ-17 затянулась, и в соответствии с приказом Минавиапрома на самолёте поставили новое крыло с углом стреловидности 45°, изменили обводы козырька фонаря и увеличили объем задних топливных баков со 165 до 250 л, превратив его фактически в МиГ-17. На перехватчике разместили две пушки НР-23 с боезапасом 90 и 100 патронов. Заводские испытания СП-2 начались с апреля 1950 г, проводил их летчик Г.А.Седов. С 28 ноября по 29 декабря того же года СП-2 прошел государственные испытания в ГК НИИ ВВС. Основными недостатками одноантенного «Коршуна» были ненадежное автоматическое сопровождение цели и сложности, связанные с определением положения цели на экране с круговой разверткой. На вооружение его не приняли.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-17p-2.jpg

Вслед за СП-2 летом 1951 г ГА. Седов начал летные испытания перехватчика СП-6 с РЛП РП-1 «Изумруд» конструкции В.В.Тихомирова, сопряженного с оптическим прицелом АСП-3НМ. Поисковая антенна этого радиолокатора располагалась в верхней обечайке воздухозаборника, а приемная - по его центру. Захват и сопровождение цели «Изумрудом» осуществлялось автоматически, что упрощало применение оружия. Двухантенный РП-1, предварительно испытанный и доведенный в 1950 г на доработанном МиГ-15бис (СП-5), должен был обнаруживать радиоконтрастную цель типа бомбардировщика Ту-4 на удалении до 9,5 км, а типа Ил-28 — на дистанции до 7,5 км, и сопровождать ее на дальностях до 2 км. На практике максимальный радиус обнаружения не превышал 8 км. Кроме того, на высотах ниже 3000 м прицеливанию по воздушным целям мешали помехи от земли, поэтому применение РП-1 допускалось только с высоты 2500 м. В соответствии с постановлением правительства от 27 июля 1953 г нижний предел применения РП-1 требовалось снизить до 1000 м, но вылолнить это не удалось.

Летом 1952 г. на заводе №21 построили три опытных перехватчика СП-6 с тем же радиолокационным прицелом «Изумруд», сопряженным с оптическим прицелом АСП-3НМ. Их передали ОКБ для проведения испытаний. Еще два подобных самолёта выпустил завод №155. Первый полет по программе заводских летных испытаний СП-6 выполнил Г.А. Седов. После принятия на вооружение 27 июня 1953 г. эта машина получила обозначение МиГ-17П.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-17p-3.jpg

Серийный перехватчик МиГ-17П внешне отличался от МиГ-17 обводами фонаря и обтекателем антенны станции РП-1, а также увеличенной до 0,97 м площадью тормозных щитков. Установка РП-1 увеличила полетный вес на 220 кг и ухудшила обзор передней полусферы. Вооружение первоначально состояло из одной пушки Н-37Д и двух НР-23, впоследствии самолёты выпускались как с тремя, так и с двумя НР-23 с боезапасом по 100 патронов на ствол. МиГ-17П строил только один завод №21, да и то недолго. В 1952 г. им было выпущено 178 машин. После создания форсированного двигателя ВК-1Ф по постановлению Совмина от 27 июня 1953 г. его установили и на перехватчик. В результате появился опытный самолет СП-7, первый полет которого состоялся 24 июля 1952 г. До 16 декабря были выполнены 46 полетов. В них опробовали сам самолёт, РЛС и вооружение, после чего СП-7 передали на госиспытания, завершившиеся в мае следующего года с положительной оценкой.

Летно-технические характеристики машины значительно возросли, но как и у МиГ-17Ф, уменьшились крейсерская скорость и дальность полета из-за снизившейся на 100 кг максимальной тяги двигателя при работе на бесфорсажном режиме. В соответствии с постановлением Совмина от 27 июня 1953 г. усовершенствованный перехватчик приняли на вооружение как МиГ-17ПФ. Выпуск этой модификации начали в 1954 г в Горьком. Вооружение состояло из двух или трех пушек НР-23. На последних сериях в состав оборудования ввели навигационный индикатор НИ-50Б и усовершенствованный сигнализатор облучения «Сирена-2». Во всем остальном МиГ-17ПФ был идентичен МиГ-17.

Опыт эксплуатации перехватчиков выявил перегруженность энергосистемы самолета. Генератор ГСК-3000 с трудом справлялся с возросшей нагрузкой, главным образом из-за радиолокационного прицела РП-1, собранного на радиолампах и потреблявшего слишком много энергии. В связи с этим генератор заменили на более мощный ГСК-6000.

В январе 1954 г. начались полеты самолета СП-8 с прицелом РП-5 «Изумруд-5», имевшим увеличенную в два раза дальность захвата. РП-5, являвшийся модернизацией РП-1, был оснащен устройством защиты от несинхронных импульсных помех и имел режим автоматического захвата целей, сопровождая их на удалении до 4 км. В апреле того же года с удовлетворительным результатом завершились его госиспытания. После этого РП-5 запустили в серийное производство. Выпуск МиГ-17ПФ с ним в 1955-1956 гг осуществлялся на заводе №31 в Тбилиси. Последние серии 1956 г предназначались для поставки на экспорт, поскольку советские ВВС уже начали получать более совершенные истребители МиГ-19.

В середине 1953 г. МиГ-17ПФ первым из отечественных истребителей был вооружен четырьмя управляемыми ракетами класса «воздух—воздух», подвешивавшимися под крылом на пусковых установках АПУ-4. Ракеты РС-1-У (К-5), созданные под руководством П.Д. Грушина, наводились на цель по лучу радиолокационного прицела РП-5 и предназначались для борьбы с бомбардировщиками в простых и сложных метеоусловиях, в любое время суток на удалении до 3 км.

Испытания управляемого ракетного вооружения проводили на трех доработанных опытных самолетах СП-6, немного отличавшихся друг от друга. В частности, на одном из них стояла законсервированная пушка НР-23, от которой впоследствии отказались. Третий экземпляр СП-6 в 1956 г рекомендовали принять на вооружение как МиГ-17ПФУ. На заводе №21 в соответствии с постановлением правительства от 30 декабря 1954 г. 40 незаконченных истребителей МиГ-17ПФ доработали для применения управляемых ракет РС-1-У. Специально МиГ-17ПФУ не строили.

Уже после прекращения серийного производства, в соответствии с решением ГКАТ и ВВС от 21 января 1963 г в IV квартале 1963 г один из МиГ-17ПФ вооружили новыми управляемыми ракетами К-13. В 1964 г совместно с заводом №134 были проведены летные испытания, которые закончились успешно. Однако переоборудование МиГ-17ПФУ производить не стали, а ракеты К-13 использовали на перехватчиках следующего поколения. Аналогично в порядке эксперимента на нескольких машинах установили станцию «Горизонт-1», предназначенную для наведения истребителя на цель.

Тактико-технические характеристики МиГ-17П (СП-6)
Размах крыла, м   9,60
Длина самолета, м   11,264
Высота самолета, м   3,80
Площадь крыла, м2   22,60
Масса, кг   
  пустого самолета, кг   3798
  нормальная взлетная   5200
  максимальная взлетная   5930
  топлива,   1173
Тип двигателя   1 ТРД ОКБ В.Я.Климова ВК-1А
Максимальная тяга, кгс   1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч:   
  у земли   1060
  на высоте   1114
Практическая дальность, км:   1295
Практический потолок, м:   15600
Макс. эксплуатационная перегрузка   8
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна пушки HP-23 (2х80 патронов).
  УР РС-1У
  на двух балочных бомбодержателях Д4-50, смонтированных в профиле крыла, могут подвешиваться бомбы калибра 50-100 кг или ПТБ емкостью 400 л.