http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-21m-1.jpg

Вариант МиГ-21М представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21С («изделие 96», в экспортной документации также обозначался Е-7М). На этой машине устанавливался тот же двигатель, но в экспортном исполнении — Р-11Ф2СК-300 (изделие «37Ф2СК», где К означало «коммерческий»), при этом сам самолёт имел ряд существенных отличий от базовой модели. Вместо станции РП-22 применили более старую РП-21МА, сопряженную с доработанным автоматическим прицелом АСП-ПФД. Данные «инновации» типичны для советской практики, отдавать друзьям оружие похуже, не раскрывая последние конструкторско-технологическая достижения своего ВПК. Самолеты МиГ-21М строил завод «Знамя Труда» с 1968 по 1971 г.г. МиГ-21М стал первым экспортным МиГ-21 третьего поколения в семействе. МиГ-21М последних производственных серий оснащались ТРД Р-11Ф2СК-300.

По требованию зарубежных заказчиков, пушку ГШ-23Л с боезапасом в 200 снарядов разместили не в контейнере, а в нижней части фюзеляжа перед центральной балкой подвески ПТБ. Пушка крепилась на выдвижном лафете и легко опускалась для осмотра или ремонта. В связи с ее установкой сократили объем второго фюзеляжного топливного бака. Поэтому подвесной бак пришлось увеличить до 800 л, изменив его форму таким образом, что расстояние от его нижнего контура до поверхности ВПП осталось прежним. При этом конструкцию фюзеляжа в районе шпангоутов №11-16 пришлось изменить и усилить, используя новые узлы в качестве лафета орудия. Изменили расположение турбохолодильника системы кондиционирования кабины пилота. В пространстве между обшивкой фюзеляжа и каналом воздухозаборника проложили тракт питания пушки патронами и отвода и сбора их звеньев. Перед обрезом стволов пушки фюзеляж обшили жаропрочным листом.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-21m-2.jpg

Под каждой консолью крыла, как и на МиГ-21С, крепились два пилона, правда ракеты Р-3Р из состава вооружения экспортной модели исключили. Кроме УР Р-3С в состав арсенала истребителя ввели, ранее запрещенные к поставкам за рубеж, ракеты РС-2-УС. Коллиматорный прицел ПКИ-1 заменили на АСП-ПФ-21, отработанный на опытном Е-7М. Номенклатура боевой нагрузки и количество её вариантов значительно возросли. Кроме управляемых ракет могли применяться неуправляемые авиационные ракеты С-57 в блоках УБ-16 и УБ-32, а также С-24, авиабомбы калибра от 100 (до четырех на многозамковом бомбодержателе МБД-2-67) до 500 кг (на держателях БДЗ-60-21Д). Для фотоконтроля стрельбы предусмотрели прибор СШ-45-1-100-ОС, фиксировавший изображение на отражающем стекле прицела АСП-ПФ-21. Как и на МиГ-21М одновременное применение пушки и других видов вооружения было невозможно. Масса пустого самолёта МиГ-21М составляла 5350 кг, а максимальная взлетная — 9800 кг

Существенно доработали систему управления машины. Кроме автопилота АП-155 и новых рулевых агрегатов установили "ломающуюся" ручку управления в канале тангажа. Вообще-то ручка не ломалась, но внутри ее смонтировали четыре концевых микровыключателя, предназначенных для коммутации параметров работы автопилота. Эти микровыключатели срабатывали при положении ручки у упоров, улучшая управляемость самолетом. Естественно были и другие изменения, направленные на повышение эксплуатационной и боевой эффективности самолёта.

В 1968 г московский завод №30 построил первые 9 серийных МиГ-21М. Выпуск этой модификации продолжался до 1971 г. За это время на истребитель стали устанавливать перископ ТС-27АМШ. МиГ-21М в нескольких незначительно отличавшихся между собой вариантах поставляли в Болгарию, ГДР, Египет, Польшу, Сирию, Румынию, ЧССР и Югославию. Вариант для стран Варшавского договора получил заводской шифр «изделие 96А», его также иногда называли МиГ-21М вариант «А». Лицензию на выпуск самолёта приобрела Индия, и первый экземпляр МиГ-21М индийского производства был передан ВВС этой страны 14 февраля 1973 г. Индийские самолёты МиГ-21М имели зеркала заднего обзора на переплетах фонарей кабины и жаропрочные панели в районе стволов пушек, что делало их внешне идентичными самолетам МиГ-21МФ.

Тактико-технические характеристики МиГ-21М
Размах крыла, м   7.15
Длина, м   14.90
Высота, м   4.71
Площадь крыла, м2   23.00
Масса, кг   
- пустого самолета   5350
- нормальная взлетная   8200
- максимальная взлетная   9300
- топлива   2200
Тип двигателя   1 ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс   1 х 6175
Максимальная скорость , км/ч   
- на высоте   2230
- у земли   1300
Практическая дальность, км   
-  с ПТБ   1420
- без ПТБ   1050
Максимальная скороподъемность, м/мин   12240
Практический потолок, м   17300
Макс. эксплуатационная перегрузка   8.5
Экипаж   1
Вооружение:   Встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов).
Максимальная масса боевой нагрузки до 1200 кг на 4 узлах подвески:
До 4 УР К-13М, К-13, а также НАР в блоках УБ-16 или УБ-32 свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 100 кг , зажигательные баки