http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-21-93-1.jpg

К началу 1990-х гг. МиГ-21 уже явно устарел, однако парк «двадцать первых» был огромен: более 6500 машин в почти 40 странах мира! Большинство из них обладало еще достаточно большим остатком ресурса, было прекрасно освоено лётным составом, имело налаженную систему техобслуживания и ремонта, и чтобы и далее оставаться грозными воздушными бойцами, им требовалось лишь обновить бортовую электронику, прогресс которой в течение 1970-1990 гг был огромен. При этом коммерческая привлекательность модернизации привела к тому, что среди желающих поучаствовать в ней оказалось не только ОКБ Микояна. Опытный образец модернизированного самолёта, получившего обозначение МиГ-21-93, был построен на собственные средства АНПК «МиГ» (такое название получило ОКБ Микояна) и Нижегородского авиационного завода «Сокол» (бывший завод №21).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-21-93-2.jpg

Конечно, микояновцы разработали свое предложение на модернизацию и передали его в государственную компанию «Росвооружение», которая разослала его в большинство стран, эксплуатировавших МиГ-21. Оно основывалось на оснащении самолёта новейшим БРЭО, в том числе разработанной НПО «Фазотрон» лёгкой малогабаритной РЛС «Копье». Станция обеспечивала обнаружение, захват и сопровождение воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли или моря, в том числе вертолётов на режиме висения, сопровождение целей с сохранением режима обзора, выбор и атаку двух наиболее опасных из них, быстрый поиск и автоматический захват визуально видимых целей в режиме «Ближний бой» с применением управляемых ракет и пушки, картографирование местности. Дальность обнаружения воздушных целей РЛС «Копье» намного превышала соответствующий параметр станции РП-22 истребителя МиГ-21бис. Так, она обеспечивала обнаружение, захват и сопровождение цели типа МиГ-21 на фоне свободного пространства на встречных курсах на дальности до 57 км, на догонных курсах — до 30 км, а на фоне земли на встречных курсах — до 57 км, на догоне — 25 км. Обнаружение же наземных или морских радиоконтрастных целей обеспечивалось на дальностях до 100 км.

Прицельное оборудование самолёта МиГ-21-93 пополнилось нашлемной системой целеуказания, а навигационная система получила возможность коррекции показаний по сигналам спутников. Некоторые из бортовых систем стали цифровыми. На машину поставили систему выброса пассивных помех и автоматизированную систему контроля и регистрации полетных данных. Самолёт МиГ-21-93 получил и ряд изменений, видимых невооруженным глазом, в частности, новый фонарь кабины пилота. Бортовой арсенал «воздух-воздух» пополнился новейшими ракетами с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ (Р-77), а также с полуактивной — Р-27Р1 и с тепловой — Р-73. Для работы по земле самолёт получил управляемые ракеты Х-31А и Х-31П, Х-25НП, корректируемые бомбы КАБ-500Кр. Таким образом, МиГ-21-93 превратился в современный многофункциональный истребитель, мало чем уступающий некоторым машинам 4-го поколения.

МиГ-21-93 способен:
- вести всеракурсный воздушный бой на средних и малых дальностях, в том числе на фоне земли (моря) с применением ракет класса воздух - воздух средней дальности;
- осуществлять высокоманевренный ближний бой с применением всеракурсных ракет с ТГС и пушки; выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов и вертолетов (в том числе и находящихся в режиме висения);
- вести воздушную разведку с использованием РЛС, работающей в режиме картографирования местности и обнаружения радиолокационноконтрастных целей;
- поражать как площадные, так и малоразмерные наземные (морские) цели неуправляемым оружием и корректируемыми авиабомбами (КАБ);
- осуществлять борьбу с морскими целями и РЛС противника при помощи УР класса воздух поверхность.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mig-21-93-3.jpg

Впервые самолёт МиГ-21-93 продемонстрировали на салоне МАКС-95 в Жуковском. В распространенных там рекламных материалах утверждалось, что боевая эффективность МиГ-21-93 в 6 раз (!) превышает эффективность МиГ-21бис. Потенциальные заказчики проявили к МиГ-21-93 значительный интерес, в том числе и потому, что его не нужно было строить серийно — в эту модификацию можно было переоборудовать практически любую экспортную модель, начиная с МиГ-21МФ. Первый 28-минутный испытательный полет МиГ-21-93 совершил 25 мая 1995 г с аэродрома завода «Сокол». После приземления летчик-испытатель Владимир Горбунов отметил, что лётные качества истребителя практически не изменились. Это означало, что строевые пилоты, изучив новое вооружение и системы индикации, могли легко освоить модернизированный самолет

МиГ-21-93 нашел своего заказчика — ВВС Индии — ещё на этапе разработки. Доработанные самолёты получили обозначение МиГ-21бис-UPG (с 2002 г называется MiG-21 Bison). От российского прототипа они отличались тем, что несли пилотажно-навигационный комплекс Topflight французской фирмы Sextant Avionique, новые системы радионавигации и захода на посадку, связи, госопознавания и РЭП, аппаратуру постановки пассивных помех израильского производства.

Практические работы по модернизации 125 индийских машин начались в марте 1996 г. А 6 октября 1998 г с аэродрома завода «Сокол» поднялся первый МиГ-21бис-UPG. Отправка 2 обновленных самолётов в Индию состоялась 14 декабря 2000 г после того, как они выполнили более 300 испытательных полётов. К этому моменту на завод HAL уже передали полный комплект документации на выполнение доработки остальных самолётов. Первый переоборудованный там МиГ-21бис-UPG совершил полет в середине 2001 г.

Тактико-технические характеристики МиГ-21-93
Размах крыла, м   7.15
Длина, м   14.10
Высота, м   4.71
Площадь крыла, м2   23.00
Угол стреловидности крыла, град   57
Масса, кг   
- пустого самолета   5460
- нормальная взлетная   8825
- максимальная взлетная   9600
Топливо, кг   2390
Тип двигателя   1 ТРДФ Р-25-300
Тяга, кН   
- нефорсированная   1 х 69.60
- форсированная   1 х 97.10
Максимальная скорость , км/ч   
- на высоте   2175
- у земли   1300
Практическая дальность, км   
- с ПТБ   2100
- без ПТБ   1210
Максимальная скороподъемность, м/мин   13500
Практический потолок, м   17300
Макс. эксплуатационная перегрузка   8.5
Экипаж, чел   1
Вооружение:   встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов).
УР класса воздух - воздух средней дальности Р-27Р1 (до двух единиц) или Р-77 (РВВ-АЕ, до четырех ракет), УР ближнего боя Р-733 (четыре) или Р-60М (шесть), противорадиолокационные ракеты Х-25МП (две) или Х-31П (одна), противокорабельные ракеты Х-31А (одна) или Х-35, корректируемые бомбы с лазерным наведением КАБ-500КР (две), НАР С-5, С-8, С-13 и С-24, свободнопадающие бомбы калибром 100-500 кг.
возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.