Hongdu L-15 Falcon - многоцелевой учебно-боевой самолет, разработанный входящей в состав корпорации AVIC-II компанией HAIG (Hongdu Aviation Industry Group) в Наньчане (Nanchang) при консультационной поддержке российского "ОКБ им. А.С. Яковлева". Hongdu L-15 Falcon представляет собой сверхзвуковой учебно-боевой самолет углубленной подготовки по программе Lead-in fighter trainer (LIFT), предназначенной для пилотов истребителей летающих на самолетах J-10 и J-11 (Су-27). В 2001 году фирмой Hongdu был представлен проект учебно-тренировочного сверхзвукового самолёта Hongdu L-15 Falcon с двумя двигателями и встроенной 23-мм пушкой. Это сейчас Hongdu L-15 сильно напоминает Як-130, а в 2001 г. это был совсем другой самолёт. По своим компоновочным peшениям он больше походил на чудную смесь F/A-18 и Q-5: высокоплан с большим наплывом крыла от F/A-18 и кормой от Q-5. Однако самолёт кардинально изменился, как только в проект включилось ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева".
После этого, в принципе сохранилась только его концепция: учебно-тренировочный и лёгкий боевой самолет повышенной подготовки, обладающий высокой маневренностью, большой тяговооруженностью, летающий на умеренных сверхзвуковых скоростях с относительно большой боевой нагрузкой (отношение максимальной массы боевой нагрузки к взлетной массе для Hongdu L-15 Falcon составляет 0,306). В аэродинамических обводах самолёта сразу проявились черты Як-130, что вполне понятно - назначение самолетов почти одинаковое. Но эта не копия Як-130, это другой самолет. В частности, передняя часть фюзеляжа имеет другие воздухозаборники (на Як-130 нет щели слива пограничного слоя с наплыва крыла); корма вообще имеет свое собственное, оригинальное очертание. И ещё раз о воздухозаборниках: насколько позволяют судить фотографии, на Hongdu L-15 они не имеют створки, перекрывающей «прямой» вход и открывающей забор воздуха с верхней поверхности наплыва, что является своеобразной визитной карточкой Як-130. Это не на пользу самолету, отдельные варианты которого в будущем, возможно будут вынуждены эксплуатироваться с неподготовленных аэродромов в очередных «горячих точках» планеты. Однако это позволило китайцам выполнить тракт воздухозаборника более плавным и чистым с точки зрения аэродинамики.
13 марта 2006 г. начались лётные испытания самолёта L-15-01, который полностью повторял макет 2004 г. Однако после появления на свет L-15-03, L-15-05 и L-15-06 стало ясно, что первая машина - не более, чем самолёт-демонстратор, каковым в своё время был Як-130Д. На парижском авиасалоне 2009 г. "Hongdu" представила тренажер L-15, в котором оснащение кабины уже полностью соответствовало современной авиационной моде. А на выставке 2009 г. в Дубаи потенциальным заказчикам предлагались различные варианты комплектации авионики, было представлено целое семейство УТС и УБС на общей платформе.
С 2001 г. изменился не только внешний вид самолета, но и его характеристики. И без того немалая тяговооруженность стала ещё большей: если раньше при нормальной взлетной массе 6000-6500 кг суммарная тяга двигателей составляла 7000 кгс, ЧТО позволяло иметь значения тяговооруженности в пределах 1,077-1,17, то сейчас оно выросло до 1,235, что ставит Hongdu L-15 в один ряд с самыми энерговооруженными самолетами мира. Как следствие, выросла максимальная скороподъемность до 250 м/с, что на целых 100 м /с больше, чем было заявлено в 2001 г. Все это связано с применением более мощных двигателей: если в 2001 Г. говорилось о неких турбореактивных двухконтурных двигателях с форсажной камерой (ТРДДф) китайского производства WS-11 с тягой на форсаже 3500 кгс, то в 2004 Г. самолет представлялся с украинскими ТРДДФ АИ-222К-25Ф, развивающими тягу до 4200 кгс.
На Чжухайском салоне 2006 г. едва начавший полеты L-15-01 с двигателями словацкого производства ДВ-2 был представлен на статической площадке. Следует заметить, что уже на первом представлении широкой публике самолет был с подвесным вооружением. Казалось, производители сразу же делали акцент на том, ЧТО это не «чистый» УТС. 1 0 мая 2008 г. совершил полёт L-15-03 с двигателями АИ-222К-25. Летчики-испытатели сразу же отметили увеличившуюся тяговооруженность и лучшую динамику этого самолета по сравнению с L-15-01. Кроме того, что двигатели имели большую тягу, (каждый по 300 кгс), они еще отличались и лучшей приемистостью и возможностью поддерживать постоянную тягу до больших температур окружающего воздуха. Летчики сразу же оценили достоинства электронной САУК. Кроме двигателей, на самолете были и другие изменения. Поменялись формы хвостовой части фюзеляжа, горизонтального оперения, створок шасси.
На салоне в Чжухае 2008 г. L-15-03 демонстрировал эффектный пилотаж с выходом на большие углы атаки. L-15-05 - второй самолет с двигателями АИ-222К-25 - совершил первый вылет 8 июня 2008 г. А в декабре 2009 г. состоялось его первое зарубежное турне на авиационную выставку в Дубаи, где самолёт был представлен в двух вариантах: L-15AJT - учебно-тренировочный самолет для основной и повышенной подготовки и L-15LIFТ - учебно-боевой самолёт для подrотовки летчиков-истребителей. Вариант L-15AJT - дозвуковой самолет с двигателями АИ-222К-25, в то время как L-15LIFТ - сверхзвуковой самолет с двигателями АИ-222К-25Ф, оснащенный БРЛС и другими системами, присущими современным боевым самолетам. Тогда же на китайских сайтах появилась информация, что именно L-15-05 является эталоном для серийного самолета в варианте L-15AJT.
Весной 2010 г. началась сборка самолёта L-15-06, который стал первым самолетом в версии L-15LIFТ. Он отличается измененной носовой частью фюзеляжа (для установки БРЛС), усовершенствованной авионикой, применением в производстве новых технологических процессов. В кабине пилота обновленного самолета установлен коллиматорный индикатор, а также шесть многофункциональных полноцветных дисплея (по три для каждого пилота). Хвостовое оперение, а также закрылки L-15LIFT выполнены из композитных материалов. Два двигателя АИ-222К-25Ф для этого самолета были изготовлены еще летом 2009 г., а 15 августа поступило сообщение, что сборка L-15-06 завершена и он передан на летно-испытательную станцию.
Одновременно появилась информация, что ВВС Китая заказал и первую партию Hongdu L-15. Надо сказать, что ещё со времени первых полётов Hongdu L-15 в различных источниках стала появляться информация, что на его базе китайцы планируют создать одноместный лёгкий истребитель. Исходя из представленных на сингапурских выставках материалов, а также рекламных проспектов, самолет дополнительно должен получить две точки подвески под крылом и иметь возможность нести до 4000 кг разнообразной боевой нагрузки. Боевые возможности Hongdu L-15 довольно высоки: он может нести практически всю номенклатуру вооружения тактической авиации и по этому критерию превосходит и Су-25, и МиГ-29, состоящие.
Тактико-технические характеристики Hongdu L-15 Falcon
Размах крыла, м 8.73
Длина самолета,м 12.08
Высота самолета,м 4.41
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 6500
максимальная взлетная 9500
Тип двигателя 2 ТРДДФ WS-11
Тяга кгс 2 х 3500
Максимальная скорость, км/ч 1486 (М=1.4)
Перегоночная дальность, км 3000
Боевой радиус действия, км 550
Максимальная скороподъемность, м/мин 9000
Практический потолок, м 16000
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм пушка
боевая нагрузка - 1000 кг на 5 узлах подвески