Ударный истребитель AIDC F-CK-1 Ching-Kuo предназначен для ведения противокорабельных операций и для подготовки летного состава. Истребитель F-CK-1 Ching-Kuo был создан в ответ на неожиданные ограничения на импорт американских боевых самолетов. Тайвань намеревался заменить свои устаревшие самолеты F-104 «Старфайтер» на F-20 «Тайгершарк», однако правительство США наложило эмбарго на поставки Тайваню современных истребителей. Поэтому руководство Тайваня решилось на смелый шаг - создание собственного истребителя. Его разработку и постройку поручили государственному авиационному опытно-конструкторскому и производственному центру AIDC (Aero Industry Development Centr).
Программа получила обозначение IDF (Indigenous Defensive Fighter - национальный оборонительный истребитель). Не стоит думать, что AIDC начал создание истребителя опираясь только на собственные силы. Наложив запрет на поставку вооружения, США никак не ограничивали сотрудничество своих фирм с Тайванем. Поэтому при разработке было решено широко опираться на их материалы, благо тайваньцы уже имели большой опыт сотрудничества, полученный в ходе лицензионного выпуска других самолетов. Формально разработка IDF началась в 1982 г., хотя первые прикидки были сделаны еще в 80-ом. Программе присвоили кодовое наименование "Безопасный полет". Заданием предусматривалось создать легкий всепогодный истребитель, способный также наносить удары по наземным целям с низкой стоимостью жизненного цикла, простого в обслуживании и с высокой надежностью.
Разработка самолета финансировалась AIDC и Министерством обороны Тайваня по четырем отдельным программам - планер, силовая установка, авионика и вооружение. Всего было заказано 256 машин, включая и двухместные учебно-боевые истребители. В 1985 г. программа IDF была заморожена, так как сочли, что расходы на разработку значительно превышают первоначально запланированные один миллиард долларов США (по некоторым сведениям в 1989 г. они превысили пять миллиардов). Но AIDC предложил сэкономить деньги, отказавшись от постройки прототипа, а сразу выпустив предсерийный самолет, которому присвоили обозначение FSD (Full Scale Development). Именно в таком виде были построены первые четыре машины. Но они весьма значительно отличались от серийных IDF, поэтому их проще считать прототипами. 10 декабря 1988 г. новому истребителю присвоили имя "Цзин Го" (Ching-Kuo), в честь бывшего президента Тайваня, сына Чан-Кайши.
Первый FSD (77-8001/10001, А-1) поднялся в воздух 28 мая 1989 г. Самолет был окрашен в красный, белый и синий цвета. Хотя первый полет был запланирован на апрель, его отложили, чтобы еще раз проверить электронную систему дистанционного управления. Радар на истребителе отсутствовал, а пониженная тяга силовой установки не позволяла развивать скорость соответствующую М=1,2 . Второй и третий FSD (их уже оснастили радаром) поднялись в воздух 27 сентября 1989 г. и 10 января 1990 г. соответственно. Четвертый FSD (77-8004/10004, В-1), который по совместительству был и первым двухместным "Цзин-Го", взлетел 10 июля 1990 г.
В отличие от своих собратьев он уже имел камуфляжную окраску. На всех прототипах была установлена телеметрическая аппаратура, которая позволяла в реальном масштабе времени передавать в ходе летных испытаний 300 показателей датчиков и еще 1000 записывать для последующей расшифровки. Каждый опытный самолет был предназначен для своего раздела программы летных испытаний. Первый - для исследования устойчивости и управляемости, включая и полет на больших углах атаки, или при предельном числе М и потолке; второй - для изучения воздействия перегрузок (свыше 9) на конструкцию, а третий - для испытании на больших высотах, отстрела оружия и поведения в полете с различными вариантами подвески. На двухместной машине отрабатывалась методика тренировки летчиков, испытывался радар и проверялась совместимость авионики.
Как это зачастую случается, испытания не обошлись без происшествий. 29 октября 1989 г. во время демонстрации президенту Тайваня из-за лопнувшей на взлете шины потерпел аварию первый прототип (по иронии судьбы это стало одной из первых появившихся в печати фотографий нового истребителя). Самолет был восстановлен и оснащен радаром, что оказалось очень кстати, так как 12 июля 1991 г. потерпел катастрофу второй прототип. При наборе высоты около 5000 м, при скорости М=1 самолет стал испытывать сильные вибрации и у него отвалился левый стабилизатор. Летчику удалось покинуть падающую машину на высоте 2000 м, но он утонул, несмотря на то, что спасатели были на месте катастрофы через 10 мин. После этого инцендента конструкция стабилизатора была усилена.
Следом за FSD в строй вступило 10 предсерийных самолетов (из них четыре двухместных). Начатая сборкой в апреле 1990 г., первая из этих машин была поставлена ВВС 9 марта 1992 г., а последняя - 19 ноября 1993 г. Внешним отличием одноместного варианта от прототипа был фонарь кабины состоящий из трех частей вместо двух. AIDC отрабатывал на этих самолетах технологию производства и испытаний серийных истребителей и сумел добиться существенного сокращения времени производства. Достаточно сказать, что срок испытания проводки носовой части фюзеляжа сократился с 25 до 10 дней. В январе 1994 г. ВВС Тайваня получили первый серийный "Цзин Го" (83-8015/1605). Что же представляет собой этот самолет?
Как уже упоминалось, создание F-CK-1 Ching-Kuo велось по четырем отдельным программам. Программа создания планера самолета получила название "Парящий орел" и проводилась AIDC при поддержке американской фирмы Дженерал Дайнэмикс. Последняя передала тайваньцам спецификации и чертежи на истребитель F-16 (на общую сумму 50 млн. долл.). Кроме того, около 60 американских инженеров были посланы на Тайвань и включены в группу разработчиков IDF.
Но AIDC не стала слепо копировать американский истребитель, а творчески переработала его под свои требования. Самолет получил высокорасположенное крыло умеренной стреловидности с увеличенными корневыми наплывами, улучшавшими летные характеристики на больших углах атаки. Механизация крыла состоит из предкрылков и флаперонов, занимающих по размаху почти всю заднюю кромку крыла. По размерам "Цзин Го" получился несколько меньше F-16, скорее ближе к F-5. Однокилевое вертикальное оперение и цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор аналогичны применяемым на американском "родственнике", а вот фюзеляж претерпел серьезные изменения, связанные с установкой двух двигателей и боковых воздухозаборников овального сечения "а-ля F-18".
Планер имеет ресурс 8000 летных часов (не менее 12000 посадок) и в основном выполнен из алюминиевых сплавов. Сталь используется лишь в высоконагруженных узлах или элементах конструкции, подверженных воздействию высоких температур. Применение графито-эпоксидных композитов ограничилось лишь обшивкой киля и стабилизатора, съемными панелями, тормозными щитками и флаперонами. Тем не менее, при статических испытаниях четвертый прототип "налетал" 16000 часов.
Кабина самолета может показаться европейцу маленькой и тесной, поскольку ее размеры выбраны в соответствии с антропометрическими данными тайваньских летчиков, но ее оборудование - боковая ручка управления, широкоформатный индикатор на лобовом стекле фирмы Бендикс-Кинг и два многофункциональных дисплея ни чуть не уступают оборудованию F-16 последних выпусков. Фонарь кабины открывается вверх-назад. Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер Мк.12, отклоненное на 30 назад, позволяет летчику покинуть самолет как на стоянке, так и при скорости полета до 1100 км/ ч.
Двигатель для IDF разрабатывался AIDC совместно с фирмой Гаррет. Номинально была создана корпорация ITEC (международная корпорация турбореактивных двигателей), располагавшаяся на Тайване, инженерный штат которой состоял как из сотрудников AIDC так и Гаррет. За основу Гаррет взяла свой двигатель TFE731, который уже хорошо зарекомендовал себя на самолетах бизнесс-класса. Для установки на IDF конструкция двигателя была полностью переработана, его длина увеличилась почти в два раза (до 3560 мм) за счет установки форсажной камеры. Компрессор и турбина тоже были значительно модифицированы: вместо одноступенчатого вентилятора был поставлен трехступенчатый.
Двигатель состоит из восьми модулей, каждый из которых может быть заменен независимо от других, причем после повторной сборки никакой балансировки не требуется. ТРДДФ, которому присвоили обозначение TFE1042-70 развивает номинальную тягу 2740 кг, а на форсаже - 4300 кг. Первое испытание нового двигателя состоялось в феврале 1989 г., в сентябре 1991 г. были проведены квалификационные испытания, а с октября началось серийное производство. Хотя ITEC производит часть деталей, основной ее задачей является окончательная сборка из американских комплектующих.
Программа создания авионики для F-CK-1 Ching-Kuo получила название "Небесный гром" (Tien Lei) и проводилась AIDC совместно с фирмой Смит Индастриес. Радиолокационная станция GD-53 "Золотой дракон" создана на базе РЛС Вестингауз AN/APG-67 (V), разработанной для истребителя F-20, но включает в себя некоторые элементы используемой на истребителе F-16A РЛС AN/APG-66. GD-53 представляет собой многорежимный импульсно-доплеровский радар, имеющий дальность обнаружения 150 км (для целей с ЭПР аналогичной бомбардировщику Ту-16, для целей типа истребителя дальность обнаружения сокращается до 50 - 70 км) и позволяющий наносить удары как то воздушным, так и по наземным целям. Он имеет малое число деталей и высокую степень интеграции, что позволило достигнуть среднего времени наработки на отказ 235 часов. В состав оборудование самолета также входят: система оповещения о радиолокационном облучении TWS-95, инерциальная система навигации Ханиуэлл Н423, тепловые и радиолокационные ловушки, система контроля фирмы Эллайд Сигнал. Система управления самолетом - электродистанционная с компьютером фирмы Лир-Астроникс.
Поскольку в начале работ по программе IDF было не ясно, продолжат ли США поставки Тайваню ракет воздух-воздух, было принято решение о разработке собственной ракеты аналогичной американской AIM-9. Эта ракета получила обозначение ТС-1 (Tien Chien-1, "Небесный меч"). Тайваньцы не стали изобретать велосипед (кроме того лицензионное производство AIM-9 уже было налажено на острове) и в результате ракета стала очень похожа на AIM-9L. Первые испытательные пуски были проведены в апреле 1986 г. с истребителя F-5E, производство началось в 1989 г., а принятие на вооружение - в 1991 г. Кроме того, Тайвань начал разработку ракеты большой дальности действия "Небесный меч-2" ТС-2. Сведений об этой ракете имеется немного, по утверждениям тайваньцев она напоминает американский AMRAAM, имея скорость М 4, дальность действия около 50 км и применяется по принципу "выпустил и забыл". Но судя по всему, работы по этой ракете продвигаются не слишком успешно, и хотя F-CK-1 Ching-Kuo не раз демонстрировался с ТС-2 под крылом, об их принятии на вооружение пока ничего не слышно.
F-CK-1 Ching-Kuo может нести помимо ракет класса воздух-воздух (AIM-9L и -9Р, ТС-1, ТС-2) 227 или 907-килограммовые бомбы, контейнеры НУРС, УР AGM-65B "Мэйврик", бомбы GBU-12A с лазерным наведением и подвесные топливные баки. По левому борту установлена 6-ствольная 20 мм пушка Дженерал Электрик М61А2 "Вулкан".
В марте 1993 г. заказ на F-CK-1 Ching-Kuo был сокращен до 130 самолетов, из них 28 двухместных( напомним, что первоначально предполагалось выпустить 256 машин). Это было связано с тем, что США сменили гнев на милость и разрешили фирме Локхид Мартин продать Тайваню партию истребителей F-16. Очевидно, что это решение было связано с тайваньско-французским соглашением о закупке истребителей "Мираж", а упускать выгоду не в стиле американцев. Еще одним фактором, повлиявшим на сокращение заказа явилась высокая стоимость IDF (к примеру, вместо первоначальных 2 млн. долл. двигатель стал стоить 5).
Первоначально тайваньские ВВС планировали перевооружить на F-CK-1 Ching-Kuo четыре истребительных крыла, но им пришлось умерить свои аппетиты до двух. Первым получило новые самолеты третье тактическое истребительное крыло. Восьмая эскадрилья этого крыла закончила перевооружение 28 декабря 1994 г., а в январе 1995 г. была объявлена боеготовой. На ввод самолетов в строй повлияли две катастрофы, причиной которых явлалось несовершенство топливной системы. Тем не менее, в настоящее время F-CK-1 Ching-Kuo является единственным истребителем четвертого поколения, построенным не в США или России, состоящим на вооружении. Аналогичные европейские самолеты EFA и "Рафаль" (правда, их можно отнести скорее к поколению 4+), все еще проходят испытания, а шведский "Гриппен" только начал поступать на вооружение.
Дальнейшая судьба IDF еще не определена. Хотя заказ сокращен до 130 самолетов, министр обороны Тайваня заявил, что F-CK-1 Ching-Kuo будет предлагаться для поставок на экспорт. Но такое развитие событий маловероятно, поскольку конкуренция на рынке авиационной техники очень сильна, а высокая цена самолета может отпугнуть потенциальных покупателей. В проекте осталась и модификация F-CK-1 Ching-Kuo с расширенными возможностями, оснащенная более мощными ТРД и новой авионикой, позволяющей расширить возможности самолета при ударах по наземным целям. Еще более амбициозный проект IDF 2, предусматривающий создание истребителя класса Р-15/СУ-27 в настоящее время даже не рассматривается.
Первый из 10 предсерийных самолетов F-CK-1 Ching-Kuo выкатили из сборочного цеха 9 марта 1992 года, он отличался от предшественников увеличенными воздухозаборниками и наличием небольшого подфюзеляжного киля и цилиндрических обтекателей антенн системы предупреждения о радиолокационном облучении на наплывах крыла. Поставки ВВС начались ранее запланированного срока (январь 1994), а уже 10 февраля 1993 года 7-я эскадрилья публично продемонстрировала свои новые самолеты. В качестве своеобразного "подарка" были также отремонтированы первый и четвертый прототипы. В марте 1993 года законодательный орган стран объявил, что будет закуплено только 130 самолетов, которыми оснастят два авиакрыла, вместо запланированных четырех.
Работы по программе среднесрочной модернизации IDF были начаты в 2001. В их ходе предполагалось заменить бортовые компьютеры на более мощные, с увеличенным объемом памяти. Усовершенствованный радар получил возможность вести борьбу с системами радиопротиводействия противника, а номенклатура вооружения была расширена за счет боеприпасов "воздух-поверхность". В роли перехватчика доработанные F-CK-1 получили возможность нести ракету ТС-2 с активной радиолокационной головкой наведения, созданную CSIST, и одновременно сопровождать четыре цели, вместо прежних двух.
Работы по программе среднесрочной модернизации IDF были начаты в 2001. В их ходе предполагалось заменить бортовые компьютеры на более мощные, с увеличенным объемом памяти. Усовершенствованный радар получил возможность вести борьбу с системами радиопротиводействия противника, а номенклатура вооружения была расширена за счет боеприпасов "воздух-поверхность". В роли перехватчика доработанные F-CK-1 Ching-Kuo получили возможность нести ракету ТС-2 с активной радиолокационной головкой наведения, созданную CSIST, и одновременно сопровождать четыре цели, вместо прежних двух.
Доработки планера, прежде всего, касались усиления конструкции шасси и установки более мощных тормозов, чтобы компенсировать возросшую массу самолета. На рост последней больше всего повлияла установка сверху фюзеляжа двух конформных топливных баков, вмещающих по 272 кг топлива каждый.
Первая доработанная машина, одноместный F-CK-1C (10005) поднялась в воздух в октябре 2006 года, а в начале 2007 года за ней последовала двухместная модификация F-CK-1D (10006). "Фаза I" программы отработки и летных испытаний была завершена в конце 2007 года, а "Фазу II" планировалось закончить в 2008 году.
В настоящее время ВВС Тайваня имеют на вооружении 128 F-CK-1 Ching-Kuo, и в конце 2008 года решение о проведении их среднесрочной модернизации еще не было принято. ВВС и AIDC планируют провести модернизацию в два этапа: в ходе первого будут доработаны самолеты двух эскадрилий, а в ходе второго - все оставшиеся. Наряду с модернизацией уже существующего парка F-CK-1 А/В AIDC предлагает построить новые самолеты.
Конструкция самолета.
Одноместный двухдвигательный самолет F-CK-1 Ching-Kuo выполнен по нормальной балансировочной схеме с трапециевидным среднерасположенным крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Крыло умеренной стреловидности имеет большие корневые наплывы, обеспечивающие благоприятное вихревое обтекание крыла на больших углах атаки. Почти всю заднюю кромку крыла занимают флапероны, носки крыла отклоняемые. Фюзеляж выполнен в соответствии с трансзвуковым правилом площадей. Вертикальное оперение однокилевое, стабилизатор дифференциальный цельноповоротный. Конструкция изготовлена в основном из металлических сплавов, из композитов выполнен только стабилизатор, в дальнейшем объем применения КМ планируется увеличить. Расчетный ресурс планера 8 000 ч. Шасси трехопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками.
Силовая установка. Два двигателя TFE1042-70, управляемые с помощью цифровой электронной системы с полной ответственностью, установлены в хвостовой части фюзеляжа. В дальнейшем возможна установка двигателей повышенной тяги. Воздухозаборники двигателей имеют эллиптическое сечение с развалом больших осей эллипсов, снабжены отсекателями пограничного слоя и расположены под корневыми наплывами крыла.
Общесамолетные системы. На самолете установлена цифровая электродистанционная система управления полетом фирмы Лир Астроникс с боковой ручкой управления. Кабина летчика герметическая с системой кондиционирования. Фонарь кабины выступающий бескаркасный, откидывается назад-вверх (на двухместном варианте - влево). Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер Mkl2 обеспечивает аварийное покидание самолета летчиком в полете и на стоянке.
Целевое оборудование. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС GD-53 представляет собой вариант РЛС Дженерал Электрик AN/APG-67 с включением некоторых элементов РЛС Вестингауз AN/APG-66. РЛС GD-53 имеет максимальную дальность действия 150 км, способна обнаруживать воздушные (в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности) и надводные цели. Установлена ИНС Ханиуэлл Н423. Приборное оборудование включает два многофункциональных экранных индикатора и ИЛС фирмы Бендикс Кинг. Имеются цифровая шина данных и ЭВМ обработки данных.
Вооружение включает одну встроенную пушку М61А "Вулкан" калибром 30 мм по левому борту фюзеляжа под корневым наплывом крыла. На внешних узлах самолет может нести до четырех УР класса воздух-воздух малой дальности TC-1 Tien Chien I ("Скай Суорд" I) с ИК ГСН и две средней дальности TC-2 Tien Chien II ("Скай Суорд" II) с радиолокационной ГСН (в разных комбинациях) или до трех противокорабельных УР "Шюн Фен", а также УР класса воздух-поверхность "Мейврик", бомбы и блоки НАР.
Модификации :
F-CK-1A Ching-Kuo одноместный многоцелевой истребитель
F-CK-1B Ching-Kuo двухместный учебно-боевой истребитель
F-CK-1C/D Hsiang Sheng модернизированный двухместный вариант
ЛТХ: Модификация F-CK-1A
Размах крыла, м 9.46
Длина, м 14.21
Высота, м 4.42
Площадь крыла, м2 24.20
Масса, кг
пустого 6486
максимальная взлетная 12247
Тип двигателя 2 ТРД ITEC (Garrett/AIDC) TFE1042-70 (F125)
Тяга , кН
нефорсированная 2 х 26.80
форсированная 2 х 42.20
Максимальная скорость, км/ч 1275 (М=1.20)
Максимальная скороподъемность, м/мин 15240
Практический потолок, м 16760
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulcan
Боевая нагрузка - 3900 кг на 9 узлах подвески:
4 УР возду-воздух Tien Chien 1 (ближнего действия) и/или
2 УР возду-воздух Tien Chien 2 (среднего действия) или
3 ПКР Hsiung Feng II и различные комбинации обычных и наводящихся бомб, ПУ НУРС и контейнеры с авиапушками.