Истребитель-бомбардировщик Dassault-Breguet Etendard предназначен для защиты флота от кораблей противника, нанесения ударов по наземным целям и ведения фоторазведки. Кроме того, он может использоваться для борьбы с воздушными целями и в качестве топливозаправщика. К середине 50-х годов растущие сложность, стоимость и вес атакующих истребителей привели к идее создания легкого дешевого летательного аппарата, и компания Dassault-Breguet начала проектирование (двух финансируемых НАТО и одного на собственные средства) прототипов под наименованием «Этандар Стандарт».
Первым из них 23 июля 1956 г. совершил полет самолет Etendard II, являвшийся развитием более ранних самолетов семейства «Мистер». Он имел стреловидные крыло и хвостовое оперение, трехопорное шасси, меньшие габаритные размеры и 2 турбореактивных двигателя Турбомека Габизо тягой 1100 кг. Однако проблемы с двигателями привели к прекращению разработки этого самолета.
Второй финансируемый прототип имел обозначение Etendard VI. В целом схожий с самолетом Etendard II, в качестве силовой установки он использовал 1 двигатель Бристоль Сиддли Орфей ВОг. с тягой 2200 кг, с которым и поднялся впервые в воздух 16 марта 1957 г. Планировалось, что на серийные самолеты будут устанавливаться двигатели Орфей ВОг 12. развивавшие на форсаже тягу 3706 кг. Однако в дальнейшем работа над самолетом была прекращена.
С самого начала компания выбрала летательный аппарат с увеличенными размерами, в котором могло размещаться больше топлива и более мощные двигатели, чтобы он мог использоваться в качестве палубного многоцелевого истребителя. Это оказалось правильным решением, и после первого полета 24 июля 1956 г. ВМС Франции начали проявлять интерес к самолету. Был заключен контракт на продолжение его разработки. но уже под обозначением Etendard IVM.
Первоначальный контракт предусматривал поставку одного прототипа и шести полностью флотских предсерийных моделей Etendard IVM. Последний самолет имел складывающееся крыло увеличенной площади, увеличенный руль направления, усиленные стойки шасси с большим ходом амортизации, носовую стойку шасси изменяемой длины, катушку катапульты и тормозной крюк. В качестве силовой установки использовался 1 турбореактивный двигатель SNECMA «Атар» 08В тягой 4400 кг. Самолеты Etendard IVM, которых было построено 69 экземпляров, начали поступать на вооружение ВВС в январе 1962 г., укомплектовав французские авианосцы «Клемансо» и «Фош».
Вариант Etendard IVB единственный опытный самолет с двигателем Эвон 51 и закрылками со сдувом пограничного слоя.
Etendard IVP — последующее развитие последнего предсерийного самолета Etendard IVM в качестве прототипа для разведывательного самолета и самолета-заправщика; кроме носовой заправочной штанги, самолеты Etendard IVP были оснащены «ранцевой» («buddy-pack») бобиной со шлангом, разработанной компанией «Дуглас Эйркрафт», которая позволяет использовать их в качестве самолетов-заправщиков для ударных истребителей, базирующихся на авианосцах.
Успех этих самолетов в эксплуатации привел к тому. что компания «Дассо» в начале 70-х годов получила контракт на разработку модернизированного варианта, известного под названием Super Etendard. Два прототипа были сделаны за счет модификации планеров Etendard IVM.
Первый из них, совершивший полет 28 октября 1974 г., использовался для отработки двигателя и испытательных стрельб ПКР «Экзосет» класса «воздух-поверхность», которой предполагалось вооружить этот самолет. Второй прототип взлетел 25 марта 1975 г. и интенсивно эксплуатировался для создания навигационной системы и отработки возможностей бомбометания. Первоначальный контракт на 100 машин затем сократился до 71. Первый полет серийного самолета Super Etendard состоялся в ноябре 1977 г.
Самолет Super Etendard отличается от исходного усовершенствованным бортовым оборудованием и крылом, увеличенной массой при взлете с катапульты, большим запасом топлива и более мощным бесфорсажным двигателем. Считается, что истребитель-бомбардировщик Super Etendard представляет собой на 90% новый самолет.
Самолет построен по нормальной схеме, со среднерасположенным цельнометаллическим и двухлонжеронным стреловидным крылом кессонной конструкции. Крыло снабжено элеронами и инцепторами, к фюзеляжу крепится болтами.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, овального сечения, выполнен по правилу площадей. Он отличается от фюзеляжа исходного самолета удлиненной носовой частью, усиленной конструкцией и геометрией воздухозаборников. В носовой части размещена новая РЛС, ИНС, радиовысотомер и выдвигающийся приемник топлива для заправки в полете. В центральной части фюзеляжа находится кабина летчика, отсек радиоэлектронного оборудования, каналы воздухозаборника, внутренние топливные баки, воздушные тормоза большой площади. Для облегчения снятия двигателя хвостовая часть фюзеляжа является съемной. Самолет имеет стреловидный киль и управляемый стабилизатор.
Кабина летчика бронированная, снабжена системой кондиционирования воздуха и оборудована легким катапультным креслом. Шасси убирающееся, трехопорное. Носовая стойка убирается назад, основные стойки шасси, имеющие по одному колесу, — в крыло и фюзеляж. Гидравлическая система состоит из двух независимых гидросистем с двумя насосами переменной производительности.
Радиоэлектронное оборудование включает инерциальную навигационно-бомбардировочную систему, РЛС «Агав», коллиматорный индикатор VEMI30, цифровой вычислитель воздушных данных, лазерный дальномер CGT/CSF, радиовысотомер, автопилот, радионавигационную систему TACAN. Кроме того, в состав бортового оборудования входят приемники системы VOW и ILS, оборудование радиосвязи, система опознавания «свой-чужой» и т. д. Предусмотрена установка системы предупреждения о радиолокационном облучении самолета и средств постановки пассивных и активных помех.
Самолет Super Etendard оснащен двумя пушками DEFA 553 (калибр 30 мм, боезапас 125 снарядов) и имеет пять узлов подвески вооружения (четыре под крылом и один под фюзеляжем), включающего одну ракету AM.39 «Экзосет» класса «воздух-поверхность» и дополнительные топливные баки под правой и левой консолями крыла.
Super Etendard хорошо зарекомендовал себя во время боевых действий в 1980-х гг. Эти самолеты применялись в боевых условиях Францией в составе сил ООН по поддержанию мира в Ливане (1983-1984 гг.), Аргентиной во время англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских островов (1982 г.) и Ираком для нанесения ударов по наземным и надводным целям во время конфликта в районе Персидского залива. Аргентинские самолеты Super Etendard уничтожили английский эсминец «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик Конвейер», причем не было потеряно ни одного самолета. В Ливане в сентябре 1983 г. во время атаки наземных целей четырьмя самолетами Super Etendard были уничтожены четыре установки ЗУР. В ходе ирано-иракского конфликта только в 1984 г. самолеты Super Etendard принимали участие в 51 атаке кораблей.
Производство самолетов Super Etendard прекратилось в 1983 г., и для его замены в 1989 г. была выбрана морская версия самолета «Рафаль» М. Однако поскольку эти самолеты будут выпущены не ранее 2005 г., в настоящее время осуществляется программа усовершенствования продолжающих эксплуатироваться 56 машин «Этандар». Программа включает замену радара «Аджейв» на устройство управления электронных систем ВВС Анемон, использование новой инерциальной навигационной системы (INS), пилотажно-проекционного индикатора CSF фирмы «Томсон», установку дисплея электронных средств ведения боевых действий, HOTAS, системы ночного видения и дополнительного пилона на фюзеляже для различного вооружения.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 1120
максимальная на высоте до 3 км 1200
крейсерская 820
Практический потолок, м 13700
Дальность, км:
перегоночная 2590
действия 410-960
Масса, кг:
максимальная взлетная 11500
нормальная взлетная 6450
пустого самолета 6500
Габариты самолета, м
размах крыла 9.6
длина 14,31
высота 3,86
Двигатель: ТРД SNECMA Atar 8К-50, кгс 5000