http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/J-22-Orao.jpg

Штурмовик Soko/CNIAR J-22 Orao предназначен для атаки наземных целей и непосредственной поддержки войск. Может применяться в качестве низковысотного истребителя-перехватчика. Двухместные варианты самолета, кроме того, используются как учебно-тренировочные. Международная программа, известная как «Джуром», была начата в 1970 г. в ответ на совместное техническое задание ВВС Румынии и нейтральной Югославии на одноместный штурмовик. Самолет был спроектирован инженерами Технического института воздухоплавания Югославии и института авиамеханики и авиационных конструкций Румынии: производство было доверено компании «Soko» и Национальному центру авиакосмической индустрии Румынии (CNIAR). Они построили по одному опытному самолету, которые поднялись в воздух одновременно в двух странах 31 октября 1974 г.

Самолеты J-22 Orao были оснащены турбореактивными бесфорсажными двигателями Випер Мк.622-41R. За ними последовала пара опытных самолетов двухместного учебно-тренировочного варианта, совершивших полет вновь одновременно 29 января 1977- г. Эти варианты имели обозначение: J-22 Orao (огао — орел) в Югославии и IAR-93 в Румынии.

После полетов двухместных опытных самолетов обе компании начали строительство предсерийной партии из 15 машин, и первые экземпляры были подняты в воздух в 1978 г. Серийное производство самолетов IAR-93 началось в 1979 г., а самолетов J-22 - в 1980 г.

В Югославии недостаточная тяговооруженность этих машин привела к их использованию для разведывательных целей под обозначением IJ-22. небольшое количество было двухместными учебно-тренировочными вариантами NJ-22.

В Румынии партия самолетов была обозначена IAR-93A, и некоторые из них также являлись двухместными учебно-тренировочными. Окончательный серийный самолет оснащался форсажным двигателем Випер Мк.633-41 и был обозначен J-22M или Orao 2 в Югославии и IAR-93B в Румынии. Пока шли работы над новым двигателем, из цехов в обеих странах выкатили по 20 первых машин. Однако при создании ТРДФ "Вайпер" 633-41 столкнулись с целым рядом технических проблем, и первый Orao 2 впервые поднялся в воздух лишь 20 октября 1983 г - с опозданием на четыре года, а поступил в серийное производство в 1984 г. После испытаний новый истребитель пошёл в серию, став на долгие годы основным истребителем огневой поддержки в обеих странах.

По конструкции самолет J-22 Orao выполнен в виде цельнометаллического моноплана с высокорасположенным стреловидным крылом малого удлинения. Хвостовое оперение имеет один основной киль, а под фюзеляжем установлены два небольших дополнительных киля для повышения устойчивости самолета в полете. Под рулем направления размещен контейнер тормозного парашюта. Кабина находится в передней части фюзеляжа. В зависимости от модификации, она рассчитана на установку одного или двух катапультируемых кресел. Конструкция шасси напоминает конструкцию шасси самолета Ягуар. Каждая из двух основных стоек имеет два пневматика, а передняя - один. В полете все стойки убираются в фюзеляж.

Самолет J-22M Orao 2 имеет наплывы на передней кромке корневой части крыла, увеличенную емкость внутренних топливных баков; были удалены надкрыльевые, ближние к фюзеляжу, аэродинамические перегородки. Подкрыльевые узлы подвески усилены для переноски грузов массой до 500 кг на каждой, а узлы подвески на центральной части фюзеляжа приспособлены для груза массой 800 кг. В завершение самолет получил новое авиационное электронное оборудование, включая индикацию на лобовом стекле Томпсон-CSF VE-120T.

В качестве силовой установки на самолете применяются турбореактивные двигатели Viper Мк. 632-41 R, производимые по лицензии фирмы Роллс-Ройс на бухарестском заводе Турбомеханика. Тяга этого двигателя составляет 1810 кгс. Имеются сведения, что на части самолетов установлены более мощные двигатели Viper Мк. 633-41, которые на форсажном режиме развивают тягу 2270 кгс. Нерегулируемые воздухозаборники располагаются по обе стороны фюзеляжа самолета. Запас топлива во внутренних баках составляет 2430 л, возможна подвеска трех дополнительных топливный баков емкостью по 500 л каждый.

Румынский аналог IAR-93B впервые полетел в 1985 г. и отличался от самолета J-22M Orao 2 отсутствием подфюзеляжных килеи и противофлаттерных грузов на стабилизаторе, наличием нового радиолокационного дальномера в носовой части и измененным положением антенны доплеровской РЛС. Фонарь кабины открывался в сторону, а не вверх.

Были созданы двухместные варианты обоих самолетов IAR-93B и J-22M. Югославские имели новое обозначение Orao-2B. или NJ-22M

Вооружение штурмовика J-22 Orao включает две российские пушки ГШ-23Л калибра 23 мм (при весе всего 80 кг скорострельность каждой такой пушки составляет 3000 выстрелов в минуту.) в передней нижней части фюзеляжа, плюс пять внешних узлов навески, на которые можно установить бомбы, пусковые установки неуправляемых ракет, управляемые ракеты класса "воздух - земля" AGM-65 американского производства или Х-66 советского производства, возможно применение морских мин калибром 500 кг или напалмовых баков (340 кг), снаряды, пушечный контейнер, подвесную гондолу с разведывательным оборудованием, контейнер для ночных осветительных приборов и дополнительные топливные баки.

Боевая нагрузка - 2800 кг на 5 узлах подвески 5х500- или 250-кг бомб, или 15 (5х3)х 100-кг бомб, или 10 (5х2) 150-кг кассетных бомб BL755, или 15 (5х3)х 120-кг фрагментарные бомбы, или 5х 150-л напалмовых бомб FLAB-350, или 4 ПУ VRZ-127 4x127-мм, или 4 ПУ UB-16-57 16x55-мм, или 4 ПУ L57 12x55-мм, или 4(8) ПУ L57-16MD 16x55-мм, или 4(8) ПУ L-128-04 4х128-мм НУР. или 2 УР воздух-земля AGM-65 Maveric или Х-66 Гром.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ J-22 Orao
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км - 1010
максимальная на высоте до 3 км 1160
крейсерская 700—900
Практический потолок, м 12500
Дальность действия, км 530
Масса, кг:
максимальная взлетная 10100
нормальная взлетная 8600
пустого самолета 5900
Максимальная боевая нагрузка, кг  2800
Габариты самолета, м:
размах крыла 9,62
длина 14,90
высота 4,45
Двигатель: ТРДД Turbomecanica-Orao (Rolls-Royce) Viper 633-41. кгс - 2 no 2268