http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/PR.9-Canberra.jpg

Высотный самолет-разведчик BAC PR Mk.9 Canberra предназначен для ведения высотной фоторазведки. Проектирование самолета в версии легкого высотного тактического бомбардировщика с большой дальностью полета начала английская фирма «Инглишэлектрик» в 1948 г. Высокие летно-технические параметры самолета позволили отказаться от оборонительного вооружения. Первый полет опытного экземпляра состоялся в мае 1949 г. Поставка серийных машин в Королевские ВВС велась с января 1951 г. Помимо Великобритании самолет состоял на вооружении ВВС Австралии, Индии и других стран.

Вопреки общепринятой на то время тенденции к применению все более тонкого крыла с большой удельной нагрузкой, на самолете «Канберра» было установлено крыло с малым удлинением, умеренной относительной толщиной профиля и сравнительно небольшой удельной нагрузкой. Такие конструктивные параметры крыла были выбраны с целью достижения максимального практического потолка и дальности полета. Подобное крыло обеспечило самолету высокую маневренность на предельных высотах и хорошую управляемость на малых скоростях. Экипаж стратегического разведчика состоял из 3 человек.

В 60-е годы американская фирма «Мартин» купила лицензию на производство этого самолета в США. Американский вариант «Канберры» состоял на вооружении ВВС США более 20 лет.

Самолет строился в следующих модификациях.
B Mk.1 — бомбардировщик. Построен в двухместном варианте. Установлены двигатели Роллс-Ройс «Эвон» R.A.2, с тягой 2720 кг каждый.
B Mk.2 — тактический дневной бомбардировщик. Установлена РЛС. Самолет был оснащен двумя двигателями «Эвон» 101 R.A.3 с тягой по 2950 кг. Изменена конструкция носовой части фюзеляжа для обеспечения бомбометания с оптическим прицелом. Экипаж состоял из трех человек.
PR Mk.3 — версия фоторазведчика, модификация B Mk.2. Оснащен оборудованием для ведения фоторазведки. С целью размещения дополнительных топливных баков длина фюзеляжа была увеличена с 20,0 до 20.3 м. Снята прицельная аппаратура в носовой части фюзеляжа.
T Mk.4 — учебно-тренировочный самолет, модификация B Mk.2. Установлена двойная система управления. Места инструктора и курсанта расположены рядом, а штурмана - сзади.
B Mk.5 — самолет-указатель цели, усовершенствованный вариант B Mk.2. Изменена носовая часть самолета.
B Mk.6 модификация B Mk.2. Увеличен запас топлива (как на PR Mk.3) и установлены двигатели «Эвон» R.A.7 с тягой по 3400 кг.
B(I) Mk.6 — версия ночного бомбардировщика. Установлено соответствующее оборудование для совершения ночных полетов.
PR Mk.7 — высотный фоторазведывательный самолет, модификация PR Mk.3. Установлены более мощные двигатели «Эвон».
B(I) Mk.8 — версия многоцелевого самолета. Использовался в качестве дальнего ночного и высотного бомбардировщика. Установлены двигатели «Эвон» RА7 с тягой по 3400 кг. Кабина экипажа смещена влево от оси самолета. В задней части бомбоотсека может быть расположена батарея из четырех 20- или 30-мм пушек, которая легко и быстро снимается для замены другим оружием. Оснащался ракетами «воздух-земля». Максимальная скорость полета достигала 1000 км/ч, практический потолок - 15000 м, дальность полета - 4800 км.
PR Mk.9 — версия высотного фоторазведчика. В отличие от предыдущих машин на самолете несколько увеличен размах крыла (до 20,73 м) и хорда центроплана Кабина пилота, как и на бомбардировочной версии B Mk.8, смещена влево от оси самолета. Установлены двигатели «Эвон» 206 с тягой по 4990 кг.
U Mk.10 — беспилотный самолет-мишень.
T Mk.11 — учебно-тренировочная версия. Предназначен для обучения пилотов и штурманов.
B(I) Mk.12 — модификация B(I) Mk.8 для ВВС Новой Зеландии и ЮАР.
T Mk.13 — модификация T Mk.4 для ВВС Новой Зеландии.
B Mk.15 — модификация B Mk.6. Оснащен подкрыльевыми узлами подвески для бомб и контейнеров НУР. Модернизировано БРЭО.
B Mk.16 — модернизация B Mk.15. Измен состав оборудования.
B Mk.20 — версия тактического бомбардировщика для ВВС Австралии. Установлены австралийские двигатели «Эвон» 109 (R.A.7).
T Mk.21 — учебно-тренировочный самолет. Модернизация B Mk.20 и B Mk.2.
PR Mk.57 — модификация PR Mk.7 для ВВС Индии.
B(I) Mk.58 — модификация B(I) Mk.8 для ВВС Индии.
B-57A — тактический бомбардировщик. Построен по лицензии американской фирмой «Мартин». Оснащен двигателями «Райт» J65-W-1.
RB-57A — разведчик-бомбардировщик, модификация В-57А. Оснащен фоторазведывательной аппаратурой.
B-57B — ночной тактический бомбардировщик, модификация B-57A. Кресла двух членов экипажа установлены тандемно. В состав вооружения включены 8 пулеметов, 4 пушки, бомбы и ракеты. На самолете установлен вращающийся бомбоотсек, устраняющий завихрения воздуха, образующиеся при открывании обычных створок бомболюка на больших скоростях полета.
RB-57B — ночной разведчик-бомбардировщик, модификация B-57B. Оснащен фоторазведывательной аппаратурой.
EB-57B — самолет РЭБ, модификация B-57B. Оснащен соответствующей аппаратурой.
B-57C — учебный самолет. Установлено двойное управление.
B-57E — буксировщик мишеней, модификация B-57B.
EB-57E — самолет РЭБ, модификация B-57E. Оснащен соответствующей аппаратурой.
B-57G — модификация B-57B.
RB-57D — высотный стратегический разведчик. Увеличен размах крыла, оснащен двигателями Пратт-Уитни J57.
EB-57D — самолет РЭБ, модификация RB-57D. Оснащен соответствующей аппаратурой.
RB-57J — высотный разведчик. Модернизация (фирма «Дженерал Дайнемикс») B-57B и RB-57D. Увеличен до 37,19 м размах крыла, оснащен двигателями Пратт-Уитни TF33-P-11 с тягой по 8165 кг и дополнительными малогабаритными двигателями Пратт-Уитни J60-P-9 с тягой по 1497 кг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 3
Максимальная скорость, км/ч 990
Практический потолок, м 18300
Дальность перегоночная, км 6400
Масса максимальная взлетная, кг 24925
Габариты самолета, м:
размах крыла 20,73
длина 20,3
высота 4,75
Двигатель: ТРД Rolls-Royce «Avon» 206, кгс 4558