http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/CM.170-Magister.jpg

Учебно-тренировочный и легкий ударный самолет CM.170 Magister (впервые выпущен фирмой «Эйр Фуга», а затем производился фирмой «Потез») был спроектирован под требования французских ВВС на первый в мире реактивный учебно-тренировочный самолет. Опытный образец совершил первый полет 23 июля 1952 г., а первая партия из 10 машин была заказана в следующем году. Первоначальный заказ на 95 машин для ВВС Франции был размещен в 1954 г., первый серийный экземпляр поднялся в воздух 13 января 1954 г. Всего изготовлено более 400 самолетов CM.170 Magister.

Специально оборудованный морской вариант самолета выпускался для ВМС Франции под обозначением CM.175 «Зефир». Всего построено 2 опытных образца и 30 серийных машин данного варианта. С помощью этого самолета летчики морской авиации получали начальный опыт боевых действий с авианосцев.

Учебно-тренировочный вариант CM.170 Magister изготавливался по лицензии в Западной Германии фирмой «Флюгцойг-Юнион-Зюд» для летных школ Люфтваффе. Однако из-за переноса обучения летного состава Люфтваффе в Соединенные Штаты в конце 1960-х гг. CM.170 Magister был выведен из эксплуатации.

Фирма «Валмет» в Финляндии построила по лицензии 62 самолета CM.170 Magister (в дополнение к 18 закупленным во Франции). Израильская авиационная промышленность выпустила много машин для использования как учебно-тренировочных, так и в качестве легких тактических самолетов. Общий выпуск составил 916 машин.

CM.170 Magister — цельнометаллический самолет со среднерасположенным крылом, которое имело одно-щелевые закрылки и воздушные тормозные щитки. V-образное хвостовое оперение обладало углом развала 110. Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей Marbor IIA тягой по 400 кгс.  Топливо размещалось в двух фюзеляжных баках емкостью 255 и 475 л, а также в двух баках на концах крыла емкостью по 125 л. Кабина экипажа с тандемным расположением кресел герметична, с системой кондиционирования воздуха и регулируемой индивидуальной подачей кислорода. Кресла не катапультируемые.

Коротковолновая радиосвязь, оборудование для полета по приборам и радиокомпас являлись стандартным набором для учебно-тренировочного варианта, в то же время УКВ-радиосвязь, радионавигационная система TACAN и система опознавания «свой-чужой» могли быть установлены на вооруженном CM.170 Magister, выступавшем в роли легкого тактического самолета.

Вооружение включало два пулемета калибра 7,5 или 7,62 мм, установленные в носу, с боезапасом в 200 патронов к каждому. Гироскопическими прицелами были снабжены оба места пилотов, заднее имело перископический прицел. Подкрыльевая артиллерийская нагрузка включала два контейнера Матра Тайп-181 по восемнадцать 37-мм НУР, две пусковые установки, каждая с семью 68-мм ракетами, четыре 25-кг ракеты класса «воздух-земля», восемь 88-мм ракет, две 50-кг бомбы или две управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Норд AS.11.

Около 310 самолетов CM.170 Magister из 437 первоначально изготовленных оставались на службе в ВВС Франции до середины 1980-х гг. Они долгое время экслуатировались в летных учебно-тренировочных подразделениях Бельгии и Финляндии. Израиль использовал наибольшее количество самолетов CM.170 Magister в качестве легких штурмовиков. И сейчас еще 80 машин остались на службе в качестве учебно-тренировочных и боевых.

Ирландский военно-воздушный корпус также использует шесть самолетов «Супер Магистр» в качестве легких штурмовых/учебно-тренировочных, которые являются усовершенствованным вариантом самолета CM.170 Magister с двумя двигателями Марбор VI с тягой 480 кг.

Самолеты CM.170 Magister особенно успешно действовали во время арабо-израильской войны в июне 1967 г., участвуя в атаках наземных целей арабов на обоих фронтах: египетском и иорданском.

Самолет поставлялся Австрии, Бельгии, Ливану, Нидерландам, Финляндии и другим странам. Лицензионное производство было налажено в Германии и Израиле. Модификация Super Magister оснащена двигателями Marbor VI тягой по 480 кг. Всего было выпущено более 900 самолетов различных модификаций.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж,чел. 2
Максимальная скорость на высоте до 10 км, км/ч 715
Практический потолок, м 11000
Дальность перегоночная, км 925
Масса, кг:
максимальная взлетная 3200
снаряженного самолета 2150
Габариты самолета, м:
размах крыла, включая концевые баки 12,12
длина 10,06
высота 2,8
Двигатель: ТРД Tnrbomeca Marbore ПА, кгс  2 по 400