Самолет C.101 Aviojet для основной и повышенной летной подготовки и овладения навыками применения оружия создан фирмой «CASA» для замены в ВВС Испании устаревших учебных машин АЕ-10В (HA-200D «Саета»), Может использоваться как легкий ударный самолет, разведчик, для обучения применению самолетного вооружения, для ведения РЭБ и аэрофотосъемки. В его разработке участвовали американская фирма «Нортроп» и западногерманская «Мессершмитт - Бельков - Блом». В 1972 г. компания Испано Авиасьон SA (Hispano Aviacion SA) слилась с фирмой CASA. В сентябре 1975г. компания получила контракт на разработку реактивного учебного самолета для первоначального обучения и переподготовки летчиков.
Были построены шесть опытных машин, четыре для летных испытаний и два для испытаний на прочность. Первый экземпляр CASA С-101 поднялся в воздух 27 июня 1977г. После испытаний на заводе-изготовителе все четыре машины в конце 1978г. были переданы ВВС Испании для летных испытаний. К тому времени они уже получили имя Авиоджет и военное обозначение Е.25.
Серийное производство партии из 10 самолетов С-101 ЕВ Авиоджет началось в начале 1978г. в рамках выполнения заказа на 60 самолетов для ВВС Испании. Эти машины должны были заменить Испано НА.200 и НА.220. В конечном счете общее количество заказанных учебно-тренировочных самолетов достигло 92 машин. Поставки начались в 1980г., и уже в следующем, 1981, году самолет Авиоджет был введен в эксплуатацию в составе учебных подразделений.
Первое публичное появление самолета C.101 Aviojet за пределами Испании состоялось в 1978г., когда два опытных экземпляра сопровождали на международное авиашоу в Фарнборо два самолета Авиокар.
Конструктивно C.101 Aviojet выполнен с низкорасположенным крылом, силовая установка состоит из одного американского ТРДД TFE731 тягой 1590 кг. Особенностью самолета считается большой запас топлива во внутренних баках, который в обычных условиях составляет 1730 л, а при перегонке - 2400 л (в этом случае заправляются интегральные крыльевые баки, расположенные в концевых частях консолей). Заправка топливом может осуществляться под давлением и самотеком. Использование на самолете подвесных топливных баков не предусматривается.
Конструкция самолета выполнена по модульному типу и имеет достаточно внутреннего пространства для размещения учебного оборудования. Позади задней кабины находится большой отсек для загрузки различного оборудования, также самолет может перевозить различные грузы и вооружение на узлах подвески под фюзеляжем и под крыльями. Два катапультируемых сиденья Мартин-Бейкер Мк 10Е выполнены по типу "ноль-ноль" (возможность катапультирования на нулевой высоте и нулевой скорости), в то время как фонарь кабины разбит на две секции, откидывающиеся вбок; в задней кабине предусмотрено отдельное внутреннее лобовое стекло, а место инструктора расположено на 0,325 м (1 фут 0,75 дюйма) выше места обучаемого, для обеспечения нормального обзора поверх головы
курсанта в переднем кресле.
Катапультируемые кресла инструктора и курсанта расположены тандемом, заднее кресло приподнято на 0,33 м относительно переднего для обеспечения лучшего обзора поверх головы курсанта в переднем кресле. Фонарь кабины разбит на две секции, откидывающиеся вбок. Система управления дублированная.
Вооружение размещается на шести подкрыльевых узлах и в подфюзеляжном отсеке под задней кабиной. Максимальная нагрузка подкрыльевых узлов: внутренних - по 450 кг, средних - по 340 и внешних - по 225 кг. Подфюзеляжный отсек предназначен для размещения стрелково-пушечного вооружения (в стандартном варианте - одна 30-мм пушка или два 12,7-мм пулемета) либо разнообразного оборудования (АФА, аппаратура РЭБ, лазерный целеуказатель). Без наружных подвесок самолет рассчитан на максимальные эксплуатационные перегрузки +7,5 и -3,9, а с подвесками при взлетном весе 5600 кг они составляют +5,5 и -2,4. Запас топлива обеспечивает максимальную продолжительность полета 7 ч. Радиус действия с двумя бомбами калибра 500 фунтов и 30-мм пушкой при переменном профиле полета 830 км, на малой высоте с четырьмя бомбами, 30-мм пушкой и двумя пусковыми установками НАР - 185 км.
После завершения летной подготовки на поршневом самолете T-34 курсанты начинают обучение на C.101 Aviojet, а затем на двухместных вариантах боевых самолетов. Сообщается, в частности, что при взлетном весе 4700 кг (запас топлива 1160 л) C.101 Aviojet обеспечивает выполнение двух учебных полетов продолжительностью по 1 ч без дозаправки топливом.
Самолет C.101 Aviojet выпускается в следующих вариантах: C.101EB - для ВВС Франции; C.101BB - экспортный учебно-боевой, в Чили имеет обозначение T-36 «Халкон», оснащается двигателем тягой 1680 кг, сборка производится по лицензии; C.101CC - легкий штурмовик; C.101DD - усовершенствованный учебно-тренировочный, оснащенный дополнительным бортовым оборудованием и двигателем TFE731-5 тягой 2130 кг.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж,чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 800
максимальная на высоте до 3 км 690
Практический потолок, м 12500
Дальность, км
перегоночная 3700
действия 380
Масса, кг:
максимальная взлетная 5600
нормальная взлетная 4850
пустого самолета 3450
Максимальная боевая нагрузка, кг 1500
Габариты самолета, м.
размах крыла 10,6
длина 12,25
высота 4,25
Двигатель: ТРДД Garrett-AiResearch TFE731-2-2J, кгс 1588
Вооружение:
один контейнер с 30-мм пушкой под задней кабиной летчика (альтернативно может вмещать фотоаппаратуру или приборы радиопротиводействия);
до 2000 кг (4410 фунтов) вооружения на шести подкрыльных подвесках.