Основным средством сдерживания военных и военно-политических угроз безопасности и интересам Российской Федерации в настоящее время являются ее стратегические ядерные силы (СЯС), включающие три основных компонента: морские стратегические ядерные силы (МСЯС), авиационные стратегические ядерные силы (АСЯС) и стратегические ядерные силы наземного базирования - ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Наряду с задачами сдерживания возможного агрессора на начальном этапе конфликта стратегические ядерные силы способны нанести по агрессору ракетно-ядерные удары для гарантированного решения поставленных боевых задач. Стратегические ядерные силы Российской Федерации обладают высоким уровнем боевой готовности, на их развитие направляется около 16% ассигнований Министерства обороны Российской Федерации.
Более двух третей всех носителей и боезарядов СЯС сосредоточено в боевом составе РВСН. Эти войска были созданы в СССР как вид вооруженных сил согласно Постановлению Совета Министров № 1384615, принятому 17 декабря 1959 г. РВСН Российской Федерации образованы на базе советских РВСН и имеют статус рода войск. В их состав входят ракетные части и соединения, научно-исследовательские учреждения, военно-учебные заведения, а также части обеспечения и обслуживания. В настоящее время РВСН имеют три ракетные армии и двенадцать ракетных дивизий. На вооружении российских РВСН состоят ракетные комплексы (РК) с межконтинентальными баллистическими ракетами. Они относятся к ракетным комплексам 6-го поколения и в значительной степени представляют собой развитие комплексов предыдущих поколений, созданных в СССР за прошедшие десятилетия.
Первым стратегическим ракетным комплексом 1-го поколения стал комплекс с баллистической ракетой средней дальности Р-5М (8К51), разработанной в ОКБ-1 С.П. Королева. В августе-ноябре 1955 г. были проведены пять пусков этой ракеты с макетами ядерных зарядов, а 2 февраля 1956 г. ракета Р-5М была испытана с боевым ядерным зарядом. Дальность стрельбы Р-5М составляла 1200 км. Комплекс с этой ракетой был принят на вооружение в 1956 г., он поступал в так называемые инженерные бригады РВГК, реорганизованные впоследствии в ракетные полки. В 1958-1964 гг. проводилось также формирование ракетных частей, вооруженных баллистическими ракетными комплексами с ракетами средней дальности Р-12 и Р-14 на долго хранящихся компонентах топлива. Они были снабжены автономной системой управления.
Первой отечественной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) стала испытанная в 1957 г. Р-7 (8К71), разработанная в ОКБ-1 Королева. Ракетный комплекс с модифицированной ракетой Р-7А поступил на вооружение в 1960 г. Мировую известность этот комплекс заслужил благодаря запускам в космос первых космонавтов. Также межконтинентальной дальностью обладала тяжелая баллистическая ракета Р-16 (8К64) ОКБ М.К. Янгеля. Комплекс с этой ракетой стал первым отечественным массовым комплексом стратегического назначения межконтинентальной дальности стрельбы. Первые три полка, вооруженные данным комплексом, заступили на боевое дежурство 1 ноября 1961 г.
Для повышения защищенности ракетных комплексов 1-го поколения их стали размещать в шахтных пусковых установках (ШПУ). Ракетные комплексы 2-го поколения разрабатывались в период со второй половины 1960-х гг. до начала 1970-х гг. Они имели одиночные шахтные пусковые установки типа ОС («одиночный старт») с защитой их и командных пунктов от воздействия высоких давлений во фронте ударной волны при ядерных взрывах. В состав комплексов входили следующие ампулизированные жидкостные ракеты: тяжелые Р-36, легкие УР-100 и УР-100У, а также твердотопливные РТ-2 и РТ-2П. Группа из нескольких (до 10) шахтных пусковых установок с установленными в них ракетами и защищенный командный пункт составляли боевой ракетный комплекс. Комплексы размещались в позиционных районах на таком расстоянии друг от друга, чтобы две пусковые установки не могли быть уничтожены одним ядерным взрывом. К этому же периоду относится создание опытных ракетных комплексов с подвижными пусковыми установками на гусеничном ходу. К ним были спроектированы твердотопливные ракеты РТ-15 (средней дальности) и РТ-20П (межконтинентальная). Велись также разработки первых вариантов подвижного железнодорожного ракетного комплекса с ракетами средней дальности Р-12.
3-е поколение советских стратегических ракетных комплексов появилось в период с 1969 по 1976 г. Это были ракетные комплексы с командными пунктами контейнерного типа, установленными в шахтах. Комплексы имели ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения с более эффективными средствами преодоления противоракетной обороны и отличались повышенной боеготовностью и точностью попадания. Было уделено значительное внимание на уменьшение времени подготовки к пуску и на возможность дистанционного перенацеливания ракет перед пуском. К ракетным комплексам 3-го поколения относились комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой Р-36М (РС-20), комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами МР-УР-100 иУР-100Н (РС-18), а также подвижные грунтовые ракетные комплексы с межконтинентальной баллистической ракетой «Темп-2С» и ракетой средней дальности «Пионер».
Создание и развертывание межконтинентальных баллистических ракет 3-го поколения позволили довести в составе стратегических ядерных сил СССР число ракетных боеголовок до 5500 в 1980 г. и до 9300 в 1985 г. В это время США имели 7850 боеголовок. Работы над ракетными комплексами 4-го поколения проводились в СССР в 1977-1989 гг. в качестве ответной меры на развертывание в США межконтинентальных ракет наземного базирования MX и морского базирования «Trident», которые по своей боевой эффективности превосходили более ранние американские комплексы в 6-15 раз. Создававшиеся в этот период советские стратегические комплексы «Тополь» и РТ-23УТТХ могли применяться в трех вариантах базирования: шахтном, грунтовом и железнодорожном. В последних двух вариантах в состав комплексов входили подвижные наземные установки.
Комплекс «Тополь» включает трехступенчатую межконтинентальную баллистическую твердотопливную ракету РТ-2ПМ. Он разрабатывался Московским институтом теплотехники (МИТ) с 1980 г. в качестве модернизации твердотопливной ракеты РТ-2. На вооружение комплекс поступил в 1985 г. Сборка пусковых установок осуществлялась на ПО «Баррикады» на базе поставляемых из Минска многоосных шасси МАЗ-7912 и МАЗ-7917. На 1 сентября 1990 г. в СССР было развернуто 208 пусковых установок комплекса «Тополь», а по состоянию на 1993 г. их насчитывалось около 340. Организационно в ракетный полк входит 9 самоходных установок, 3-5 полков составляют ракетную дивизию. На каждую пусковую установку в месте постоянной дислокации предусмотрено железобетонное стационарное сооружение длиной 30,4 м, высотой 7,2 м и шириной 8,1 м. Для управления ракетными комплексами «Тополь» используются подвижные командные пункты (ПКП), выполненные на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Ракетный комплекс ставился на боевое дежурство в четыре этапа: со стационарным ПКП (23 июля 1985 г. под Йошкар-Олой), с мобильным ПКП (28 апреля 1987 г. под Нижним Тагилом), с усовершенствованным мобильным ПКП (27 мая 1988 г. под Иркутском), с АСБУ нового поколения (30 декабря 1988 г. под Тейково). Ракета РТ-2ПМ комплекса «Тополь» изготавливалась Боткинским машиностроительным заводом. В дальнейшем в МИТ создавались более совершенные ракетные комплексы с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) «Курьер» и ракетой «Скорость».
Универсальный ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 разработало КБ «Южное». Ракета комплекса может запускаться с шахтной, подвижной грунтовой и подвижной железнодорожной пусковых установок. На вооружение комплекс был принят с модернизированной ракетой РТ-23УТТХ с десятью головками индивидуального наведения. Подвижный грунтовой комплекс «Целина-2» с ракетой РТ-23 был разработан на шасси МАЗ-7906 с двигателем мощностью 1200 л.с. и МАЗ-7907 с 1500-сильным двигателем, но на вооружение он не поступил. По состоянию на 1 сентября 1990 г. стратегические ядерные силы СССР включали 2500 межконтинентальных носителей ядерного оружия и 10 271 ядерный боезаряд к ним (США - 2246 и 10 563 соответственно). В том числе: 326 ШПУ с МБР УР-100К (УР-100У), 40 ШПУ с МБР РТ-2П, 47 ШПУ с МБР МР-УР-100УТТХ, 308 ШПУ тяжелых МБР Р-36МУТТХ и Р-36М2, 300 ШПУ для МБР УР-100Н, 56 ШПУ для МБР РТ-23УТТХ, 33 железнодорожные пусковые установки (ПУ) боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) с МБР РТ-23УТТХ, 288 грунтовых подвижных ПУ РК «Тополь». Всего Советский Союз имел 1398 ПУ для МБР, 940 ПУ на ракетных подводных лодках всех типов, 162 тяжелых бомбардировщика.
При распаде СССР удалось предотвратить «приватизацию» вновь образованными независимыми государствами (Беларусью, Украиной, Казахстаном) тех частей советского ракетно-ядерного потенциала, которые находились на их территориях. В значительной степени благодаря давлению США эти страны объявили об отказе от ядерного оружия, что позволило вывезти в Российскую Федерацию как ядерные боеприпасы, так и стратегические ракеты. При этом производилось уничтожение ракет 2-го и 3-го поколений, у которых истекли сроки хранения и эксплуатации, а многие шахтные пусковые установки в Беларуси, Украине и Казахстане были взорваны. В настоящее время на вооружении российских РВСН находятся ракетные комплексы, относящиеся к 4-му поколению: комплекс с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой Р-36М2 или Р-36УТТХ, комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой УР-10НУТТХ, а также ракетные комплексы «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс» в мобильном и шахтном исполнении.
По опубликованным в июле 2009 г. Министерством обороны Российской Федерации данным, Российская Федерация располагала 811 стратегическими носителями ядерного оружия и 3906 стратегическими ядерными боезарядами; США - 1159 носителями и 5573 боезарядами. 6 июля 2009 г. в Москве президенты США и Российской Федерации подписали протокол «О совместном понимании по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений», определили параметры новой юридически обязывающей договоренности взамен действующего договора о СНВ. Тем самым стороны договорились, что они будут сокращать и ограничивать свои стратегические вооружения таким образом, чтобы через 7 лет после вступления в силу нового договора, который еще предстояло заключить, каждая из них имела 500-1100 единиц стратегических носителей и 1500-1675 связанных с ними боезарядов.
8 апреля 2010 г. в Праге Президент России Дмитрий Медведев и Президент США Барак Обама подписали этот российско-американский договор о стратегических наступательных вооружениях. Новый договор получил название СНВ-3. Как и предусматривалось. в соответствии с ним российская и американская стороны в течение 7 лет после его подписания обязуются сократить число развернутых стратегических носителей - межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок, а также тяжелых бомбардировщиков до 700. Суммарное количество развернутых и неразвернутых носителей боезарядов у каждой из сторон не должно превышать 800 единиц. Максимальное общее количество боезарядов определено в 1550 единиц.