Малозаметный стратегический бомбардировщик B-2A Spirit первоначально предназначался для решения широкого круга задач в условиях глобальной ядерной войны, в дальнейшем бомбардировщик был переориентирован на нанесение высокоточных неядерных бомбовых ударов с сохранением возможности доставки ядерных боеприпасов. Предварительная работа по созданию стратегического бомбардировщика с применением конструкции и материалов, поглощающих радиоволны, началась в 1978 г., а официальный контракт был заключен с ВВС США в октябре 1981 г. В металле самолет-«невидимка» был представлен фирмой Northrop в 1988 г., а свой первый полет B-2 Spirit совершил 17 июля 1989 г. Первый строевой самолет прибыл на авиабазу Уайтмен (штат Миссури) 17 декабря 1993 г., а боеготовность авиакрыла из двух авиаэскадрилий по 8 самолетов была достигнута к концу 1995 г. Общий число B-2 Spirit составляет 20 машин, 4 из которых поочередно будут находиться на обслуживании или модернизации.
Ограничение общего количества самолетов-«невидимок» связано с высокой стоимостью аппарата (около 2 млрд долларов) и снижением вероятности ядерного конфликта с республиками распавшегося СССР. Это предполагает использование B-2 Spirit в качестве бомбардировщика с обычным вооружением для нанесения ударов по крупным скоплениям сил противника (что и было проверено в ходе операции «Решительная сила» при нанесении ударов по территории Югославии в марте 1999 г.).
Бомбардировщик B-2 Spirit разработан с широким использованием технологии «стелс», затрудняющей его обнаружение радиолокационными, инфракрасными, акустическими и визуальными средствами. В частности, для снижения ЭПР планер B-2 Spirit выполнен в виде сложной сотовой конструкции с использованием графитоэпоксидных материалов при частичном применении высокопрочного алюминия и титана. Каналы воздухозаборников двигателей имеют искривленную (S-образную) форму и покрыты радиопоглощающим материалом.
Такие материалы нанесены и на большую часть поверхности самолета. Как отмечается в зарубежной печати, величина ЭПР B-2 Spirit строго засекречена, однако предполагается, что сигнал, отражаемый от данного самолета в сторону облучающей его РЛС, в 100-1000 раз меньше, чем от B-1B. При этом ЭПР B-2 Spirit ненамного превышает ЭПР небольшой птицы, а малая заметность снижает дальность его обнаружения более чем в 4 раза, что обеспечивает возникновение «мертвых зон» в цепи зон обзора РЛС системы ПВО и снижает вероятность его обнаружения самолетами ДРЛО. По мнению бывшего начальника штаба ВВС США генерала Уэлча, ЭПР самолета B-2 Spirit столь мала, что летчик истребителя-перехватчика быстрее обнаружит его визуально, нежели с помощью бортовых приборов.
Бомбардировщик B-2 Spirit спроектирован в виде летающего крыла, значительная часть которого выполнена из композиционных материалов и не имеет вертикального оперения. Для управления используются аэродинамические поверхности (расщепляющиеся щитки), размещенные на задней кромке крыла, в средних по размаху частях корпуса находятся по 3 секции элевонов, а по центру сзади — отклоняемая поверхность («бобровый хвост»), служащая для продольной балансировки самолета. Аэродинамические поверхности имеют небольшое плечо относительно цента масс самолета. поэтому дополнительные моменты продольного управления обеспечивают дефлекторы реактивных струй двигателей.
На внешних концах консолей крыла установлены расщепляющиеся щитки-рули управления, в средних по размаху частях - по три секции элевонов, а по центру - отклоняемая поверхность для балансировки самолета. Механизация передней кромки и закрылки отсутствуют.
Шасси трехопорное. Основные стойки с четырехколесными тележками установлены с внешней стороны отсеков двигателей и убираются вперед. Передняя стойка со спаренным колесом убирается назад. Створки всех стоек имеют зигзагообразные кромки.
Экипаж состоит из двух человек - летчика и офицера управления. Катапультируемые кресла располагаются рядом друг с другом. Предусмотрена также возможность размещения при необходимости третьего члена экипажа. Отсек для экипажа и полезной нагрузки начинается сразу позади вершины крыла, а заканчивается в месте, где фюзеляж плавно переходит в верхние поверхности крыла.
Силовая установка состоит из четырех нефорсированных ТРД. Два воздухозаборника (по одному на пару двигателей) с пилообразной передней кромкой и S-образно изогнутым вниз каналом для исключения радиолокационного облучения компрессоров двигателей расположены сверху крыла. Для снижения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Уменьшение уровня ИК-излучения обеспечивается снижением температуры выхлопных газов на выходе из сопел двигателей путем смешивания с охлаждающим воздухом, отводимым через щель сдува пограничного слоя перед воздухозаборниками. Топливные баки размещены в консолях крыла и хвостовых частях промежуточных секций корпуса. Для увеличения дальности полета B-2 оборудован системой дозаправки топливом в воздухе (топливоприемник размещен за кабиной экипажа).
Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным резервированием. В состав бортового оборудования входит навигационная подсистема, включающая инерциальный блок VIR-130 с астрокоррекцией, связанный с астроинерциальным блоком, две многофункциональные РЛС AN/APQ-118 с синтезированной апертурой, что обеспечивает высокую разрешающую способность и позволяет обнаруживать с большой точностью неподвижные и мобильные комплексы МБР. Бортовые РЛС дают возможность осуществлять картографирование местности, коррекцию навигационной системы и обеспечивают полет в режиме огибания рельефа местности. Приборное оборудование включает восемь многофункциональных цветных индикаторов.
Вооружение размещается в двух внутренних отсеках вооружения, расположенных рядом в центральной части корпуса, на новых вращающихся пусковых установках AARL. На каждой из них можно подвешивать 8 ядерных УР СРЭМ, СРЭМ-2 или КР AGM-129A (АСМ). Могут также использоваться ядерные бомбы В-61 или В-83 либо до 70 фугасных бомб общей массой 17420 кг.
В 1991 году было принято решение о постройке 20 самолетов В-2А. Для проведения испытаний использовались 6 опытных образцов. Первые серийные самолеты B-2A Block 10 оснащены только свободнопадающими бомбами (ядерными B83 mod.1 и фугасными Mk84). Первый самолет передан ВВС в декабре 1993 года. До января 1996 года построено 10 машин. На машинах второй серии B-2A Block 20 установлена часть аппаратуры бортового комплекса РЭБ AN/APR-50.
Доработка бортового радиолокационного комплекса позволяет осуществлять полеты с огибанием рельефа местности на высотах не превышающих 180 м. Самолет оснащен приемной аппаратурой космической радионавигационной системы NAVSTAR. С самолета возможно применение ракет AGM-84C, ядерных бомб B61 mod.7 и B61 mod.11. Первый самолет передан ВВС в марте 1996 года. До 1997 года переоборудовано 3 самолета. На модификации B-2A Block 30 проведена замена радиопоглощающего покрытия, усилена конструкция планера, расширен диапазон рабочих частот комплекса РЭБ.
Модифицированный радиолокационный комплекс обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности на высоте до 60 м. Обеспечивается применение управляемых авиационных бомб GBU-31 и JDAM, обычных авиабомб Mk82, морских мин Mk62, зажигательных авиабомб M117, кассетных бомб CBU-87, CBU-89 и CBU-97. На двух роторных пусковых установках могут размещаться до 16 крылатых ракет AGM-129A ACM. Всего построено 2 самолета. К 2000 году планируется модернизировать 19 строевых самолетов по стандарту серии 30. Разрабатывается модификация B-2A Block 40, на которой будут устранены все недоработки.
Планируется оснащение самолета крылатыми ракетами JASSM. Мнения специалистов об эффективности самолета весьма расходятся. Представители ВВС США заявляют, что для доставки 110 т обычных авиабомб в район Северной Африки необходимы две авианосные группы численностью 12 тысяч человек или 10 бомбардировщиков B-52H с 32 топливозаправщиками и 14 вспомогательными самолетами, или 6 бомбардировщиков B-2A с 6 топливозаправщиками. В тоже время утверждается, что стоимость доставки к цели одного боевого заряда с помощью обычного самолета-носителя составляет 3,2 миллиона долларов, против 31 миллиона долларов - с помощью B-2A.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2-3
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 1010
максимальная на высоте до 3 км 917
Практический потолок, м 16760
Дальность, км:
перегоночная 11565
действия 9815
Масса, кг:
максимальная взлетная 181440
нормальная взлетная 168420
пустого самолета 56700
Максимальная боевая нагрузка, кг 22700
Габариты самолета, м:
размах крыла 52,43
длина 21,03
высота 5,18
Двигатель: ТРДД General Electric F118-GE-110, кгс 4 по 8620