http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/s300fort.jpg

Одним из путей повышения боевых возможностей ракетного оружия надводных кораблей является применение так называемых установок вертикального пуска (УВП). Утверждают, что вертикальный пуск ракет должен увеличить огневую производительность корабельных ракетных комплексов, позволит вести стрельбу одновременно по нескольким десяткам целей, обеспечит круговую зону стрельбы, сократит время реакции зенитных ракетных комплексов (ЗРК). При этом улучшатся их массогабаритные и эксплуатационные характеристики, повысится живучесть, уменьшится стоимость. В настоящее время за рубежом разработаны УВП двух основных типов: универсальные (для стрельбы корабельными ракетами всех классов) и ближнего действия (для стрельбы только зенитными управляемыми ракетами).

Созданная для ВМС США универсальная УВП предназначена для стрельбы зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) «Стандарт-2», противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) «Гарпун» и «Томагавк», противолодочными управляемыми ракетами (ПЛУР) «АСРОК». По сообщениям иностранной печати, ее используют для вооружения крейсеров УРО типа «Тикондерога», эскадренных миноносцев типа «Спрюенс», а также вновь введенных в строй из консервации линейных кораблей типа «Айова» (одна ракетная УВП).

В состав УВП, рассчитанной на 61 ракету, входят несколько идентичных модулей, размещенных на фундаменте, и аппаратура системы управления пуском. Модуль представляет собой несущую конструкцию в виде восьми ячеек, образованных рельсовыми направляющими. Ячейки располагаются в два ряда и разделены каналом для отвода газов. Сверху модуль защищен бронированной плитой, в которой имеются люки для ячеек и небольшие отверстия для выпуска отработанных газов. Люки и отверстия закрываются бронированными крышками, предохраняющими внутреннюю конструкцию модуля и транспортно-пусковые контейнеры, установленные в ячейках, от повреждений. Крышки приводятся в действие с помощью электродвигателей постоянного тока, расположенных в верхней части модуля с внешней стороны каждой ячейки.

Для отвода отработанных газов в конструкции модуля предусмотрена система, состоящая из напорной камеры и вертикально расположенного отводного канала, являющихся общими для всех ячеек. Канал заканчивается в бронированной плите четырьмя выпускными отверстиями. Напорная камера и отводной канал способны выдерживать избыточное давление газов, отводимых из пускового контейнера (до 2,4 и 1,6 кгс/см2 соответственно) и работоспособны в условиях высоких температур.

В этой установке напорная камера и отводной канал защищены от эрозийного разрушения, происходящего под действием реактивной струи двигателя, покрытием из абляционного материала (фенопласт, усиленный стекловолокном и специальной резиной).

Загрузка и выгрузка транспортно-пусковых контейнеров в 61- и 29-ячеечные УВП производятся складывающимся гидравлическим краном с телескопической стрелой. Он установлен на гидравлическом подъемнике (габариты его равны габаритам трех стандартных ячеек модуля). Грузоподъемность крана 1600 кг, длина стрелы 9,3 м, высота подъема груза 8,3 м. Для снаряжения 320-ячеечной УВП предполагается использовать стандартный кран, установленный на верхней палубе в непосредственной близости от УВП.

Общий объем, занимаемый 8-модульной УВП равен 358 м3, объем одного модуля — 44,8 м3. Площадь, на которой располагается вся УВП, составляет 53,6 ма, площадь под один модуль — 6,7 мг. Масса УВП (без учета массы ракет) 94 т.

Транспортно - пусковые контейнеры имеют стандартные типоразмеры и различаются только длиной (контейнер для ПКР «Томагавк» имеет длину 6,7 м, остальные контейнеры — 5,79 м). Выполненные из стального гофрированного листа, они выдерживают внутреннее избыточное давление до 2,5 кг/см2. Каждый из них снабжен рельсовыми направляющими, штепсельными электроразъемами и предохрани-тельновзводящими механизмами системы пуска. Снизу и сверху контейнеры загерметизированы торцевыми мембранными заглушками. Эти заглушки (квадратные в плане) составлены из четырех плотно прилегающих равносторонних треугольников, являющихся самостоятельными элементами конструкции.

В момент запуска ракетного двигателя под действием избыточного давления в контейнере треугольники нижней заглушки начинают расходиться вовнутрь напорной камеры, обеспечивая отвод газов. Верхняя заглушка открывается треугольниками наружу за счет механического соприкосновения с ракетой при старте. Снаружи каждый из контейнеров имеет стандартный штепсельный электроразъем, что, как полагают, позволяет размещать контейнеры в любой ячейке модуля. Внутренняя разводка электрокабелей, а также рельсовые направляющие сделаны с учетом особенностей той или иной ракеты, используемой в УВП.

Помимо отвода отработанных газов в контейнере предусмотрены меры, предотвращающие возгорание его элементов, а также меры по защите ракеты от перегрева. Внутренние поверхности контейнера покрываются термоизолирующим материалом, и, кроме того, ракета (при запуске двигателя) принудительно охлаждается путем орошения ее из двух расположенных в средней части контейнера распылителей. Они подают пресную воду под давлением ~ 16 кг/см2. В случае возгорания контейнера через эти распылители осуществляется затопление его забортной водой, подаваемой со скоростью 5175 л/мин.

Аппаратура системы управления пуском (СУП) универсальной УВП состоит из двух мини-ЭВМ и пультов управления корабельным оружием, а также периферийного оборудования, установленного непосредственно на УВП. Главное назначение этой системы, как считают, состоит в приеме от системы управления корабельным оружием данных целеуказания и передаче их в бортовую аппаратуру ракеты. Она обеспечивает получение и отображение данных о состоянии аппаратуры и механизмов ракет и УВП, их автоматическую проверку на функционирование, а также проведение операций пуска.

Аппаратура СУП работает в трех основных режимах: повседневной эксплуатационной готовности, имитации боевой работы УВП, а также в режиме боевой работы. Применение двух взаимозаменяемых мини-ЭВМ и двух пультов управления, как утверждают, способствует повышению надежности системы управления пуском. Каждая ЭВМ в нормальных условиях обеспечивает работу половины модулей УВП. В случае выхода одной из них из строя оставшаяся может управлять всеми модулями.

Периферийное оборудование смонтировано в герметичных водонепроницаемых коробках и установлено с внешней стороны ячеек в различных местах модуля. Основными в этом оборудовании являются устройство подготовки ракеты к пуску (по одному на модуль), панель управления электродвигателями крышек ячеек (одна на модуль), панель контроля состояния аппаратуры модуля (по одной на модуль), устройство подачи электропитания на борт ракеты (одно на модуль), а также панели распределения переменного тока частотой 60 Гц (две на УВП) и 400 Гц (две на УВП).

Таким образом, считается, что универсальная установка вертикального пуска ракет, имея такие же габариты, как и наиболее совершенная обычная ракетная ПУ Мк26 с двумя направляющими, обладает по сравнению с ней увеличенным ракетным боезапасом (61 ракета вместо 44), расширенным количеством классов применяемых корабельных ракет (от двух до четырех и более), повышенным темпом стрельбы (с 10 до 1 с) и количеством одновременно стартующих ракет (8 вместо 2).

Сообщается, что установка вертикального пуска ЗУР ближнего действия пригодна для оснащения кораблей любого класса и водоизмещения (включая и 150-тонные). Для запуска ЗУР из УВП их снабжают дополнительными стартовыми ускорителями с поворотными газовыми рулями (соплами).

УВП для ЗРК «Си Спэрроу» (США и Нидерланды) включает в себя 4-ячеечную секцию, являющуюся ее несущей конструкцией, систему отвода отработанных газов, герметичные контейнеры и аппаратуру управления пуском (смонтирована в стандартной аппаратурной стойке на посту управления стрельбой комплекса).

Ячейки секции образованы рельсовыми направляющими, прикрепленными непосредственно к палубе. Система отвода газов состоит из напорной камеры и вертикального отводного канала с поворотным выпускным отверстием, являющимся общим для всех ячеек. Общая масса одно-секционной УВП, снаряженной пусковыми контейнерами с ЗУР, равна 2936 кг, а общая площадь, занимаемая ею на верхней палубе, около 7 м2. Общая масса ЗРК «Си Спэрроу» с двухсекционной УВП — 8050 кг.

Основным элементом конструкции УВП для ЗРК «Сивулф» ВМС Великобритании, является транспортно-пусковой цилиндрический контейнер, устанавливаемый на массивное основание. В нем смонтирована напорная камера, из которой отработанные газы по нескольким расположенным вдоль вертикальных стенок контейнера отводным каналам выпускаются наружу.

В этой УВП может быть размещено от одного до нескольких десятков (и даже сотен) пусковых контейнеров. По мнению иностранных специалистов, применение установок вертикального пуска вместо двух пакетных шестиконтейнерных пусковых установок позволит увеличить в ЗРК количество ракет с 12 до 49 единиц.