http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Agusta-A109A.jpg

Многоцелевой вертолёт Agusta A.109 Hirundo предназначен для борьбы с танками и для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя. Разрабатывался с конца 1960-х гг. на базе американских вертолетов Bell 206 и S-61. Вертолет A.109A был спроектирован с одним турбовальным двигателем Турбомека Астазу XII с мощностью на валу 515 кВт/690 л.с. В 1967 г. он был переделан под два турбовальных двигателя Аллисон 250-С14 с мощностью на валу 276 кВт/370 л.с. каждый. Проектирование модели A.109B предназначенной для военных целей, было прекращено в 1969 г, в пользу гражданской восьмиместной версии A.109C Hirundo (hirundo — ласточка). Первый из трех прототипов поднялся в воздух 4 августа 1971 г. Затем последовали доработки.

Вертолет A.109A Hirundo может быть переоборудован в грузовой, санитарный или поисково-спасательный варианты.

Модель A.109A Mk.2 оснащена усовершенствованной трансмиссией и турбовальными двигателями Аллисон 250-С20В с мощностью на валу 298 кВт/540 л.с. С момента выпуска первой машины в 1981 г. до 1989 г. было построено 200 вертолетов, не считая 150 машин первоначальной модели. В 1985 г. появилась модель A.109A Mk.2, снабженная выступами с боков фюзеляжа.

Военные модели A.109A Mk.2 включали в себя легкий атакующий вертолет, вооруженный противотанковыми ракетами класса «Тоу» или НУР «Сами», вертолет-разведчик, вертолет для поддержки войск, вертолет для ведения радиоэлектронной войны, полицейский вертолет и военно-морской вариант вертолета.

A.109BO — разведывательный вариант для армии Бельгии.

A.109BA — противотанковый вариант для армии Бельгии.

A.109EOA — легкий разведывательный и боевой вертолет, предназначенный для наведения и управления, радиоперехвата и РЭБ, а также используемый на флоте в качестве легкого противолодочного вертолета и для полицейской службы.

A.109K — вертолет с более мощными двигателями; имеет лучшие высотные характеристики и приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата.

A.109KM — военный вариант вертолета A.109K, может использоваться как противотанковый, разведывательный, для управления и связи.

A.109KN — палубный вариант вертолета для загоризонтного целеуказания и борьбы с кораблями.

A.109K2 — поисково-спасательный вариант для ВС Швейцарии, снабженный спасательной лебедкой грузоподъемностью 200 кг.

Модели A.109EOA и A.109K отличаются неубирающимся шасси и удлиненной носовой частью. Модель A.109K оснащена двумя турбовальными двигателями Турбомека Ариэль IK с мощностью на валу 538 кВт/722 л.с. Первый полет состоялся в апреле 1983 г.

A.109МАХ — санитарный вертолет скорой медицинской помощи.

A.119 «Коала» — вариант вертолета A.109 с усовершенствованным оборудованием, двигателями и лыжным шасси (первый полет совершил в 1995 г., сертифицирован в 1996 г.).

Вертолет A.109 выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов. Состоит из четырех отсеков: носовая часть с оборудованием, двухместная кабина экипажа, грузовая или шестиместная пассажирская кабина и хвостовая балка монококовой конструкции. Грузопассажирская кабина имеет двери с каждого борта. Багажный отсек расположен в ее задней части. Кабина снабжена стандартной системой обогрева и вентиляции. В санитарном варианте в кабине устанавливаются двое носилок в два яруса крестообразно (при замене обычных дверей выпуклыми), кресла для двух сопровождающих и медицинское оборудование. В спасательном варианте могут быть установлены сдвижные двери.

Несущий винт четырехлопастный, лопасти прямоугольной формы в плане, со стреловидными законцовками Рулевой винт имеет лопасти прямоугольной формы в плане. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапециевидной формы в плане, стреловидного киля, служащего пилоном рулевого винта, и подфюзеляжного киля.

Два турбовальных двигателя установлены в горизонтальном положении сзади вала несущего винта и разделены противопожарной перегородкой. Топливо находится в двух баках по 560 л, расположенных под полом пассажирской кабины. Предусмотрен дополнительный внутренний бак (170 л) и подвесные баки. Продолжительность полета 3 часа 18 минут.

Шасси убирающееся (с помощью гидравлического привода), трехопорное с носовым самоориентирующимся колесом. Главные опоры убираются вверх и внутрь в отсеки по бокам кабины, носовая — вперед, в носовую часть фюзеляжа.

Кроме стандартного оборудования, по требованию заказчика может устанавливаться оборудование для полетов по приборам, КВ-передатчик с AM и автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго летчика.

Вооружение боевого вертолета включает два турельных пулемета калибра 7,62 мм и две ракетные направляющие ХМ-157 (каждая оснащена семью 70-мм ракетами); сменное вооружение предусматривает четыре ПТУР и турельный пулемет калибра 7,62 мм с электроуправлением или автоматизированный пулемет MG3 калибра 7,62 мм, или ракетную установку ХМ-159С для девятнадцати 70-мм ракет, или ракетную установку для семи 81-мм ракет, или ракетную установку 200А-1 для девятнадцати 70-мм ракет.

Противолодочный вариант имеет на вооружении две самонаводящиеся торпеды, шесть морских радиобуев и магнитный обнаружитель подводных лодок.

Морской радиолокационный вариант для обнаружения надводных целей оснащен РЛС с большим радиусом действия и высокой разрешающей способностью, а также ракетами AS.12 или другими управляемыми по проводам ракетами и военно-морским оборудованием.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  A.109A
Экипаж, чел. 1-3
Скорость, км/ч:
максимальная 310
крейсерская 266
Потолок, м:
статический 2990
динамический 4970
Перегоночная дальность, км 565
Масса, кг:
максимальная взлетная 2450
пустого вертолета 1418
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего вин га 11,01
длина с вращающимся винюм 13,05
длина фюзеляжа 10,71
высота 3,3
Двигатель: ТВД Allison 250-С20В, л.с. 2 по 420