Самолет-фоторазведчик Ан-30Б предназначен для ведения аэрофотосъемочных работ. Создан на базе пассажирского самолета Ан-24. Первый полет опытного образца состоялся в августе 1967 года. Планер и силовая установка исходного самолета оставлены практически без изменений. Вместо РЛС в остекленной носовой части размещена кабина штурмана. Целевое оборудование включает пять фотолюков с тремя аэрофотоаппаратами АФА-41 с различными объективами, АФА-42/20 и А54/50-ФК. Первый фотолюк оснащен гиростабилизированной установкой, обеспечивающей вертикальное положение объектива независимо от эволюций самолета.
В салоне оборудована светонепроницаемая комната для перезарядки кассет с фотопленкой. По бортам фюзеляжа могут подвешиваться контейнеры для забора проб воздуха или фотоосветительные авиационные бомбы. С 1975 года по 1980 год было выпущено 115 машин (из них 66 в варианте Ан-30А для ГВФ). Двадцать три самолета были поставлены на экспорт в Афганистан, Болгарию, Вьетнам, КНР, Кубу, Монголию, Румынию и Чехословакию.