http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/kor-rak-antilod.jpg

В решении проблемы борЬбы с подводными лодками зарубежные военные специалисты важное место отводят противолодочным ракетным комплексам (ПЛРК), способным поражать цели, находящиеся вне досягаемости других видов корабельного противолодочного оружия. Противолодочные ракетные комплексы включают в себя противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР), пусковые установки (ПУ), систему управления стрельбой, а также систему хранения, подачи и перезарядки. По типу воздушной траектории полета ПЛУР, входящие в состав ПЛРК, подразделяются на баллистические и крылатые. Боевой частью противолодочной ракеты может служить либо глубинная бомба, либо самонаводящаяся торпеда (в этом случае противолодочная управляемая ракета носит название «ракета-торпеда»). Заряд боевой части ПЛУР может быть либо из обычного взрывчатого вещества (ВВ), либо ядерным.

ПЛРК «Асрок», разработанный в США, состоит также на вооружении крупных боевых надводных кораблей ВМС ФРГ, Италии и Японии. ПЛУР «Асрок» — одноступенчатая твердотопливная ракета-носитель, боевой частью которой является самонаводящаяся малогабаритная противолодочная торпеда Mk46 или глубинная бомба с ядерным зарядом мощностью от 1 до 10 килотонн. Сообщалось, что торпеда Mk46 моделей 2 или 4 может иметь и ядерную боевую часть.

Боевая часть ПЛУР представляет собой конструктивно торпеду, соединенную с корпусом ракеты-носителя цилиндрическим переходником, внутри которого находятся реле времени, управляющие механизмом включения ракетного двигателя и механизмом отделения торпеды от ракеты-носителя. Головная часть закрывается обтекателем, предохраняющим торпеду от повреждения при приводнении. В полете ракета стабилизируется двумя крестообразными стабилизаторами, один из которых находится на корпусе двигателя, другой — на переходнике.

После пуска ракета летит по расчетной траектории. В районе цели реактивный двигатель по команде реле времени отделяется, боевая часть с переходником продолжает движение по инерции. Полет ее на этом участке стабилизируется неподвижным килем (стабилизатором), установленным на переходнике. Торможение осуществляется парашютом диаметром 1,8 м, который раскрывается примерно за 2 с до приводнения торпеды. После приводнения отделяются переходник и парашют, запускается двигатель торпеды и включается аппаратура самонаведения. Торпеда Mk46 начинает маневр поиска цели по цилиндрической спирали, погружаясь сначала до установленной глубины поиска, а затем всплывая до минимальной глубины хода. При обнаружении цели торпеда поражает ее.

Если в качестве боевой части ракеты применяется глубинная бомба, то она перед приводнением не тормозится. Бомба погружается на заранее установленную глубину и подрывается. Пусковая установка этого комплекса может быть типа Mk112 либо Mk26. Первая из них массой 22 т состоит из четырех спаренных контейнеров. Она обеспечивает стрельбу одной ракетой или залпом в любом сочетании (от 2 до 8 ракет).

Система управления стрельбой Mk114, составной частью которой является счетно-решающее устройство, вырабатывает параметры стрельбы (пеленг и дистанцию) с учетом данных, поступающих от корабельных гидролокационных станций и навигационных приборов. Cпаренная автоматизированная пусковая установка Mk26 используется с системой управления стрельбой Mk116. Главными достоинствами ПУ Mk26, по оценке специалистов, являются ее малая масса и небольшие габариты.

Противолодочный ракетный комплекс надводных кораблей «Малафон» разработан во Франции. Крылатая ракета ПЛРК «Малафон», созданная по самолетной схеме, имеет крыло трапециевидной формы с элеронами, а также рули высоты и двухкилевое оперение.

Спаренный реактивный твердотопливный двигатель (РДТТ) установлен в хвостовой части планера на шарнирной подвеске. Боевая часть — электрическая самонаводящаяся торпеда L-4, снабженная активной акустической головкой самонаведения. Скорость хода торпеды 30 углов. Пусковая установка рампового типа позволяет запускать только одну ракету. Максимальный угол возвышения рампы 20°. Текущие координаты и параметры движения лодки-цели от корабельной боевой информационной управляющей системы (ВИУС) поступают в радиокомандную систему управления полетом ПЛУР.

ПЛРК надводных кораблей «Икара» имеет массу и габариты, позволяющие размещать его на кораблях водоизмещением 1500 и более тонн. Ракета-носитель выполнена по самолетной схеме. В качестве боевой части могут использоваться торпеды Mk46, Mk44, A244S, TP42, «Стингрей». Наибольшая высота полета ПЛУР «Икара» 300 м. Траектория ее полета корректируется лучом радиолокационной станции корабля. Элементы движения подводной цели, определяемые с помощью корабельной или вертолетной гидроакустической станция, поступают в систему управления стрельбой. Счетно-решающее устройство этой системы вырабатывает поправочные команды, которые передаются по радиоканалу. В районе цели по команде стреляющего корабля торпеда отделяется от планера и приводняется на парашюте.

Координаты носителя определяются по сигналам бортового микроволнового приемопередатчика (ответчика) ракеты. Сигналы поступают на бортовую цифровую вычислительную машину, которая выдает команды на автопилот системы управления ракетой. Основу системы управления ракетой на траектории составляет корабельная ЭВМ типа FM-1600.

Высота полета на стартовом участке контролируется барометрическим высотомером, а на маршевом дополнительно корректируется подсистемой радиоуправления. В расчетной точке сброса по команде срабатывает механизм отделения торпеды от ракеты-носителя. Торпеда приводняется с помощью тормозного парашюта, отделяемого в момент приводнения. После этого включается двигатель торпеды и ее система самонаведения начинает поиск цели по установленной программе. Ракета-носитель продолжает полет. Как правило, она выходит из района приводнения торпеды и своим падением не влияет на работу аппаратуры самонаведения.

ПЛРК «Саброк» состоит на вооружении атомных торпедных и ракетных подводных лодок ВМС США. Подводные лодки могут принимать на борт от 2 до в ракет «Саброк». Стрельба ПЛУР производится из 533-мм лодочных торпедных аппаратов так же, как и обычными торпедами. Максимальная дальность стрельбы достигает 55 км.

В ПЛРК «Саброк» входят система управления стрельбой Mk113 и собственно ПЛУР — ракета-носитель, состоящая из различных по длине и диаметру головной и хвостовой частей, соединенных с помощью переходника. Диаметр двигательной установки 0,531 м, головной части — 0,33 м. Общая длина корпуса ракеты 6,25 м.

Ракета может выстреливаться подводной лодкой с глубины до 50 м. Твердотопливная двухрежимная двигательная установка рассчитана на работу в воде и в воздухе. Сопла двигателя снабжены дефлекторами, с помощью которых осуществляется управление ракетой на активном участке траектории. В головной части ракеты размещены ядерный боевой заряд, инерциальная система управления, вспомогательная энергетическая силовая установка, обеспечивающая на пассивном участке траектории управление полетом по заданной программе.

На головной части около переходника укреплено четыре Т-образных аэродинамических стабилизатора и четыре руля, находящихся в одной плоскости со стабилизаторами. Исходные данные для стрельбы вводятся в бортовую систему управления перед стартом. В хвостовой части находится одноступенчатый реактивный двигатель с четырьмя симметрично расположенными соплами и газовыми дефлекторами, управляющими векторами тяги.

Сопла двигателя ПЛУР герметически закрыты защитной крышкой, что исключает попадание в них воды, когда открывается передняя крышка торпедного аппарата. В момент выстрела при достижении определенного давления в камере сгорания рвутся разрывные болты, удерживающие на соплах защитную крышку, и начинает работать РДТТ. Одновременно включается и бортовая инерциальная система, осуществляющая вывод ракеты на траекторию по заданной программе. Ракета выходит из воды под углом 30—40° и летит по баллистической траектории со сверхзвуковой скоростью.

На активном участке траектории ПЛУР управляется газовыми дефлекторами по сигналам инерциальной системы. В расчетной точке РДТТ отделяется от головной части с помощью специального устройства реверсирования тяги, размещенного в передней части корпуса двигателя. После этого головная часть продолжает полет по баллистической траектории. Управление осуществляется с помощью аэродинамических рулей, которые отделяются от боевой части вместе с корпусом. Скорость в момент приводнения при стрельбе на максимальную дальность 365 м/с. Ядерный заряд взрывается либо от действия взрывателя на глубине до 300 м, либо при ударе о грунт.

В систему управления стрельбой Mk113 данные о цели поступают от лодочного гидроакустического комплекса AN/BQQ-2 (в будущем предполагают использовать комплекс AN/BQQ-5 с более высокими характеристиками классификации подводных целей), РЛС, перископа, а также от выносных пунктов управления (противолодочных вертолетов, радиогидроакустических буев и других). Информация о курсе и скорости носителя поступает от инерциальной навигационной системы. Система Mk113 определяет текущие координаты и параметры движения цели, непрерывно вырабатывает данные для стрельбы и передает их в ПЛУР до ее выхода из трубы торпедного аппарата.

Безопасность стреляющей подводной лодки обеспечивается за счет задержки зажигания топлива в ракетном двигателе на 1 с после выхода ПЛУР из трубы торпедного аппарата. Ракета с ядерной боевой частью, по мнению экспертов, может быть использована и против надводных кораблей. В дальнейшем предполагается увеличить дальность ее полета до 90 км.

К недостаткам комплекса «Саброк» зарубежные специалисты относят необходимость иметь небольшую глубину погружения лодки в момент пуска (не более 50 м), ограниченную скорость хода лодки при стрельбе, значительную шумность при пуске и низкую точность стрельбы. Сообщалось в этой связи, что в настоящее время ведутся работы, направленные на увеличение дальности и точности пуска ракет такого типа.