http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-1.jpg
Музейный комплекс "Балаклава".
База подводных лодок Черноморского флота СССР.

«Что имеем – не храним. Потерявши – плачем…»
Омар Хайам

Прежде всего хочу поблагодарить моих друзей  - капитана 1-го ранга КЧФ в отставке Бритвина Г.Г., офицеров Морской Пехоты КЧФ С. Гамарника, В.Фролова, И. Гуковского, а также Человека с Большой буквы, имя которого я озвучить не могу, потому, что «погоны – это не профессия, погоны – это диагноз» (его псевдоним «Фотосерж» и именно ему принадлежат снимки, использованные здесь). Отдельное спасибо хочу сказать своему старому знакомцу Д.Киселеву, который в числе прочих других не позволил идее музея заглохнуть и помог ей осуществиться, пускай даже в таком виде.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-2.jpg

…Крайний раз самому мне довелось побывать в Севастополе в 1996-м, когда по просьбе (и на средства!) нескольких журналистов я помогал делать материал о подземном комплексе боевых сооружений КЧФ. То, что было создано в период СССР, было настолько грандиозно, что даже Смутные Времена развала Империи, непонятое и не принятое большинством народа отделение Украины, развал КЧФ как структуры не смогло похоронить это чудо. Уже тогда, сквозь страшную горечь офицерской безнадёги, сквозь «нехай живет кацап на Украине, тильки не керует!» пробивалась вера в возрождение флота, в искреннее желание сохранить для наших детей хотя бы то, что осталось, что не было разворовано. У многих тогда возникала идея создания Музея в Балаклаве.

В этом году в Крым на своём авто поехали в отпуск мои дети, дочь с мужем, и то, что они привезли из Крыма, из ставшего родным мне за годы службы Севастополя, снова даёт мне (да и не только мне!) надежду на то, что не всё ещё потеряно, что ботинок НАТОвского вояки не ступит на эту землю. А если и ступит, то завязнет в камне, да так в нём и останется, как было в Крымскую, как было в Отечественную. Как будет всегда.
И мне снова захотелось рассказать о том, что создали в своё время наши отцы, о том, что мы с вами почти позволили у себя украсть.
Итак, Балаклава. Объект 820/825.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-3.jpg

База представляет из себя два канала с доками к которым примыкает целая сеть коммуникаций, ремонтных цехов, бомбоубежище, склады для хранения торпед и другого вооружения, складов и прочих специальных и служебных помещений (описать грандиозность данного объекта невозможно).

Уникальный балаклавский подземно-подводный комплекс продолжал функционировать до мая 1994 года, когда из его недр ушла под прощальные гудки последняя российская субмарина. Подземная база подлодок перешла вместе с Балаклавой под юрисдикцию Незалежной и "утратила военное значение". Тем более, что и у ЧФ, и особенно у ВМСУ
субмарин оставалось не густо. 
Некоторое время когда-то секретный объект еще хоть как-то охранялся, а городские власти Севастополя лелеяли мечту то ли организовать в доках казино, то ли выращивать в арсенале шампиньоны, но потом, в 1995 году, якобы из-за проблем с финансированием охрану сняли, и...
Бывший завод по ремонту подводных лодок.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-4.jpg

Строительство завода продолжалось с 1957 по 1961 год. По расчетам специалистов, сооружение могло выдержать ядерный удар, по силе равный пяти, нанесенным Хиросиме, т.е. 100 килотонн. За счет этого обстоятельства объект отнесли к первой категории защиты. Помещение завода выдалбливалось в скале и покрывалось железобетоном, толщина которого составляла 56 метров. В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей весом 120 тонн, и автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы (в данный момент - 50 тысяч человек). На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь. Батопорт (специальная морская задвижка)- предназначен для перекрытия внутренней части канала в случае нанесения ядерного удара. Батопорт представляет собой двойной металлический короб высотой 14м, шириной 6м, длиной 18м, весом 150т. Расположен с правой стороны канала. В конце 40-х годов ХХ века в СССР была принята "Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий ядерного оружия". В соответствии с ней и с учетом дислокации в Балаклавской бухте основной базы подводных лодок Черноморского флота было принято решение о постройке на западном берегу бухты объекта противоатомной защиты 1 категории устойчивости.

В 1953 году правительством утвержден проект подземного сооружения, разработанный Ленинградским государственным проектным институтом "Гранит".
Объект состоял из нескольких частей: ремонтной части- объект 825 ГТС ("гидротехнические системы") с водным каналом длиной 608м, глубиной 18м, шириной от 10 до 24м, топливного хранилища на 29,5 тысяч тонн ГСМ и арсенала- объекта 820.
автономность укрытия - 30 суток.

Общая площадь- около 15 тысяч кв.м. Численность персонала ремонтной части- 300человек, арсенала- около 150 военнослужащих.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-5.jpg

Строительство сооружения начато в 1954г. специально созданным военным горно-строительным отрядом Черноморского флота. В феврале 1956г. на помощь военным строителям были направлены метростроевцы из Москвы и Харькова (на основе отряда было создано предприятие п/я А3861- ныне строительное управление №528).

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-6.jpg

Полностью подземный комплекс был сдан в эксплуатацию в 1963г. В первую очередь в 1961г. была введена в строй ремонтная часть (объект 825 ГТС), которая предназначалась для укрытия, ремонта и обслуживания дизельных подводных лодок малого и среднего класса. Она включала в себя: канал, сухой док (доковую камеру), производственные площадки, на которых размещались станочный парк, участки по проверке лодочного электро- и гидрооборудования, служебно-бытовые и складские помещения. Выход из арсенала к подземному каналу. Штольня №3 (ремонтно-техническая база 820).

Арсенал - (ремонтно-техническая база по подготовке вооружения для кораблей, подводных лодок и ракетных береговых частей).  В арсенале хранились боевые головные части для торпед и ракет, в том числе и ядерные, а также производились регламентные работы по обслуживанию и сборке изделий. Арсенал состоит из локальной и технической зон. В локальной зоне размещались: хранилище головных частей и зал для сборки изделий.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-7.jpg
http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-8.jpg

В технической зоне располагались механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-9.jpg
http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-10.jpg

Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузке торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в сооружении в случае нанесения ядерного удара. В мирное время площадка использовалась только в качестве учебно-тренировочной. Основные работы по погрузке торпед проводились на причале.
Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная паттерна длиной 304м.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-11.jpg

Подземный канал, справа, за опорами - сухой док. Комбинированный водный подземный канал мог вместить 7 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 18 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-12.jpg

Преддоковая площадка- предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводной лодки, находящейся в сухом доке.
Понтонный мост закрывает вход в канал со стороны Балаклавской бухты. Из резервуаров моста выдувалась вода, вследствии чего он всплывал на высоту 0,5м и отводился в сторону спецмеханизмом лебедочного типа - шпилем.

До сих пор на входе для персонала просматривается надпись:"ХОЧЕШЬ ОСТАТЬСЯ НА СВОБОДЕ - ПОТЕРЯЙ ПАМЯТЬ".
50 человек военизированной охраны делали завод недоступным для посторонних - въезд в Балаклаву был сопряжен с большими сложностями. Сотрудники предприятия очень хорошо знали, что во время регулярных (раз в два месяца) вызовов в Особый отдел КГБ на вопросы лучше всего отвечать так: где работаю - не знаю, что делаю - не имею понятия, об условиях ничего не помню. 400 человек гражданских рабочих хорошо осознавали - хочешь оставаться на свободе - потеряй память на время беседы с сотрудником Особого отдела.
Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуск во все подразделения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-13.jpg

Породопогрузочная машина ППМ- 1С.
Предназначена для погрузки разрыхленной породы в вагонетки, на конвейер или на другие транспортные устройства при прохождении горизонтальных выработок. Может грузить породу с крупностью кусков 350мм в сухом и влажном состоянии на поверхности и в шахте. Погрузка производится с рельсового пути, по которому перемещается машина.
Тактико-технические данные:
Масса- 3500кг
Скорость- 3,5км/час
Емкость ковша- 0,2куб/м.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-14.jpg

Двустворчатые арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема размером 4,0х5,6м. Ворота представляют собой сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном марки "М 500", подвешенные на петлях к закладной раме. В движение створки приводились гидравлическим механизмом.
Также могли при необходимости закрываться и вручную, за 20 сек.
Общий вес одной створки с бетонным наполнением составляет 100 тонн.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-15.jpg

Заводская паттерна - большой транспортный коридор, ведущий к производственным площадям сооружения. Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, оборудования в производственную часть завода, а также как убежище для личного состава в случае ведения войны с применением ядерного оружия. паттерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296м, ширина 4м, высота, 4,5м.
Заводская паттерна пересекается с малым транспортным коридором, предназначенным для доставки подготовленных торпед из минно-торпедной части к водному каналу.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-16.jpg

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках минно-торпедной части торпеды заполняли энергокомпанентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения, герметичность. Бассейн-кессон с подсветкой дна использовался для проверки герметичности торпед. Разгерметизацию схемы торпеды определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные и проверенные торпеды принимались подводниками и доставлялись на склад подготовленных торпед на территорию арсенальной части комплекса.

Сухой док- выгородка в канале с габаритными размерами: длина 102м, ширина 10м, глубина 18м. Вход в сухой док закрыт малым батопортом, через кингстоны которого осуществлялось его заполнение водой.
Преддоковая площадка- начало производственных площадей завода. площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводной лодки, находящейся в сухом доке. На ней располагались: большой расточный станок (длина фундамента 15м) для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-20.jpg

На основных производственных площадях размещались станочный парк, участки по проверке электро- и гидрооборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения, также пекарня, столовая, лазарет, пункты санобработки, узлы связи.
С 1967г. в производственной части был оборудован защищенный командный пункт(ЗКП) дивизии подводных лодок. На рабочих площадях заводской части планировалось укрыть на случай ядерной угрозы около 3000 человек. Перед постановкой подводной лодки на ремонт, док предварительно заполняли водой через кингстоны малого батопорта- задвижки, закрывающей вход в док. после выравнивания уровня воды в доке и канале, батопорт отводили в сторону, давая возможность лодке войти в док. Затем батопорт возвращали в исходное положение и откачивали воду из доковой камеры. Средняя продолжительность ремонта подводной лодки составляла 3-4 недели.

Как только подводная лодка заходила в док, из которого по технологии выпускали воду, рабочие оставались по колено в живой рыбе. Чтобы добро не пропадало, рыбу коптили прямо в горе. Струящийся специфический дымок мог служить сигналом того, что очередная советская лодка встала на ремонт.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-17.jpg

Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва. Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных защитных ворот.

Противоатомные защитные ворота- двустворчатые арочные, предназначены для перекрытия проема размером 3,0х2,8м и восприятия давления Р=60кгс/кв.см. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки "М 500". Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10тонн. Толщина створки 60см, высота- 3м.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-21.jpg

Защитная герметичная дверь изготовлена из листовой стали. По периметру она имеет мощную резиновую прокладку, которая обеспечивает герметизацию проемов. Дверь оборудована калиткой для прохождения персонала. Вес двери 480кг. Небольшой коридор, для прохода обслуживающего персонала , позволяющий обойти закрытые противоатомные ворота. Коридор закрывали защитные электроконтактные двери. Одна из дверей была всегда закрыта, т.е. заблокирована.

…Ура-патриотизм мне чужд. Чужд по определению. Но иногда до сих пор снятся ночами маленький пляжик белого песка на Северной Стороне, обнесённый колючкой; горб Равелина на фоне моря; чёрный берет поверх сложенной стопкой формы; холодная черноморская вода, которая в этих местах даже в июле не нагревается выше пятнадцати. И – силуэты боевых кораблей на рейде. И – пронизывающее чувство принадлежности к великому народу, покорить который нельзя. И я до кома в глотке хочу, чтобы такое же чувство испытали когда-нибудь мои внуки. Тогда – и подохнуть не страшно.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-22.jpg
http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat7-19.jpg