Современные боевые самолеты ВВС США оснащаются прицельно-навигационными комплексами, включающими в себя лазерные прицельные системы. Одной из таких систем является система целеуказания и полуавтоматического сопровождения целей «Пейв Спайк», размещаемая в подвесном контейнере на самолете типа F-4. Она служит для наведения на цель боеприпасов с лазерными головками самонаведения (ГСН). Система состоит из телевизионной камеры с замкнутым циклом индикаторных устройств, лазерного целеуказателя и общей (для камеры и целеуказателя) оптической системы. «Пейв Спайк» сопрягается с бортовой цифровой вычислительной машиной (ЦВМ), радиолокационной станцией (РЛС) и инерциальной навигационной системой, сигналы которой используются для стабилизации оптической оси системы и удержания луча лазера на атакуемой цели. Наличие в системе поворотной носовой части контейнера и поворотного зеркала позволяет отслеживать цель при глубоких виражах самолета: по крену до 20° с правого борта и до 70° с левого борта, по азимуту до ±15°.
Наведение боеприпасов на цель производится после обнаружения ее визуально или с помощью телевизионной (ТВ) камеры, работающей в режиме широкого обзора местности. Обнаружив цель, экипаж переводит ТВ-камеру в режим ограниченного обзора и по увеличенному изображению цели на экране распознает ее. После принятия решения на атаку перекрестие телевизионного индикатора накладывается на отметку цели и система переводится в режим автоматического сопровождения. Система начинает автоматически измерять угол места цели и ее азимут, удерживая луч лазера на цели до ее поражения, В отдельных ситуациях цель можно обнаружить с помощью бортовой РЛС самолета, а атаковать с использованием системы «Пейв Спайк». Основные операции управления системой выполняет второй пилот самолета.
К наиболее эффективным, но сложным прицельным системам зарубежные военные специалисты относят систему автоматического обнаружения и лазерной подсветки наземных целей «Пейв Тэк», которая применяется на ударных самолетах типа F-4E, RF-4C и F-111F. Система размещается в подвесном двухсекционном контейнере. Длина контейнера 4,14 м, диаметр 0,508 м и общая масса 545 кг. Первый отсек контейнера представляет собой турель диаметром 0,79 м, способную поворачиваться на 190° по углу места цели и на 270° относительно продольной оси контейнера. В турели размещаются оптическая система, стабилизированный прицел, инфракрасная (ИК) система переднего обзора ФЛИР, лазер для подсветки цели и измерения дальности. Во втором отсеке контейнера расположены блоки питания и электронная аппаратура, обеспечивающая связь системы «Пейв Тэк» с бортовой РЛС, ЦВМ, навигационной системой и другими подсистемами самолета.
Системой «Пейв Тэк» управляет второй пилот с помощью пульта управления и индикатора. В кабине первого пилота также имеется индикатор. Применяя бортовую РЛС, экипаж может обнаруживать цели на гораздо большей дальности, чем при использовании только системы «Пейв Тэк». В этом случае пилот управляет системой «Пейв Тэк» по сигналам от РЛС до тех пор, пока цель не войдет в зону действия системы. Последующие операции по распознаванию цели, сопровождению и поражению ее выполняются так же, как и в системе «Пейв Спайк». Экипаж может также выбирать цели с помощью системы «Пейв Тэк», а поражать, используя РЛС.
Применение РЛС и ИК-системы переднего обзора ФЛИР позволяет осуществлять поиск и поражение целей в сложных метеоусловиях, днем и ночью. При этом наблюдение цели ведется по единому для РЛС и ИК-системы самолета типа F-4 индикатору (на самолете F-111F эти системы имеют раздельные индикаторы). Так как ИК-система и лазерный целеуказатель-дальномер имеют общую линию визирования, то экипаж, наблюдая ИК-изображение цели, может осуществлять лазерную подсветку цели и для ее уничтожения применять боеприпасы с лазерной ГСН. Лазерный целеуказатель-дальномер используется также для точного измерения наклонной дальности до поверхности земли. Эта информация поступает в бортовую ЦВМ для расчета баллистических характеристик и для управления самолетом при полетах на малых высотах с огибанием рельефа местности.
Сообщалось о разработке лазерной системы дальнего обнаружения, опознавания и сопровождения целей ЛАТАР, способной работать как по наземным, так и по воздушным целям. Системой вооружаются одноместные самолеты. ЛАТАР состоит из размещаемых в подвесном контейнере видеокамеры, устройства опознавания «свой-чужой», лазерного целеуказателя - дальномера, а также устройства обнаружения, распознавания и сопровождения наземных целей, подсвечиваемых лазером с земли или с другого самолета. Видеокамера состоит из мощного телескопа для визуального обнаружения целей на большой дальности, усилителя яркости изображения и устройства автоматического визуального обнаружения и сопровождения цели.
При потере цели последнее устройство переключается в режим обзора, пока летчик снова не обнаружит цель. Так как лазерный приемник имеет общее поле зрения с устройством автоматического визуального обнаружения и сопровождения цели, то летчик может наблюдать по индикатору за целью, подсвечиваемой лазером с земли или своим лазерным целеуказателем - дальномером, и производить наведение на цель боеприпасов с лазерной ГСН.
Система ЛАТАР не имеет ИК-канала и не сопряжена с РЛС, поэтому она может использоваться только днем в простых метеоусловиях. Проводятся работы над расширением боевых возможностей системы и над улучшением удобства использования системы в полете. Ею предполагается оснастить самолеты AV-8B и А-10.
Ряд лазерных систем предназначен для наведения оружия на цель, когда поиск, выбор цели и ее подсвет с помощью лазерной станции подсвета осуществляет оператор, находящийся на земле (на другом самолете), а боеприпасы наводятся на цель с летательного аппарата, на борту которого имеется устройство для обнаружения отраженного от цели лазерного излучения. Такие системы также сопрягаются с подсистемами самолета, составляя единый прицельный комплекс. Примером служит бортовая лазерная система «Пейв Пенни», разработанная для самолетов непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. В ее состав входят бортовая и наземная части.
Наземная часть — станция подсвета цели — размещается на передовых позициях войск. Бортовая часть монтируется в подвесном контейнере и состоит из аппаратуры обнаружения (приемник лазерного излучения), поиска и сопровождения подсвечиваемой наземной цели (оптическая головка и блоки управления ею), индикатора (индикатор на лобовом стекле кабины летчика или сопряженный с прицелом) и аппаратуры контроля за функционированием системы.
Оптическая головка обнаруживает цель в пределах ±90° до курсу и от —90 до +16° по углу места, что позволяет самолету выполнять противозенитные и другие маневры. Система «Пейв Пенни», как сообщает зарубежная печать, может применяться на предельно малых высотах (до 15 м) и при значительных перегрузках. Планируют применять ее на самолетах F-4, F-5, F-16 и F-18.
Лазерные авиационные устройства и системы, размещаемые на беспилотных летательных аппаратах и вертолетах, по принципу работы и по своему составу незначительно отличаются от систем, размещаемых на самолетах.