Современные инженерные мины, предназначенные для установки с помощью инженерных, артиллерийских и авиационных систем минирования, характеризуются небольшими размерами и массой, повышенной прочностью. По утверждению зарубежных специалистов, прочность конструкции мин обеспечивает их нормальное функционирование после значительных перегрузок, возникающих при стрельбе кассетными артиллерийскими или неуправляемыми реактивными снарядами с этими минами, при метании их из кассетных установок, а также при паДении на землю. Подрыв мин происходит при воздействии цели на датчик взрывателя, срабатывании элемента необезвреживаемости (при изменении положения мины) или элемента самоликвидации (по истечении определенного срока). Мины систем дистанционного минирования - противотанковые (ПТМ), противопехотные (ППМ), противотранспортные (ПТрМ) - устанавливаются только на поверхность грунта.
В США на базе разработанных для артиллерийской системы минирования RAAMS противоднищевых мин М70 и М73 созданы: мины М75 для инженерной системы минирования GEMSS, мины BLU-91/B для авиационной системы минирования «Гатор» и мины ХМ78 для снаряжения переносных кассетных установок системы минирования MOPMS. Основные элементы и узлы этих мин унифицированы. Корпус выполнен в форме низкого цилиндра. Заряд имеет две облицованные металлом кумулятивные выемки с обоих торцов, поэтому не нужна специальная ориентация мин на поверхности грунта. Взрыватель снабжен магнитным датчиком, который реагирует на изменение магнитного поля Земли при прохождении танка над миной.
При срабатывании взрывателя в первую очередь инициируется вскрышной заряд, который отбрасывает верхнюю крышку корпуса и находящийся на ней слой земли (в случае заглубления ее в мягкий грунт). Затем, через 30 мс, инициируется основной заряд. При его взрыве из металлической облицовки в кумулятивной струе формируется сгусток расплавленного металла, который с расстояния приблизительно 0,5 м пробивает днище танка.
Отличительной особенностью мины BLU-91/B является наличие на ее цилиндрической поверхности двух плоских пластин, определяющих ее габариты. Мины М70 и М73 различаются только сроком самоликвидации. Так, время нахождения мины М70 в боевом положении до срабатывания самоликвидатора менее 24 ч, а М73 — несколько суток. Мина М75 имеет два срока самоликвидации, a BLU-91/B — три. Конкретное значение срока самоликвидации задает оператор на пульте управления системой минирования непосредственно перед постановкой заграждения, а специальное устройство системы автоматически устанавливает элемент самоликвидации на этот срок.
Аналогичная схема (заряд, имеющий две облицованные металлом противоположно направленные кумулятивные выемки) применена в противотанковой мине западногерманской разработки MIFF с сейсмическим датчиком (для авиационной системы минирования с использованием универсальной кассетной установки MW-1) и во французской противоднищевой мине к системе минирования на инженерной машине EBQ. Эта мина (общая масса — 2,34 кг, масса заряда ВВ — 0,7 кг, диаметр — 139 мм) также имеет взрыватель с неконтактным датчиком, который срабатЫЬает под боевой или транспортной машиной, масса которой более 1,5 т. Бронепробиваемость мины в этих условиях — 50 мм.
Заряд противоднищевых мин западногерманской АТ-2 и итальянской FSA-АТМ имеет одну облицованную металлом кумулятивную выемку в верхней его части. Поэтому при установке в боевое положение необходимо ориентировать мину на поверхности грунта, что осуществляется с помощью откидывающихся лапок. Мины АТ-2 и FSA-ATM имеют тормозные парашюты, которые снижают скорость падения после выхода их из кассет. При ударе мины о грунт парашют отсоединяется, и она может откатиться от места падения. Как только мина остановится, ее лапки освобождаются от держателя и под действием пружин занимают рабочее положение, переворачивая мину кумулятивной выемкой вверх.
Мина АТ-2 является унифицированным противотанковым инженерным бое-припасом. Для установки этих мин используются система минирования MIWS (минный заградитель и вертолетная система), кассетные боеприпасы 110-мм реактивной системы залпового огня «LARS». Предполагается применять также 240-мм реактивную систему залпового огня (РСЗО) MLRS, разработанную в США. Предусмотрено изменение срока самоликвидации от 6 до 96 ч и времени замедления постановки взрывателя на боевой взвод от 15 с до 5 мин. Мина оснащена электронным взрывателем с контактным датчиком цели — гибкий тонкий стержень, который занимает рабочее положение после ориентации мины на поверхности грунта. Общая высота ее с датчиком в рабочем положении 0,7 м. Взрыватель срабатывает при касании датчика о днище танка или при изменении положения мины. Образующееся при взрыве заряда ударное ядро пробивает стальной лист толщиной 140 мм.
Противотанковая мина FSA-ATM предназначена для системы минирования с использованием 122-мм РСЗО «Фирос 25» (25 направляющих, в одном кассетном снаряде 7 мин), взрыватель — неконтактный. Элемент самоликвидации может быть установлен на срабатывание в пределах от 2 до 48 ч непосредственно перед минированием. На боевой взвод взрыватель ставится после того, как последовательно будут сняты три ступени предохранения: первая после выхода мин из кассетного снаряда, вторая при раскрытии тормозного парашюта и третья при ударе мины о грунт.
В США создана самоориентирующаяся противотанковая мина ERAM для авиационной системы минирования CBU-92/B. Один из вариантов ее (индекс BLU-101/В) разработан в виде небольшой метательной установки с двумя боевыми элементами для поражения бронированных целей ударным ядром сверху. Мина имеет систему датчиков: сейсмический и акустический на метательной установке и инфракрасный на боевом элементе. После приземления мина (снабжена тормозным парашютом) переводится в боевое положение, при этом развертывается приемное устройство акустического датчика, представляющее собой три антенны. Цель может быть обнаружена акустическим и сейсмическим датчиками на расстоянии до 140 м. Сигналы их анализируются микропроцессором, который идентифицирует цель и дает команду на применение мины только по бронированным машинам.
При вхождении танка в зону действия верхняя часть мины поворачивается относительно основания, ориентируя одну из направляющих с боевым элементом на цель. Боевой элемент выбрасывается вверх под углом 45°. При прохождении его над целью срабатывает ИК-датчик и подрывает заряд. В процессе взрыва формируется ударное ядро, поражающее танк сверху. Так же используется второй боевой элемент.
По другому варианту мина ERAM (BLU-102/B) выполнена в виде контейнера с одним боевым элементом. При обнаружении цели (срабатывании датчика) боевой элемент выбрасывается вверх. Опускаясь на парашюте, он вращается вокруг вертикальной оси и сканирует поверхность (ось боевого элемента отклонена от вертикали). Когда цель обнаружена датчиком боевого элемента, она поражается ударным ядром сверху.
В Германии также создана самоориентирующаяся противотанковая мина, которая получила название LASSO. Она предназначается для авиационной системы минирования MW-1. Согласно проекту, мина должна автоматически наводиться и поражать ударным ядром проходящую в ее зоне действия бронированную цель.
Для устройства противопехотных и смешанных минных полей в последние годы приняты на вооружение дистанционно устанавливаемые ППМ. Предпочтение отдается осколочным минам как наиболее эффективному средству поражения живой силы. Так, в США в боекомплект многих систем миниоования входят осколочные ППМ: М67, М72, (ADAM), М74, (GEMS), М77 (MOPMS), BLU-92/B («Гатор»). Характерной их особенностью (за исключением М67, М72) является то, что они имеют корпус, который по форме и размерам аналогичен корпусу ПТМ соответствующей системы минирования. Мины имеют электронный взрыватель с контактным датчиком в виде натяжных нитей, которыё разбрасываются после падения мины на землю. Срок срабатывания их элементов самоликвидации также соответствует срокам самоликвидации ПТМ соответствующих систем минирования.
Мины М67 и М72 выпрыгивающие. При задевании за одну из натяжных нитей Срабатывает вышибной заряд жидкого ВВ, осколочный боевой элемент сферической формы выбрасывается вверх и взрывается на высоте около 1 м. Образующиеся при взрыве осколки сохраняют убойную силу в радиусе приблизительно 17 м. Остальные американские дистанционно устанавливаемые ППМ взрываются на земле.
Более мощные осколочные мины, которые иностранные специалисты называют противопехотными - противотранспортными могут поразить цель на расстоянии нескольких десятков метров. К ним относятся разработанная в Великобритании мина НВ876 для авиационной системы минирования JP233, а также мина MUSPA, которая создана в Германии для авиационной системы MW-1. С их помощью' планируют минировать аэродромы. По оценке иностранных экспертов, они являются эффективным средством для вывода из строя самолетов на земле, а также из-за разных сроков самоликвидации будут препятствовать проведению ремонтно-восстановительных работ на аэродромах. Применять эти мины предполагают совместно с бетонобойными бомбами.
Противотранспортные мины имеют специальный корпус с насечкой, образующий при взрыве осколки, способные выводить из строя небронированную технику и поражать живую силу на значительном удалении. Так, радиус поражения мины MUSPA (диаметр 132, высота 134 мм) равен приблизительно 100 м. Предполагается, что мины будут оснащены сейсмическим или акустическим взрывателем, элементами самоликвидации и необезвреживаемости.
Особенность конструкции мины НВ876 — наличие в верхней части заряда облицованной металлом кумулятивной выемки (наряду с осколочным корпусом) и механизма ориентации мины на поверхности грунта (откидывающиеся лапки). Мина снабжена тормозным парашютом. Иностранные специалисты утверждают, что такая конструкция обеспечит вывод из строя инженерных машин, используемых для ремонта ВПП или разминирования. При воздействии на мину рабочего органа машины верхняя часть ее корпуса отклоняется в сторону машины, что приводит к срабатыванию элемента необезвреживаемости. Формирующееся при взрыве ударное ядро разрушает бульдозерный отвал и машину.
Помимо осколочных в зарубежных системах дистанционного минирования используются и фугасные мины. Ими снаряжаются кассетные установки итальянских вертолетных систем минирования, а также английской системы минирования «Рейнджер».
В США создана противодесантная мина MOWAM, которую предполагается использовать в вертолетной системе минирования, предназначенной для устройства заграждений на водных преградах. Мина представляет собой небольшую самонаводящуюся торпеду, которая, по замыслу, должна поражать амфибийные бронированные машины, а также танки, преодолевающие водную преграду по дну. В состав ее входят: боевой элемент — торпеда с реактивным двигателем, система датчиков, микропроцессор, источник питания (литиевая батарея), тормозной рарашют и якорное устройство, последние расположены соответственно в хвостовом отсеке и головной части мины. Система датчиков включает в себя сейсмический датчик, находящийся в якорном устройстве, а также акустический и магнитный в головной части боевого элемента.
Сигналы от целей воспринимаются сейсмическим и акустическим датчиками и анализируются микропроцессором, который выдает команды управления. При вхождении цели в зону действия мины включается двигатель, и боевой элемент отсоединяется от якорного устройства. Движение его к цели управляется по сигналам акустического датчика. Срабатывание взрывателя происходит от магнитного датчика.