Боевая машина B1 «Centauro» - итальянский тяжёлый бронеавтомобиль, классифицируемый также как истребитель танков. В 1980-х итальянской армией были разработаны тактико-технические требования для перспективного семейства гусеничных и колесных бронированных боевых машин, которые планировалось запустить в производство в 1990-х. Предусматривалось создание четырех типов таких машин: оснрвного боевого танка Ariete, гусеничной БМП Dardo, колесного истребителя танков Centauro (Кентавр) с колесной формулой 8x8 и многоцелевого бронированного автомобиля Puma (4x4 и 6х6). Требования для колесного истребителя танков были сформулированы в начале 1984 г. Планировалось создание высокомобильной колесной боевой машины со 105-мм нарезной пушкой стандарта НАТО.
Предусматривалось, что она должна иметь высокую скорость на дорогах для повышения стратегической подвижности войск, большой запас хода, высокую проходимость по пересеченной местности и компьютеризированную систему управления огнем (СУО), имеющую много общего с СУО компании Officine Galileo для основного боевого танка Ariete. Первый опытный образец машины был готов в январе, а второй - в середине 1987 г. В декабре уже четыре машины проходили испытания. Всего было построено девять опытных образцов. Один корпус использовался для баллистических испытаний. Параллельно выпускалась предсерийная партия из десяти машин, которая была полностью готова в конце 1989 г. Производство первой партии B1 «Centauro» для итальянской армии началось в конце 1990 г. и завершилось в 1991-ом. Первоначально армия планировала заказать 450 машин, но затем заказ был сокращен до 400.
Серийные B1 «Centauro» значительно отличаются от опытных образцов. В частности, у них усовершенствовано вооружение, улучшена боеукладка, изменена конфигурация задней части башни, вместо откидной аппарели в корме имеется дверь, более удобным стало размещение экипажа. 3 конце 1992 г. восемь B1 «Centauro» со 105-мм пушками были поставлены в Сомали, где в течение четырех месяцев они прошли, в среднем, по 8400 км без каких бы то ни было серьезных проблем. В 1993 г. британскими компаниями BAe Systems и RO Defence была разработана и создана динамическая защита (ДЗ) ROMOR-A для машин легкого класса. В том же году компаниями было выпущено двадцать комплектов этой ДЗ для B1 «Centauro». Десять комплектов были поставлены в Италию, остальные - в Сомали. Кроме того, консорциумом IVECO-Otobreda для B1 «Centauro» был разработан новый пакет пассивной брони, устанавливаемой на корпус и башню машины для повышения ее защищенности от огня стрелкового оружия. Последние поставки колесных истребителей танков B1 «Centauro» в итальянскую армию были осуществлены в конце 1996 г. 3 середине 1999 г. Министерство обороны Испании заключило с консорциумом IVECO - Otobreda контракт на 70 млн. долларов США, который предусматривал поставку 22-х B1 «Centauro», их сервисное обслуживание и обучение специалистов. Новые машины были поставлены в Испанию в конце 2000 г. и получили там обозначение VRC-105.
Корпус и башня колесного истребителя танков B1 «Centauro» - цельносварные, из броневой стали. Обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Лобовая проекция машины защищена от 20-мм бронебойных снарядов, остальные проекции - от 12,7-мм пуль. Водитель размещается в корпусе машины впереди с левой стороны, справа от него расположено силовое отделение, отгороженное от внутреннего пространства машины несгораемой переборкой. У водителя имеется люк, крышка которого открывается влево. Для наблюдения за дорожной обстановкой служат три перископических прибора наблюдения, средний из которых может быть заменен на пассивный прибор ночного видения MES VG/DIL. Башня установлена на крыше корпуса ближе к кормовой части машины. Командир машины размещается в ней с левой стороны от пушки, наводчик - с правой, заряжающий - впереди и немного ниже наводчика. Место командира оборудовано четырьмя перископическими приборами наблюдения, обеспечивающими обзор вперед, по сторонам и назад. Панорамный командирский прицел установлен перед командирским люком. Он обеспечивает круговое наблюдение без поворота головы. Наводчик может покинуть машину через люк заряжающего, крышка которого открывается назад. С правой стороны башни установлены пять перископических приборов наблюдения, которыми могут пользоваться как наводчик, так и заряжающий. Башня B1 «Centauro» выполнена как единый модуль. Она выпускается компанией Otobreda и поставляется полностью подготовленной к установке на шасси.
Основное оружие истребителя танков B1 «Centauro» включает в себя 105-мм нарезную пушку Otobreda с длиной ствола 52 калибра и длинным откатом (его максимальная длина 750 мм). Для стрельбы могут использоваться все типы стандартных 105-мм натовских выстрелов для танковых орудий L7 и Мб8, включая выстрелы с бронебойно-подкалиберными (APFSDS) снарядами. Пушка имеет вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой, остающийся открытым после экстракции гильзы. Кроме того, она оснащена многокамерным дульным тормозом, теплоизоляционным кожухом и эжекционным устройством для продувки канала ствола, а также системой контроля его изгиба. Ствол изготовлен с использованием технологии автофретирования. Боекомплект пушки составляет сорок выстрелов, четырнадцать из которых размещаются в башне, а остальные - в корпусе машины. Спаренный 7,б2-мм пулемет MG 42/59 установлен слева от пушки. Еще один такой же пулемёт расположен на крыше башни в качестве зенитного, С обеих сторон башни смонтировано по блоку из четырех 7б-мм дымовых гранатометов. Отстрел гранат осуществляется при помощи электроспуска. Приводы пушки и башни - электрогидравлические с ручным дублированием. Углы возвышения пушки составляют от -б до +15°, что несколько меньше, чем на основных боевых танках из-за низкого профиля башни.
Колесный истребитель танков B1 «Centauro» оснащен СУО Officine Galileo TURM5 (Tank Universa Reconfigurable Modular system) - такой же, как и на основном боевом танке Ariete. Основными ее компонентами являются панорамный дневной прицел командира со стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания, перископический комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания и встроенным лазерным дальномером, цифровой баллистический вычислитель, комплект датчиков условий стрельбы, система учета изгиба ствола и пульты управления командира, наводчика и заряжающего. Прицел командира имеет фиксированное 2,5- и 10-кратное увеличение. Углы качания его головного зеркала составляют от -10 до +60°, угол поворота головки прицела по горизонтали - 360°. Для наблюдения и ведения огня ночью у командира имеется телемонитор, на который выводится изображение с тепловизионного прицела наводчика. Установленный на крыше башни прицел наводчика объединяет четыре основных модуля (головное стабилизированное зеркало, оптический дневной канал, лазерный приемопередатчик и тепловизор) в одном корпусе. Дневной канал имеет 5-кратное увеличение, а тепловизионный обеспечивает вывод на монитор двух полей зрения - широкого и узкого.
Цифровой баллистический вычислитель производит вычисление исходных установок для стрельбы, управляет действием всех подсистем СУО (оптическим прицелом, лазерным дальномером, сервоприводами), а также датчиками условий стрельбы, встроенными системами контроля работоспособности СУО SITE и обучения экипажа. Он также обеспечивает переконфигурацию алгоритмов работы системы из нормального режима в режимы дублирования в случае ее частичных отказов. В систему управления огнем включены три основных датчика условий стрельбы: метеорологический, курсового угла и износа канала ствола. У наводчика в качестве резервного установлен телескопический прицел Officine Galileo OG С-102 с 8-кратным увеличением и тремя прицельными шкалами, которые переключаются вручную. Несмотря на то, что 105-мм пушка B1 «Centauro» стабилизирована, в итальянской армии основным является ведение огня из нее с короткой остановки.
На B1 «Centauro» установлен V-образный 6-цилиндровый 4-тактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения IVECO VTCA с турбонаддувом, развивающий мощность 520 л.с. при 2300 об./мин. Для машины с боевой массой 25 т он обеспечивает хорошую удельную мощность 20,8 л.с./т. Двигатель соединен с немецкой автоматической коробкой переключения передач (АКПП) ZF 5 HP 1500, обеспечивающей пять передач переднего и две заднего хода. АКПП, в свою очередь, обеспечивает передачу крутящего момента на раздаточную коробку ZF. Раздаточная коробка и АКПП изготавливаются в Италии в г. Бользано по лицензии. Весь силовой блок на Centauro может быть заменен в течение 20 мин. От трансмиссии крутящий момент передается на дифференциал, с которого распределяется на два потока. К каждому борту машины на колесные редукторы он передается посредством карданных валов, карданных передач и конических редукторов. Подвеска машины - гидропневматическая. Поворотными являются две пары передних и последняя пара задних колес, что обеспечивает относительно небольшие радиусы поворота. Задняя пара колес управляется только при скоростях движения до 20 км/ч.
Центральная система регулирования давления в пулестойких шинах входит в стандартное оснащение машины. Регулировка осуществляется с места водителя во время движения машины и обеспечивает достаточную проходимость на пересеченной местности. В нише башни установлена система защиты от ОМП Sekur, подобная примененной на танке Ariete. Она препятствует попаданию внутрь машины зараженного воздуха путем создания в ней избыточного давления. Встроенная система кондиционирования воздуха позволяет экипажу нормально работать при температурах окружающего воздуха в диапазоне от -30 до +44С. В состав стандартного оборудования B1 «Centauro» входят установленная спереди лебедка и противопожарные системы в силовом и боевом отделениях. По желанию заказчика на крыше башни могут быть установлены датчики системы предупреждения о лазерном облучении от лазерных дальномеров или систем наведения противотанковых ракет. В стандартном исполнении боевая масса B1 «Centauro» составляет 25 т, при установке на него дополнительных бронированных модулей она возрастает до 28 т. На шасси колесного истребителя танков B1 «Centauro» разработано целое семейство боевых и специальных бронированных машин.
Тактико-технические характеристики B1 «Centauro»
Боевая масса, т 25
Экипаж, чел. 4
Длина, 7850 мм
Высота, 2735 мм
Ширина, 2945 мм
Масса, 25000 кг
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. защищён от 12,7-мм пуль
Борт корпуса, мм/град. защищён от 12,7-мм пуль
Корма корпуса, мм/град. защищена от 12,7-мм пуль
Вооружение
- нарезная пушка 105-мм Oto Melara
- пулемёт(ы) 2 х 7,62-мм
Боекомплект пушки 40
Прицелы дневной и ночной тепловизорный, с лазерным дальномером
Двигателя - V-образный 6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с турбонаддувом IVECO MTCA V6
Мощность двигателя: 520 л.с.
Максимальная скорость: 105 км/ч
Запас хода: 700 (по шоссе) км
Колёсная формула 8х8