Эффективным средством обнаружения, определения местонахождения и элементов движения подводных лодок (ПЛ), по мнению зарубежных специалистов, являются авиационные радиогидроакустические буи (РГАБ). Преимуществами РГАБ по сравнению с неакустическими средствами обнаружения ПЛ считают: относительно большую дальность обнаружения целей, следующих под водой, при удовлетворительной точности определения их места и элементов движения, непрерывность наблюдения за подводной обстановкой, а также возможность одновременного приема информации от нескольких буев.
Способ применения всех типов буев примерно одинаков. Буи сбрасываются самолетами (вертолетами) с высоты порядка 30—200 м на скоростях до 700 км/ч (в зависимости от высоты полета). Парашютные системы или тормозные устройства другого типа стабилизируют траекторию снижения буев в воздухе и уменьшают вертикальную скорость до 20—30 м/с.
При приводнении часть буя остается на плаву, а другая заглубляется на кабеле или кабель-тросе. Затем происходит отделение парашютной системы от корпуса, антенна передатчика приводится в рабочее состояние. Далее происходит заглубление гидрофонов, а передатчик информации буя начинает работать в режиме непрерывного излучения на определенной частоте. Мощность передатчиков, как правило, не превышает 1 Вт. По истечении установленного времени или по команде с самолета (вертолета) буи затапливаются.
В зависимости от вида акустической энергии, используемой для получения информации, буи классифицируются на пассивные и активные как ненаправленного, так и направленного действия, а также пассивно-активные. К пассивным РГАБ ненаправленного действия относятся, в частности, американские буи типа AN/SSQ-41B и р AN/SSQ-57A, а также английские типа 30104.
Буи этого типа наиболее просты по конструкции. Установленный в них приемник ненаправленных акустических колебаний (гидрофон или система гидрофонов) способен, как сообщалось, обеспечить прослушивание подводных шумов в диапазоне от 0,01 до 20 кГц. Усиленные и преобразованные сигналы модулируют несущую частоту передатчика буя, работающего в режиме непрерывного излучения. Спектр подводных шумов, воспринимаемых акустическим приемником буя, передается на самолет или вертолет-носитель в виде радиосигналов.
Чтобы увеличить количество буев на одном самолете (вертолете), конструкторы стремятся создавать буи с меньшими массами и габаритами (при сохранении основных параметров и характеристик электронных схем). Сообщалось, что поступающие в последние годы на вооружение ВМС стран НАТО и вновь разрабатываемые буи имеют в два-три раза меньшие размеры и массу (например, высоту корпуса 305—310 мм при диаметре 124 мм и массе порядка 4,5 кг) по сравнению с буями более ранних образцов. Достигается это различными путями. Так, снижение массы буя английской разработки обеспечивается применением надувного баллона, который заполняется после приводнения буя углекислым газом из специального баллона-цилиндра.
Пассивные широкополосные РГАБ типа AN/SSQ-57A предназначаются в основном для замера акустических полей надводных кораблей и подводных лодок и спектра шумов моря в данном районе. Использование таких буев возможно только совместно с бортовым приемным устройством, снабженным полосовыми фильтрами, которые переключаются на различные частоты.
Пассивные буи направленного действия (к ним, например, относятся американские типа AN/SSQ-77, австралийские типа AN/SSQ-81) определяют пеленг на ПЛ, а также передают принимаемые акустической системой шумы на самолет (вертолет). Для пеленгования подводной цели (объекта) в буях возможно применение различных методов: по максимуму сигнала, фазовый, фазово-амплитудный, корреляционный. При использовании первого из них на буях этого типа может применяться вращающийся акустический приемник с узкой диаграммой направленности в горизонтальной плоскости. Положение акустического приемника определяется с помощью жестко связанного с ним компасного устройства, включенного в цепь радиопередатчика буя. Буй направленного действия имеет более сложный передатчик, поскольку частота его колебаний модулируется принятыми шумами, а также изменяется в зависимости от положения акустической системы. Отсчет пеленга на ПЛ производится экипажем самолета (вертолета) относительно магнитного меридиана по максимуму шумов.
Чтобы повысить точность пеленгования, в направленных РГАБ используются преимущественно частоты звукового диапазона порядка 1—10 кГц. Для первичного обнаружения ПЛ считают целесообразным использовать более низкие частоты, имеющие меньшую величину коэффициента пространственного затухания. Как сообщалось, дальность обнаружения ПЛ пассивными буями направленного действия может достигать 20 км. Буи более поздней разработки, такие, как AN/SSQ-77 системы WLAD, имеют вертикальную линейную гидроакустическую систему из девяти ненаправленных и двух направленных гидрофонов. Полагают, что это способствует повышению ее чувствительности и улучшает условия для выделения полезного сигнала на фоне шумов.
РГАБ AN/SSQ-79 также с вертикальной антенной, но снабжен накопительным устройством, которое использует многократное отражение акустических сигналов. В канале информации применена цифровая форма передачи данных. Для обработки информации от буев типа AN/SSQ-801 применяется процессор типа ASQ-900. Точность определения пеленга на ПЛ при этом, как утверждают, составляет 0,36-М
В активных буях используются гидроакустические преобразователи, работающие в режиме «прием-передача». Управление излучением активных буев осуществляется с самолета (вертолета) по команде, вырабатываемой или автоматически — поисково-прицельной системой, или же одним из членов экипажа. Сообщалось, что в активных РГАБ мо^ут применяться два вида акустических посылок — непрерывный сигнал на одной частоте и сигнал, имеющий линейную частотную модуляцию.
К активным РГАБ ненаправленного действия относятся американские буи типа AN/SSQ-50B и английские типа 9478. Такие буи применяют для поиска малошумных ПЛ в ограниченном районе, для слежения за ними, для классификации контакта и его восстановления при небольшом времени запаздывания, а также для уточнения места и элементов движения ПЛ перед применением по ней средств поражения. Буи этого типа излучают посылку акустической энергии, после чего переходят на прослушивание и принимают отраженные — при наличии цели — эхосигналы. Расстояние до цели измеряется по времени прохождения сигналов и известной скорости распространения звука в воде. Разность частот излучаемого и принимаемого сигналов используется также для определения радиальной составляющей скорости ПЛ.
Активные радиогидроакустические буи направленного действия определяют не только дальность до ПЛ, но и пеленг, поэтому с помощью одного буя, как утверждается, можно получить большой объем информации, которую потом использовать в расчетах для применения оружия. Аппаратурой такого типа оснащены буи AN/SSQ-47A и AN/SSQ-62А. Первые можно сбрасывать без парашюта с висящего вертолета (высота до 15 м).
Некоторые противолодочные самолеты ВМС оснащень также пассивно-активными РГАБ (австралийские типа TSM-8010 и TSM-8020), имеющими режим работы шумо и эхопеленгования.