https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635375041_photo_2021-10-27_10-31-38.jpg

Первый пошел

Китай начал испытывать первый в мире двухместный истребитель пятого поколения, созданный на базе Chengdu J-20 «Черный орел».

Сама по себе его разработка не стала новостью, однако складывалось впечатление, что вокруг проекта намеренно создают дезинформационное поле.

В  прошлом году газета South China Morning Post показала двухместный J-20,  имеющий расположение летчиков бок о бок, подобно тому, как мы это видим  на Су-24 и Су-34 (странное и не слишком удачное решение для  истребителя, нужно признаться).

Другой фейковый вариант был больше похож на учебно-боевую версию Eurofighter Typhoon.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635375055_rz8gfu1a4hk71.jpg

Однако военные блоги социальной сети Weibo на днях расставили точки над «и», что касается облика новой машины.

На  новых фотографиях отчетливо видно самолет с двухместной тандемной  кабиной, визуально похожей на ту, которую можно видеть на учебной версии  французского Dassault Rafale.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635443527_fcmlduoxsaqnrwf.jpg

На  одном из видео показаны руления и пробежки двухместного J-20. В свою  очередь, телеграм-канал Dambiev сообщил, что 25 октября 2021 года на  летно-испытательной станции авиастроительного предприятия Chengdu  Aircraft Industry Group (CAIG) в Чэнду машина впервые поднялась в небо.

На  одном из фото можно видеть неокрашенный истребитель в воздухе. Машина  похожа на новинку, о которой идет речь, однако, поскольку истребитель  видно только с нижней полусферы, какая именно версия J-20 перед нами,  нельзя сказать наверняка.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635444418_1635375474_photo_2021-10-26_10-21-27.jpg

Примечательно и то, что мы до сих пор не знаем обозначения новой машины.

Ее  иногда называют J-20B, J-20AS или J-20S. Как бы самолет не величали,  очевидно одно: новый вариант J-20 даст Китаю то, чего нет ни у России,  ни даже у Соединенных Штатов.

Напомним, единственными, принятыми  на вооружение истребителями пятого поколения, сейчас являются  американские F-22 Raptor и F-35A/B/С, китайский J-20 и российский Су-57.  Еще один «китаец» – J-31 – сейчас испытывают. У японцев имеется  демонстратор пятого поколения ATD-X, а у корейцев – прототип KAI KF-X.  Все они – одноместные (по крайней мере, в тех версиях, которые показали  широкой публике и СМИ).

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635375172_12.jpg

Впрочем, саму идею придумали не китайцы.

Первым  двухместным истребителем-бомбардировщиком пятого поколения мог стать  американский F/B-22 на базе F-22, однако проект отменили. Россия, нужно  полагать, изначально видела ПАК ФА в том числе – как двухместный  самолет: такая версия могла иметь большие экспортные возможности. Но с  экспортом Су-57 пока «не срослось», а двухместный вариант, по последним  данным, могут применить уже для нужд Воздушно-космических сил России.

Сообразили на двоих

В этой связи специалисты часто задаются вопросом: что же подвигло создателей вернуться к схеме с двумя членами экипажа?

Ведь  она по умолчанию более затратная и сказывается на летно-технических  характеристиках машины. Не говоря уже о том, что потеря сразу двух  летчиков куда более чувствительна для страны. Даже такой крупной, как  Поднебесная.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635375930_fctm-uwxiaucxet.jpg

Ответ,  возможно, кроется в том, что два человека могут лучше использовать  огромные потоки данных, предоставляемые им датчиками, которыми буквально  напичкан современный боевой самолет.

Как отмечает издание  Market Research Telecast в материале про двухместный J-20 (на который  обратил внимание пользователь Сети под ником Fighterbomber), второе  место предназначено для оператора управляемых боеприпасов класса  «воздух-поверхность» и средств радиоэлектронной борьбы. При этом первый  пилот будет маневрировать и атаковать вражеские самолеты с помощью ракет  класса «воздух-воздух».

Наличие двухместного варианта также  существенно расширяет возможности для тренировки летчиков: вне  зависимости от поколения машин, о котором идет речь.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635444732_1635375183_photo_2021-10-26_10-07-18.jpg

Однако  при ближайшем рассмотрении каждый из этих пунктов едва ли можно назвать  серьезным поводом для создания условно «новой» машины. В пользу этого  как раз говорит отказ США от двухместной «пятерки».

С большой  долей вероятности J-20B стал ответом на новые вызовы, связанные с БПЛА.  Вернее, с управлением беспилотными летательными аппаратами и концепцией  так называемого беспилотного ведомого, когда один истребитель должны  сопровождать 2–4 беспилотника, способных решать в том числе ударные  задачи.

До последнего времени это было прерогативой Запада.

Так,  в феврале в воздух поднялся созданный австралийским подразделением  Boeing аппарат Loyal Wingman, который должен будет решать такого рода  задачи.

Однако Китай решил догнать и перегнать Австралию и США.

На  недавней выставке Airshow China 2021 в Чжухае китайцы показали макет  FH-97, который внешне почти неотличим от американского  экспериментального беспилотного летательного аппарата Kratos XQ-58  Valkyrie. Последний входит в программу научно-исследовательской  лаборатории ВВС США по разработке экономичных авиационных  технологий LCAAT. Задача аппаратов LCAAT – сопровождать истребители  F-22 или F-35 во время боевых заданий, имея на борту как системы  наблюдения, так и оружие.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635375263_fh-97-mimics-xq-58a.jpg

Примечательно, что таким же путем пошла Россия.

Как  уже говорилось, одну из версий Су-57 хотят сделать двухместной. При  этом ее все чаще рассматривают в связке с новым ударным БПЛА «Охотник».

  Для управления новейшими беспилотниками «Охотник» будет создан  двухместный командный вариант Су-57. Предполагается, что истребитель,  разработка которого уже идет, будет вести с собой порядка четырех  «Охотников»,

– заявил недавно ТАСС источник в ВПК.

Что  касается вопроса о том, являются ли фото и видео нового двухместного  истребителя подлинными (во всех смыслах этого слова), возьмем на себя  смелость сказать, что это действительно так.

Как справедливо  отмечает издание The Drive в материале «This Is Our First Look At A  Two-Seat Variant Of China's J-20 Stealth Fighter», такого рода «утечки»  данных хорошо вписываются в устоявшуюся схему, когда китайцы со временем  показывают все более детализированные изображения образцов авиатехники,  созданной Chengdu Aircraft Industry Group.

Проблемы в прошлом

Нет  сомнений и в том, что КНР может создавать истребители пятого поколения,  в том числе – двухместные. Проблемы с двигателями, которые явственно  ощущались еще десять лет назад постепенно уходят в небытие. Недавно на  авиашоу в Чжухае китайцы показали истребитель J-20 с двигателями WS-10C,  созданными Поднебесной. Раньше, напомним, на этих машинах стояли  российские АЛ-31ФН.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635375284_1609941720_5.jpg

Если  говорить об авиационных вооружениях, то Китай сейчас находится как  минимум на уровне России. А в плане бортовой электроники, вероятно, уже  давно ее обошел.

На самолете J-10C, например, по имеющимся  данным, устанавливают БРЛС с активной фазированной антенной решеткой,  которой нет ни на Су-30СМ, ни даже на Су-35С – самом мощном и наиболее  передовом российском истребителе из числа массовых.

При этом не  стоит забывать о количестве: тех же одноместных J-20 уже произвели  примерно 150 единиц. Такой прыти могут позавидовать даже американцы, у  которых лишь немногим больше знаменитых «Рапторов».

Автор:Илья Легат