У многих россиян поездка на поезде ассоциируется с характерным  постукиванием колес. На некоторых людей этот звук действует  успокаивающе. Иногда кажется, что он словно убаюкивает.

http://batona.net/uploads/posts/2021-10/1633889855_96.png

Но  не во всех странах во время путешествия по железной дороге можно  встретить стук колес. В некоторых европейских поездах наблюдается  полнейшая тишина.

Почему же в странах Европы во время поездки по железной дороге неслышно родных для русского человека постукиваний?

Звеньевые пути

В  России большая часть железных путей — звеньевые. Как правило, они  состоят из коротких 25-метровых звеньев, между которыми присутствует  термозазор. Он нужен для того, чтобы рельсы не деформировались во время  значительного изменения температур, ведь в жаркую погоду железо  расширяется, а в мороз сужается. То же происходит и с рельсами, поэтому  им нужно свободное место, куда можно удлиняться. Привычный стук  происходит как раз во время попадания колес на участки стыков рельс.

http://batona.net/uploads/posts/2021-10/1633889852_99.png

Бесстыковые пути

В  большинстве стран Европы климат более мягкий, без сильных перепадов  температуры. Поэтому они могут себе позволить класть бесстыковые пути.  Суть их в том, что стыки между звеньями отсутствуют, и «запинаться»  колесам просто не обо что. Дорога представляет собой единое целое. Длина  одного звена на бесстыковых путях обычно 800 метров, а стыки сварены  между собой.

http://batona.net/uploads/posts/2021-10/1633889808_100.png

В  истории российских железных дорог бесстыковые пути были еще в Советском  Союзе, но сваренные плети были недлинными и состояли из коротких  отрезков. Они обычно крепились к деревянным шпалам, и у них  отсутствовали амортизаторы, поэтому стук все равно присутствовал. Сейчас  в России все чаще строят бесстыковые железнодорожные пути. Как правило,  на них чередуются сварные рельсовые плети длиной от 350 метров и выше с  небольшими участками звеньевого пути. Бесстыковые части пути называют  бархатными из-за комфортной езды. Такие дороги есть, например, на  отдельных участках Южноуральской и Красноярской дорог. Кстати,  бесстыковые дороги выгоднее строить, чем звеньевые, так как у них  длиннее срок эксплуатации.