Шутки иностранцев о том, что по улицам нашей страны ходят медведи, —  порой повод для раздражения, а порой причина основательно посмеяться над  подобной нелепостью.

http://batona.net/uploads/posts/2021-10/1633443566_101.jpg

Но нельзя отрицать, что косолапый грозный хищник занимает особое место в  нашей истории, и это даже заметно по многочисленным гербам, где не  обошлось без Михайло Потапыча. Так почему же русские настолько  уважительно относятся именно к медведям?

http://batona.net/uploads/posts/2021-10/1633443534_105.jpg

У  коренных народов, населявших территории Сибири и Дальнего Востока,  медведь всегда был особенно почитаемым животным. Такого с виду  вальяжного, но беспощадного в своей агрессии хищника уважали и за  немаленькие габариты, и за небывалую силу. А еще тот факт, что все мишки  всегда просыпались весной, заставлял думать, что он как-то связан с  духами и божествами, «ответственными» за природу и погоду. Так что культ  медведя был силен и объясним на основе верований. Кстати, называть  медведя медведем, простите за тавтологию, никак не годилось. Нужно было  непременно подобрать какой-то благозвучный синоним, например, «хозяин»,  «Михайло Потапович», «косолапый». Только при таком косвенном, а не  прямом обращении бурый хищник, как считалось, будет милостив и не нашлет  на невежду, не так его величавшего, какую-нибудь беду.

Великий Новгород

http://batona.net/uploads/posts/2021-10/1633443575_106.jpg

Ну  а теперь ближе к нашей теме. Самых старых гербов с медведями три, и  один из них — знак Новгорода, прообраз которого был придуман еще в 1565  году. Помимо бурого хозяина тайги, на печати новгородского наместника  имелась также рысь и две рыбины. Предполагалось, что это будет  символизировать защиту двух свирепых хищников от врагов, рыба же  символизировала изобилие и богатство города. Впоследствии герб  изменился, и теперь на современной его версии медведей уже два. Кстати,  такая яркая и запоминающаяся вариация герба Новгорода была зафиксирована  очень давно — еще при царе Михаиле Романове.

Ярославль

http://batona.net/uploads/posts/2021-10/1633443588_107.jpg

Также  интересным примером «медвежьего» герба является ярославский. На нем  изображен медведь с оружием на плече, и связано это с одной красивой  легендой. Согласной ей, когда князь Ярослав вошел в поселение язычников,  те не просто выказали свое неудовольствие его визитом, а взяли и  выпустили ему навстречу очень агрессивного медведя (или медведицу).  Разъяренный хищник тем не менее был побежден в схватке, точно так же,  как было «побеждено» язычество в данной местности. Действительно, город,  который был возведен там, стал поистине христианским оплотом. А медведь  с оружием на плече, что интересно, является данью уважения прежнему  культу язычников.

Пермь

http://batona.net/uploads/posts/2021-10/1633443543_108.jpg

Еще  одним эффектным гербом с участием медведя является пермский. На нем  изображен медведь, который на своей спине несет Евангелие. Таким образом  на одном изображении опять-таки удается сосуществовать христианским  ценностям и животному, который был основой множества языческим культов.  Дело в том, что, согласно верованиям народа коми, медведь был не просто  героем местного фольклора, а героем любимым. Потому что запросто мог  обращаться в человека и обратно, умел мыслить.