Танк Т-72Б3 на сегодня считается основным танком российской армии и производится серийно.
Появились публикации, что в сентябре этого года исполняется десять лет, как он пошел в войска, так сказать, небольшой мини-юбилей.
Отзывы об этой модификации танка разные: от бравурных заявлений, что это новое слово в танкостроении и совсем уж шапкозакидательских «этот уникальный танк, построенный на новых физических принципах, может стрелять в прыжке, делая попадание по нему маловероятным», до неудачной попытки довести до ума давно устаревшую модель.
Посмотрим объективно, что же из себя представляет эта модификация танка.
Т-72Б3 родился в 2011 году не как новая разработка, а как бюджетная модернизация не соответствующего требованиям времени танка Т-72Б с попыткой улучшить основные характеристики по огневой мощи, подвижности и защите. Если по подвижности и защите шло эволюционное развитие этого танка, то по эффективности ведения огня он безнадежно отставал от советских и основных зарубежных танков этого поколения, и требовались серьезные мероприятия по модернизации прицельных комплексов или хотя бы по внедрению последних достижений, уже реализованных на других советских танках.
В этой связи данный материал посвящен анализу мероприятий по модернизации танка, направленных на повышение эффективности ведения огня.
Не следует забывать, что под индексом Т-72Б3 надо понимать три разные модификации: Т-72Б3 (2011), Т-72Б3(2014) и Т-72Б3М (2016), которые отличаются по своему оснащению.
На модификации 2011 года для повышения подвижности вместо двигателя В-46 мощностью 780 л. с. установили двигатель В-84-1 мощностью 840 л. с. и гусеничные траки с параллельным шарниром для улучшения эксплуатационных характеристик. Защищенность улучшили за счет установки динамической защиты «Контакт-5», а эффективность огня – за счет установки многоканального прицела наводчика «Сосна-У». Всё остальное было от древней базовой модели 30-летней давности.
На танковом биатлоне мне приходилось видеть танки Т-73Б3, по всей видимости, первой модификации, как тяжело они проходили даже по ровной трассе напротив трибун, мощности двигателя 840 л. с. явно не хватало для динамического движения.
На модификации Т-72Б3 2014 года, реализованной для участия в танковом биатлоне, улучшили только подвижность – установили двигатель В-92С2 мощностью 1 000 л. с. и автомат переключения передач с автоматизированной системой управления движением.
На модификации Т-72Б3М 2016 года улучшили характеристики по всем трем основным параметрам. Для повышения подвижности установили двигатель В-92С2Ф мощностью 1 130 л. с., телевизионную камеру заднего обзора и более современные приборы наблюдения механика-водителя. Защита танка улучшена за счет модулей динамической защиты «Реликт» и решётчатых экранов башни, а также модулей динамической защиты в «мягкой упаковке» для повышения стойкости бортовой проекции корпуса с возможностью их снаряжения в полевых условиях. Огневая мощь повышена путем установки усовершенствованной пушки 2А46М -5-1 с улучшенной баллистикой и модернизированного автомата заряжания под «удлиненные» бронебойные подкалиберные снаряды типа «Свинец».
Проблемы с системой управления огнем
По эффективности ведения огня из танка предыдущая модификация Т-72Б резко уступала своим советским собратьям Т-64Б и Т-80Б и тем более Т-80У. В Советском Союзе исторически так сложилось, что самые современные и эффективные комплексы управления огнем отрабатывались и внедрялись на этих семействах танков, а на «бюджетное» семейство Т-72 они, если и доходили, то с большим опозданием и в существенно упрощенном виде, и оснащались по остаточному принципу.
На танках Т-64Б и Т-80Б давно уже были внедрены системы управления огнем, с наличием у наводчика дневного стабилизированного в двух плоскостях прицела «Обь» с радиокомандной системой управляемого вооружения «Кобра», лазерным дальномером, баллистическим вычислителем с набором метеобаллистических датчиков, позволяющих вести эффективный огонь днем с места и сходу на дальности до 5 000 м.
Ночной прицел ТПН-3 обеспечивал огонь ночью в пассивном режиме на дальности 500 м и в активном – 1 200 м. Командирского прицельного комплекса не существовало, допотопный прибор наблюдения ТКН-3 («день-ночь») гарантировал командиру дальность видения всего лишь до 400 м. При этом командир имел закрытую зенитную установку «Утес» с дистанционным приводом, обеспечивающую стрельбу из пулемета через прицел ПЗУ-5.
Следует подчеркнуть, что на семействе танков Т-72 до сих пор не реализована закрытая зенитная установка типа «Утес» с дистанционным приводом, несмотря на то, что она была внедрена еще в далеком 1972 году на танке Т-64А.
Лично я поражаюсь странному упорству тагильских конструкторов, которые тогда проиграли конкурс на зенитную установку, и до сих пор отказываются реализовывать ее на танкахТ-72, несмотря на то, что прошедшие годы показали ее безусловную эффективность при достаточно простом и дешевом способе реализации.
Поражаюсь и военным, которые не ставят конструкторам задачу реализовать такой эффективный вариант зенитной установки: только на Т-90 «Утес» перешел вместе с прицельным комплексом с танка Т-80У.
На Т-80У было установлено следующее поколение СУО с прицелом наводчика «Иртыш» с комплексом управляемого вооружения по лучу лазера «Рефлекс», ночным тепловизионным прицелом наводчика «Агава» с дальностью 2 000 м, дневно-ночным прицелом командира ТКН-4С со стабилизацией поля зрения по вертикали с дальностью видения ночью до 1 000 м, а также реализовано дублированное управление огнем из пушки с места командира.
На Т-90, являющегося дальнейшим развитием семейства Т-72, из-за отсутствия системы управления огнем пришлось оснащать его СУО с танка Т-80У, в дальнейшем на нем вместо прицела ТКН-4С был установлен более совершенный прицел ПК-5 с двухплоскостной стабилизацией поля зрения, лазерным дальномером, телевизионным и тепловизионным каналами с дальностью да 3 000 м. Введение в прицел лазерного дальномера позволило командиру повысить эффективность стрельбы из пушки при дублированном ведении огня.
На танках Т-80У и Т-90 изначально были внедрены совершенные СУО, позволяющие экипажу вести эффективный огонь во всепогодных и всесуточных условиях, при этом работа экипажа была автоматизирована и упрощена.
Ничего этого на Т-72Б не было, системы управления огнем как таковой не существовало, у наводчика в качестве основного прицела был устаревший ТПД-К1 со стабилизацией поля зрения только по вертикали и лазерным дальномером, а в качестве дополнительного прицела слева установлен не стабилизированный ночной прицел 1К13 с каналом управляемого вооружения «Свирь» для стрельбы только с места управляемой по лучу лазера ракетой. Баллистического вычислителя на танке не было, имелся только баллистический поправочник с ручным вводом метеобаллистических поправок, в связи с чем стрельба артиллерийскими снарядами была недостаточно эффективной и требовала хорошей подготовки наводчика. У командира остался древний ТКН-3 с дальностью 400 м, замененный впоследствии на ТКН-3МК с дальностью 500 м.
Для повышения эффективности огня Т-72Б требовалась серьезная модернизация комплексов управления огнем наводчика и командира, но ее решили провести «бюджетно»: модернизировать только прицельный комплекс наводчика.
Вместо ночного прицела 1К13 установили многоканальный прицел «Сосна-У» с дневным и тепловизионным (3 000 м) каналами, лазерным дальномером, лазерным каналом управления ракетой типа «Рефлекс», автоматом сопровождения цели и введением баллистического вычислителя с набором метеобаллистических датчиков. А у командира все осталось по-старому.
Тем не менее введение совершенного многоканального прицела «Сосна-У» усугублялось не совсем удачным решением установить его слева от прицела наводчика ТПД-К1, и оставить этот прицел в качестве дублирующего, что усложнило эргономичность работы наводчика, поскольку для ведения огня через прицел «Сосна-У» ему приходилось тянуться влево, изгибая позвоночник. К тому же существенно увеличилась база между осями прицела «Сосна-У» и канала ствола пушки, что снижало точность стрельбы.
У командира условия управления огнем танка не изменились.У него остался устаревший прибор ТКН-3МК с дальностью ночью всего 500 м, но он получил возможность ведения дублированного огня из пушки.
Выводы
Какие выводы можно сделать по модернизации комплекса вооружения Т-72Б3?
– Существенно возросла огневая мощь танка из-за установки пушки 2А46М-5-1 с улучшенной баллистикой и использования «удлиненных» бронебойно подкалиберных снарядов типа «Свинец».
– Наводчик получил совершенный многоканальный прицельный комплекс, обеспечивающий эффективное всесуточное и всепогодное ведение огня из танка, при этом из-за неудачной установки прицела серьезно усложнена работа наводчика.
– Командир остался без прицельного комплекса, а его прибор наблюдения безнадежно устарел, условия для обнаружения и поражения целей намного ниже, чем у наводчика, несмотря на то, что по оценке боевой обстановки и поиску целей все должно быть наоборот.
То есть по эффективности ведения огня Т-72Б3 отстает от Т-80У и Т-90 и от ведущих зарубежных танков, где прицельные комплексы наводчика и командира увязаны в единое целое и позволяют обеспечить слаженную и эффективную работу экипажа в боевой обстановке.
Сегодня Т-72Б3 по прицельному комплексу командира и близко не соответствует современным требованиям.
Эта модель танка, по всей видимости, является промежуточным и временным вариантом основного танка российской армии.
По своим характеристикам он приблизился к Т-90 и может рассматриваться только как вариант модернизации ранее выпущенного поколения танков семейства Т-72, но не как серийно выпускаемый танк для вооружения армии и экспорта за рубеж.
К тому же Т-72Б3 не включен в сетецентрическую систему управления боем, только ведутся разговоры о его возможном оснащении автоматизированной системой тактического звена «Созвездие-М», что технически довольно сложно реализовать на этом танке.
На Т-72Б3 возможна установка следующего поколения СУО «Калина» с модернизированным прицелом «Сосна-У» и многоканальным стабилизированным панорамным прицелом командира «Соколиный глаз», не уступающим по своим характеристикам прицелу наводчика и имеющим возможность кругового обзора поля боя. По открытым данным, эта система предполагается к установке на танке Т-90СМ.
Дойдет ли она до Т-72Б3?
Большой вопрос.
По открытым данным, сегодня в российской армии 1 240 танков Т-72Б3 трех различных стадий модернизации и много тысяч танков предыдущих поколений. Конечно, какая-то часть из них должна быть доведена по своим характеристикам как минимум до уровня Т-90. Поэтому придется выбирать между требованиями военных иметь в армии самые совершенные танки и возможностями промышленности производить и модернизировать требуемое количество танков.
За десять лет Т-72Б3 довели до довольно приличного уровня по подвижности, защищенности и огневой мощи. При этом он далеко не является лидером в этом поколении танков, поскольку по эффективности ведения огня он серьезно уступает: из-за отсутствия у командира прицельного комплекса, позволяющего полноценно осуществлять поиск целей и организовывать ведение огня из танка.
Автор:Юрий Апухтин