
Вертолет Bell ARH-70 Arapaho стал одной из самых ярких и одновременно печальных страниц в современной истории армейской авиации США. Этот многоцелевой разведывательно-ударный вертолет, создававшийся как доступная замена легендарным OH-58D Kiowa Warrior, прошел через впечатляюще быструю разработку, но был закрыт из-за стремительного роста затрат, так и не поступив на вооружение.
История вертолета Bell ARH-70 Arapaho началась в 2004 году, когда Армия США приняла решение об отмене масштабной программы по созданию перспективного разведывательно-ударного вертолета RAH-66 Comanche. На его разработку было потрачено 20 лет и более $6,9 миллиардов, но ни один серийный образец так и не был построен. Анализ показал, что отмена программы позволит сэкономить около $14 миллиардов, которые можно было бы направить на обновление всего парка армейских вертолетов. В рамках новой концепции был объявлен конкурс Armed Reconnaissance Helicopter (ARH), основанный на использовании коммерческих готовых технологий (COTS). Целью было создание вертолета, способного заменить устаревшие OH-58D Kiowa Warrior, с задачей иметь первую оперативную группировку из 30 вертолетов и восьми учебных машин к сентябрю 2008 года.

В конкурсе участвовали два основных претендента: Boeing с модернизированной версией MH-6M Mission Enhanced Little Bird и Bell Helicopter с милитаризованной версией гражданского Bell 407. 29 июля 2005 года Армия объявила Bell победителем контракта на поставку 368 вертолетов. Стоимость контракта по разным оценкам составляла от $2,2 до $3 миллиардов. Испытания прототипа ARH-70 начались стремительно. Первый полет демонстратора на базе Bell 407 состоялся 3 июня 2005 года, а уже 20 июля 2006 года в воздух поднялся первый полноценный прототип ARH-70. Программа развивалась рекордными темпами, однако в феврале 2007 года произошла авария четвертого прототипа, который совершил вынужденную посадку на поле для гольфа и перевернулся, получив повреждения, не подлежащие ремонту.
Рост затрат привел к тому, что в марте 2007 года Армия издала приказ о приостановке работ, дав Bell 30 дней на представление плана исправления ситуации. Несмотря на кратковременное возобновление программы в мае 2007 года, судьба проекта была предрешена. 16 октября 2008 года программа ARH-70 была официально закрыта. Министерство обороны не сертифицировало Конгрессу программу, стоимость которой выросла до $6,2 миллиардов, а цена одного вертолета увеличилась с первоначальных $8,5 миллионов до $14,5 миллионов.
Многоцелевой вертолёт Bell ARH-70 Arapaho проектировался как высокоманевренный разведывательно-ударный вертолет, оптимизированный для действий в условиях города. Его фундаментальной задачей было выполнение вооруженной разведки и обеспечение безопасности в боевых операциях. Ключевые функции включали:
- Ведение разведки: Поиск и обнаружение целей в любое время суток с использованием современного комплекса датчиков.
- Непрерывное наблюдение: Сбор и передача информации в режиме реального времени другим летательным аппаратам и наземным силам.
- Огневая поддержка: Поражение обнаруженных целей с использованием integrated armament.
- Совместные действия: Обеспечение взаимодействия в рамках объединенных группировок войск (совместно с Армией, Объединенными силами и коалиционными формированиями).

Конструкция Bell ARH-70 Arapaho представляла собой творческую адаптацию успешного гражданского вертолета Bell 407 к военным требованиям. Это был одновинтовой вертолет с четырехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами. Конструкция сохранила характерные черты Bell 407 и OH-58D - компактный фюзеляж с большими лобовыми стеклами, обеспечивающими отличный обзор. Экипаж из двух человек располагался бок о бок. Кабина была оснащена современной цифровой авионикой на базе системы Common Avionics Architecture System (CAAS). Позади кабины экипажа находился отсек, способный вместить до шести военнослужащих с полной экипировкой или эквивалентный по массе груз. Шасси - полозковое, неубирающееся, приспособленное для посадки на неподготовленных площадках.
В отличие от базового Bell 407, вертолёт Bell ARH-70 Arapaho получил более мощный газотурбинный двигатель Honeywell HTS900-2 мощностью 970 л.с.. Этот двигатель обеспечивал вертолету повышенные характеристики, особенно при работе в условиях высоких температур и в высокогорных районах. Вместо мачтовой установки, как на OH-58D, ARH-70 оснащался носовой башенкой с датчиками, включавшими тепловизионную систему, цветную телевизионную камеру, лазерный дальномер и лазерный целеуказатель. Мощный коммуникационный комплекс обеспечивал обмен данными в реальном времени в тактической сети. Для повышения выживаемости вертолет получил комплект оборудования, включавший:
- Систему предупреждения о радиолокационном облучении AN/APR-39B(V2)
- Систему предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-47(V2)
- Станцию постановки помех AN/ALE-47
- Подавитель инфракрасного излучения выхлопных газов.
Многоцелевой вертолёт Bell ARH-70 Arapaho мог нести разнообразное вооружение на двух подфюзеляжных пилонах:
Управляемое ракетное вооружение - До 4 противотанковых ракет AGM-114 Hellfire
Неуправляемое ракетное вооружение - Блоки Hydra 70 с 2.75-дюймовыми (70 мм) неуправляемыми ракетами
Стрелковое вооружение - Подвесные пулеметные контейнеры с 7.62-мм GAU-17 или 12.7-мм GAU-19
Несмотря на закрытие, программа ARH-70 оставила заметный след. Она продемонстрировала, что даже использование проверенной гражданской платформы не гарантирует успеха в условиях жестких военных требований и строгого бюджетного контроля. Основными причинами закрытия программы стали:
- Значительный рост расходов: Стоимость программы выросла на 70%, а цена одного вертолета почти удвоилась.
- Технические и программные задержки: Проект отставал от графика более чем на год, а срок поставки первых серийных машин сдвинулся с 2009 на 2013 год.
Хотя вертолёт Bell ARH-70 Arapaho так и не поступил на вооружение Армии США, его разработка не прошла даром. Иракские ВВС приобрели партию вооруженных вертолетов Bell 407, конфигурация которых была очень похожа на ARH-70. Кроме того, полученный опыт, включая отработанные в металле технические решения, несомненно, был учтен Bell при создании и продвижении других моделей, таких как Bell 505 Relentless, которые также позиционируются как недорогие и эффективные платформы двойного назначения.
Технические характеристики Bell ARH-70 Arapaho:
Экипаж 2 человека
Вместимость До 6 пассажиров
Длина фюзеляжа 10.57 м
Высота 3.56 м
Диаметр несущего винта 10.67 м
Диаметр хвостового винта 1.65 м
Масса пустого 1178–1200 кг
Максимальная взлетная масса 2268 кг
Силовая установка 1 х ГТД Honeywell HTS900-2
Мощность 970 л.с.
Максимальная скорость 259–270 км/ч
Крейсерская скорость 209–220 км/ч
Практическая дальность 300–675 км
Практический потолок 6096 м (20 000 футов)
Скороподъемность 492 м/мин
Вооружение: до 2-х пулеметных контейнеров (с 7.62-мм пулеметами GAU-17 или 12.7-мм GAU-19), 2 блока неуправляемых реактивных снарядов FFAR и 2-4 противотанковых ракет AGM-114 Hellfire



