http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/bk-10m-01.jpg

Скоростная штурмовая лодка БК-10М представляет собой современный многофункциональный платформенный решение, разработанное для выполнения широкого спектра задач в прибрежной зоне. Этот проект, созданный Рыбинской верфью, входящей в состав концерна «Калашников», демонстрирует успешную интеграцию инновационных технологий и практического опыта применения малых десантных средств. БК-10М предназначен для проведения операций в прибрежной зоне, перевозки личного состава, высадки десанта на необорудованное побережье, огневой поддержки десанта, борьбы с пиратством и терроризмом, медицинской эвакуации и оказания помощи терпящим бедствие. Его разработка и внедрение в эксплуатацию отражают растущую потребность в высокомобильных и хорошо вооруженных плавсредствах, способных эффективно действовать в условиях мелководья и сложной береговой линии.

Разработка новой штурмовой лодки для ВМФ и других силовых структур велась в начале десятых годов предприятием «Рыбинская верфь», которое сейчас входит в состав концерна «Калашников». Целью проекта было создание легкого скоростного плавсредства, способного перевозить до 10 человек или схожий груз, нести вооружение и т.д. Создание проекта 02450 / БК-10 не заняло много времени: уже в 2012-13 гг. перспективный образец проходил испытания и демонстрировался на выставках. В 2015 г. удалось завершить весь комплекс испытаний, включая государственные. Вскоре появился контракт на серийное производство, и с 2016 г. начались поставки лодок министерству обороны.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/bk-10m-02.jpg

Штурмовая лодка БК-10М является дальнейшим развитием базовой модели БК-10, отличаясь улучшенными характеристиками и адаптацией под конкретные задачи. Модификация БК-10М отличается корпусом, удлиненным до 11,2 м и полным водоизмещением 8 т. Кормовая часть корпуса выполнена в виде площадки с люком, под которым располагается встроенная силовая установка. Лодка комплектуется двумя двигателями мощностью по 370 л.с. и имеет два гребных винта. БК-10М имеет корпус из коррозийно-стойкого сплава алюминия, что обеспечивает долговечность и надежность в условиях агрессивной морской среды. Лодка оснащается двумя двигателями мощностью по 370 л.с., которые позволяют развивать максимальную скорость до 40 узлов. Дальность плавания составляет 220 миль. Важной особенностью является бронированное лобовое стекло, которое повышает защищенность экипажа.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/bk-10m-03.jpg

Конструктивно штурмовая лодка БК-10М представляет собой жестко-корпусную надувную лодку традиционной компоновки. Корпус изготавливается из алюминиево-магниевого сплава, по периметру борта установлен резиновый надувной баллон. Пост управления, места для экипажа и пассажиров/груза располагаются на открытой палубе. На корме закрепляется силовая установка в виде подвесных моторов. Вооружение БК-10М включает три универсальные стойки под пулеметы калибра 7,62 мм и 12,7 мм. На носу, перед постом управления, монтируются одна или две тумбовые установки. Лодка может вооружаться двумя пулеметами ПКМ или одним автоматическим гранатометом. Кроме того, десант может использовать личное оружие – отсутствие высокого борта не мешает стрельбе во всех направлениях.

Оперативные возможности и тактическое применение БК-10М

Штурмовая лодка БК-10М предназначена для проведения операций в прибрежной зоне, высадки десанта на необорудованное побережье, борьбы с пиратством и терроризмом, оказания помощи терпящим бедствие. Основные оперативные возможности включают:
1. Десантные операции: Способность перевозить до 12 человек десанта и высаживать их на необорудованное побережье через носовую рампу или через борт.
2. Огневая поддержка: Оснащение пулеметами и гранатометами позволяет оказывать огневую поддержку десанта во время высадки и проведения операций.
3. Патрулирование и противодиверсионная борьба: Высокая скорость и маневренность делают БК-10М эффективным средством для патрулирования прибрежных вод и противодействия диверсионным группам противника.
4. Поисково-спасательные операции: Лодка может использоваться для медицинской эвакуации и оказания помощи терпящим бедствие.
5. Борьба с пиратством и терроризмом: Вооружение и скорость позволяют эффективно противодействовать малым судам пиратов и террористов.

Модификации и варианты использования

Помимо базовой лодки БК-10, «Рыбинская верфь» предлагает несколько ее модификаций с разными особенностями и возможностями. Среди них:
- БК-10М: Отличается корпусом, удлиненным до 11,2 м и полным водоизмещением 8 т. Кормовая часть корпуса выполнена в виде площадки с люком, под которым располагается встроенная силовая установка. Лодка комплектуется двумя двигателями мощностью по 370 л.с. и имеет два гребных винта. На бортах кормы предусматривается монтаж двух установок под оружие. Третья сохраняется на носу, перед постом управления.
- БК-10Д/ДЭ: Длиннее версии «М» на 435 мм и имеет водоизмещение 9,3 т. Она тоже получает встроенные двигатели, но их мощность доведена до 436 л.с. Изменена компоновка вооружений. В носовой части находятся две установки под пулеметы ПКМ, в корме – одна под оружие большего калибра. Главной особенностью проекта БК-10Д является возможность десантирования с военно-транспортного самолета Ил-76. Лодка со специальной парашютной системой выбрасывается через кормовую аппарель, и затем опускается на воду, готовая к решению поставленных задач.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/bk-10m-04.jpg

К настоящему времени российский ВМФ располагает некоторым количеством серийных БК-10; техника используется в интересах морской пехоты и различных спецподразделений. Поставки лодок БК-10 для ВМФ России начались в 2016 году. В августе 2017 г. на форуме «Армия» был подписан первый относительно крупный контракт на лодки концерна «Калашников». Вместе с другой техникой Минобороны заказало 11 скоростных лодок с поставкой в 2017-18 гг. Девять единиц требовалось построить по исходному проекту 02450, еще две – по «десантному» варианту БК-10Д. Кроме того, лодку удалось вывести на международный рынок и получить первые зарубежные заказы. В 2017 г. сообщалось, что интерес к российским лодкам и катерам проявляют некоторые зарубежные страны. Потенциальными покупателями могли стать армии Аргентины и Филиппин. На Международном военно-морском салоне 2019 г. было объявлено, что концерн «Калашников» заключил контракты на поставку легких плавсредств рыбинской разработки зарубежному заказчику, и уже начинается процесс передачи продукции. Покупателя и модель поставляемой лодки не назвали. В середине апреля 2020 г. появились новые сообщения об экспорте. Некоторое количество лодок продали неназванной стране из Африки к югу от Сахары. В последний раз наша «морская» продукция шла в этот регион более 20 лет назад.

Одной из ключевых проблем в производстве БК-10 и БК-16 стало отсутствие отечественных силовых агрегатов необходимого качества. Как сообщил президент концерна «Калашников» Алан Лушников, для скоростной штурмовой лодки БК-10 проекта 02450 определен силовой агрегат отечественного производства. Завершены и представлены руководству ВМФ компоновочные решения по модернизации катера БК-10, запланирована корректировка рабочей конструкторской документации. Отсутствие водометного движителя и двигателя отечественного производства, способных заменить ранее устанавливаемую на БК-16 проекта 02510 силовую установку без снижения тактико-технических характеристик катера, остается проблемой. Однако работа по подбору оптимального силового агрегата продолжается.

Сравнение БК-10М с аналогами и конкурентами

Штурмовая лодка БК-10М занимает уникальное место в линейке продукции Рыбинской верфи. Наряду с боевыми катерами Рыбинская верфь строит скоростные лодки – БК-9, БК-10/10М/10ДЭ. Скоростная десантно-штурмовая лодка БК-9 при водоизмещении менее 8 тонн имеет такую же огневую мощь, что и БК-16, такую же дальность плавания – 400 миль, и почти не уступает ему в скорости, развивая 40 узлов. Осадка в 0,65 м позволяет уверенно маневрировать у берегов и на мелководье. По сравнению с более крупным катером БК-16, который имеет длину 18 м, ширину 4 м и полное водоизмещение 26 тонн и развивает скорость до 45 узлов, БК-10М уступает в размерах и вместимости, но превосходит в маневренности и возможности действий на мелководье.

Штурмовая лодка БК-10М представляет собой удачный пример современного многофункционального плавсредства для прибрежных операций. Его разработка и внедрение в эксплуатацию демонстрируют способность российского судостроения создавать конкурентоспособные образцы военной техники, отвечающие требованиям современных боевых действий. Перспективы развития БК-10М связаны с дальнейшей модернизацией, в том числе с установкой отечественных двигателей и совершенствованием вооружения. Успешный экспорт лодок в страны Африки и потенциальный интерес со стран Азии и Латинской Америки открывают новые возможности для развития проекта. В целом, БК-10М является важным элементом в системе военно-морских сил, обеспечивающим мобильность и гибкость действий в прибрежной зоне. Его эксплуатация в составе ВМФ России и других силовых структур подтверждает эффективность и надежность этого плавсредства.

Тактико-технические характеристики БК-10 / БК-10М
Экипаж, чел 2
Десант, чел 10 / 12
Длина, м  10,48  / 11,2
Ширина, м 3,7 / 3,6
Водоизмещение, т  6,12 / 8,0
Мощность двигателей, л.с  2x300 или 2x350 / 2x370
Максимальная скорость, узлов 40
Дальность плавания, миль 400 / 220
Осадка, м 0,60  / 0,66