http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/AH-64E-Apache-Guardian-01.jpg

AH-64E Apache Guardian представляет собой вершину эволюции легендарной линейки ударных вертолётов, начало которой было положено ещё в 1970-х годах. История этого боевого аппарата берёт своё начало с программы Advanced Attack Helicopter (AAH), запущенной армией США в 1972 году после отмены проекта AH-56 Cheyenne. Основной задачей было создание вертолёта, превосходящего по характеристикам AH-1 Cobra и способного эффективно бороться с советской бронетехникой в условиях Центральноевропейского театра военных действий. AH-64E Apache Guardian принимал участие во множестве конфликтов, начиная с вторжения в Панаму в 1989 году. Он активно использовался в операциях "Буря в пустыне" (1991), в Афганистане и Ираке, а также в других локальных конфликтах по всему миру. Британская армия начала получать AH-64E в 2020 году для замены устаревших WAH-64D, с планами полного перевооружения к 2024 году.

История AH-64E Apache Guardian начинается с далекого 1972 года, когда Армия США объявила конкурс в рамках программы Advanced Attack Helicopter (AAH) - "Передовой ударный вертолет". Это решение было принято после закрытия амбициозного, но неудачного проекта AH-56A "Шайенн" компании Lockheed и с учетом опыта применения вертолетов AH-1 Cobra во Вьетнаме. Требования к новому вертолету были сформулированы с учетом уроков Четвертой арабо-израильской войны и предполагаемого противостояния с советскими танковыми армиями в Центральной Европе. Машина должна была:
- Эффективно бороться с бронетехникой в любое время суток и при любых погодных условиях
- Нести 30-мм пушку M230 Chain Gun и 16 противотанковых ракет AGM-114
- Иметь экипаж из двух человек
- Обладать высокой боевой живучестью (защита от 12,7-мм пуль и ограниченная уязвимость при попадании 23-мм снарядов)
- Оснащаться современными прицельно-навигационными системами для полетов на предельно малых высотах

В ноябре 1972 года был объявлен конкурс, в котором приняли участие ведущие американские вертолетостроительные компании. В финал вышли Bell с моделью YAH-63 (Model 409) и Hughes Helicopters с YAH-64 (Model 77). После сравнительных испытаний, в ходе которых прототип Hughes показал превосходство в маневренности и скороподъемности, в декабре 1976 года победа была присуждена последнему. Первый полет YAH-64 состоялся 30 сентября 1975 года - эта дата стала знаковой для всей программы "Апач". После победы в конкурсе последовали годы доводочных испытаний, в ходе которых было налетано около 2400 часов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/AH-64E-Apache-Guardian-02.jpg

После серии испытаний и доработок, в 1981 году вертолёт получил официальное обозначение AH-64A Apache, а серийное производство началось в 1984 году. В 1997 году появилась модернизированная версия AH-64D Apache Longbow, оснащённая радаром миллиметрового диапазона над винтом, что значительно повысило его боевые возможности. Современная версия AH-64E, первоначально известная как AH-64D Block III, была разработана компанией Boeing (поглотившей McDonnell Douglas, которая в свою очередь приобрела Hughes Helicopters) и поступила на вооружение армии США в 2011 году. В 2012 году она получила официальное название "Guardian" ("Страж"), отражающее её расширенные возможности. На сегодняшний день AH-64E является основным ударным вертолётом армии США и многих других стран, с перспективой службы до 2060-х годов.

За более чем 40-летнюю историю AH-64 Apache прошел через несколько ключевых модернизаций:
- AH-64A - базовая версия, выпускавшаяся с 1984 по 1997 год (построено 827 машин)
- AH-64D Apache Longbow - модернизация 1990-х с РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 над втулкой несущего винта
- AH-64D Block III - промежуточная версия с улучшенной авионикой и композитными лопастями
- AH-64E Apache Guardian - глубокая модернизация, принятая на вооружение в 2011 году

Решение о переименовании AH-64D Block III в AH-64E было принято в 2012 году, когда стало ясно, что масштаб изменений выходит за рамки обычной модернизации. Новое имя "Guardian" ("Страж") подчеркивает расширенные возможности вертолета по управлению беспилотными системами и координации групповых действий.

AH-64E Apache Guardian создан для выполнения широкого спектра боевых задач в любых погодных условиях и времени суток. Его основное назначение включает:
- Борьбу с бронетехникой: Благодаря ракетам Hellfire вертолёт способен эффективно уничтожать танки и другую бронетехнику на расстоянии до 8 км.
- Поддержку наземных войск: С помощью 30-мм пушки и неуправляемых ракет Hydra 70 Apache оказывает непосредственную огневую поддержку пехоте.
- Разведку и наблюдение: Современные сенсорные системы позволяют вести разведку и целеуказание для других ударных средств .
- Борьбу с воздушными целями: С ракетами "Стингер" на концах крыла вертолёт может бороться с низколетящими воздушными целями.
- Управление БПЛА: Уникальная особенность AH-64E - возможность управления несколькими беспилотными аппаратами (до 4 одновременно), значительно расширяющая его разведывательные и ударные возможности.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/AH-64E-Apache-Guardian-03.jpg

AH-64E сохранил классическую для "Апачей" одновинтовую схему с четырехлопастным несущим винтом и четырехлопастным Х-образным рулевым винтоми трёхопорным неубирающимся шасси. Фюзеляж самолетного типа выполнен из алюминиевых сплавов с широким использованием материалов повышенной прочности. Кабина выполнена по схеме "тандем" - оператор вооружения сидит впереди, а пилот - сзади и выше, что обеспечивает обоим хороший обзор. Места экипажа защищены кевларовой броней (пол и боковые панели) и прозрачной полиакрилатной перегородкой между сиденьями. Такая защита выдерживает попадания 12,7-мм пуль и осколков 23-мм снарядов. Интересной особенностью является дублирование управления - в экстренной ситуации оператор может взять на себя функции пилота. Для этого его место оснащено необходимыми приборами и органами управления. Крыло малого удлинения съёмное, имеет размах около 5,23 м и оснащено четырьмя узлами подвески вооружения. Конструкция крыла усилена для выдерживания значительных боевых нагрузок.

Несущий винт четырёхлопастный, диаметром 14,63 м. Лопасти новой конструкции для AH-64E изготовлены из композитных материалов, что увеличило их ресурс до 4500 часов и улучшило аэродинамические характеристики. Особенностью конструкции является использование пяти стальных лонжеронов в каждой лопасти, усиленных стеклопластиковыми прокладками. Титан на передней кромке обеспечивает защиту от эрозии и лёгких столкновений с препятствиями при полётах на предельно малых высотах. Рулевой винт Х-образной формы (четыре лопасти попарно под углом 60°) расположен с левой стороны хвостовой балки. Такая конструкция не только эффективно компенсирует реактивный момент, но и отличается пониженной шумностью, что важно для скрытности.

Вертолет AH-64E Apache Guardian оснащен трехстоечным неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Амортизаторы рассчитаны на:
- Нормальную посадку со скоростью до 3,05 м/с
- Аварийную посадку со скоростью до 12,8 м/с
- Взлет/посадку на площадках с уклоном до 12° продольно и 15° поперечно
Благодаря энергопоглощающей конструкции шасси и усиленным креслам экипаж имеет высокие шансы выжить даже при жесткой аварийной посадке.

AH-64E Apache Guardian оснащён двумя турбовальными двигателями General Electric T700-GE-701D с цифровой системой управления (FADEC) мощностью по 2000 л.с. каждый. По сравнению с предыдущими модификациями они обладают:
- Мощностью 2000 л.с. каждый (против 1696 л.с. у T700-GE-701)
- Улучшенной надежностью
- Пониженным расходом топлива
- Упрощенным обслуживанием

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/AH-64E-Apache-Guardian-04.jpg

Важной особенностью AH-64E Apache Guardian является модульная конструкция двигателей, позволяющая быстро заменять поврежденные узлы в полевых условиях. Двигатели размещены в гондолах по бокам фюзеляжа и оснащены системой снижения инфракрасной заметности Black Hole, которая смешивает выхлопные газы с холодным воздухом, уменьшая тепловую сигнатуру. Топливная система включает два протектированных бака общей ёмкостью 1420 литров, расположенных за кабиной экипажа и главным редуктором. На узлах подвески могут устанавливаться четыре дополнительных подвесных бака по 870 литров каждый, что значительно увеличивает дальность полёта. Это обеспечивает: продолжительность полета до 3 часов 9 минут (с внутренними баками), и дальность до 407 км (без ПТБ) или 2020 км (с подвесными баками).

Конструкция AH-64E Apache Guardian обеспечивает высокий уровень боевой живучести благодаря комплексу мер:
- Бронирование кабины: Пол и боковые панели кабины защищены кевларовыми панелями, способными выдерживать попадания 12,7-мм пуль. Прозрачная перегородка между пилотами из полиакрилата защищает от 23-мм снарядов.
- Дублирование систем: Вероятность вывода вертолёта из строя снижена благодаря двум независимым гидросистемам и резервированию критически важных систем.
- Защита топливных баков: Баки протектированы и заполнены пенополиуретаном, что предотвращает взрыв паров топлива при простреле.
- Разнесение двигателей: Разнесённое расположение силовой установки уменьшает вероятность одновременного выхода из строя обоих двигателей.
- Защита критических узлов: Важнейшие элементы конструкции и системы прикрыты броневыми экранами.

По требованиям армии США, вертолёт AH-64E Apache Guardian должен сохранять боеспособность после попадания 12,7-мм пули в любую часть конструкции и продолжать полёт не менее 30 минут после поражения 23-мм снарядом.

Помимо традиционной бронезащиты, AH-64E Apache Guardian использует несколько методов снижения уязвимости:
- Система снижения ИК-заметности Black Hole для двигателей
- Радиопоглощающие покрытия и геометрия, уменьшающая ЭПР
- Х-образный рулевой винт с пониженной шумностью
- Возможность использования помех и ложных тепловых целей

AH-64E Apache Guardian может нести широкий спектр вооружений на четырех крыльевых узлах подвески и в подфюзеляжной турели:
30-мм автоматическая пушка M230 Chain Gun:
- Расположена в подфюзеляжной турели
- Калибр: 30×113 мм
- Скорострельность: 600-650 выстрелов/мин
- Боезапас: 1200 снарядов
- Привод: электрический
Типы боеприпасов:
- Осколочно-фугасные M799
- Бронебойно-кумулятивные M789 (пробитие до 51 мм гомогенной брони)

Противотанковые ракеты AGM-114 Hellfire:
- Количество: до 16 (по 4 на каждом из 4 узлов подвески)
- Дальность: до 8 км
Системы наведения:
- Лазерное (полуактивное)
- Радиолокационное (на AH-64D/E с радаром Longbow)
- ИК-ГСН (версия Hellfire II)

Неуправляемые авиационные ракеты Hydra 70:
- Калибр: 70 мм
- Количество: до 76 (в четырёх 19-зарядных блоках)
Типы боевых частей: Осколочно-фугасные, Кумулятивные, Дымовые, Осветительные

Ракеты "воздух-воздух" AIM-92 Stinger:
- Размещаются на концах крыла
- Дальность: до 4,5 км
- Предназначены для самообороны от вертолётов и низколетящих самолётов

В последних версиях AH-64E Apache Guardian внедрены:
- Усовершенствованные ракеты Hellfire с увеличенной дальностью
- Новые типы боеприпасов для 30-мм пушки
- Возможность применения перспективных управляемых ракет

Эффективность применения вооружения обеспечивается комплексом систем:
- Радар AN/APG-78 Longbow: обнаруживает цели на расстоянии до 16 км (в Версии 6), может одновременно сопровождать до 256 целей и атаковать 16 наиболее опасных
- Электронно-оптическая система TADS/PNVS (Target Acquisition and Designation Sight/Pilot Night Vision System) - многофункциональная электронно-оптическая система, включающая:
- Лазерный дальномер-целеуказатель
- ИК-систему ночного видения с 30-кратным увеличением
- Телевизионную камеру дневного видения
- Систему автоматического сопровождения целей
Углы обзора: ±120° по азимуту, +30°/-60° по углу места
- Нашлемная система целеуказания IHADSS - позволяет пилоту управлять оружием движениями головы

AH-64E Apache Guardian получил принципиально новую авионику с открытой архитектурой, включающую:
- Цифровую систему управления полетом
- Модернизированный процессор радара AN/APG-78
- Тактическую систему передачи данных TCDL
- Датчик метеоусловий IMC
- Аппаратуру связи стандарта Link 16 для интеграции в сеть

Радиолокационная система
Радар AN/APG-78 Longbow (устанавливается не на все модификации):
- Диапазон: миллиметровый (мм-волны)
- Дальность обнаружения: до 16 км (в последних версиях)
Одновременно может:
- Обнаруживать до 256 целей
- Классифицировать 128
- Приоритезировать 16 наиболее опасных
- Особенность AH-64E: режим работы над водной поверхностью для борьбы с надводными целями

Система управления полётом и вооружением
IHADSS (Integrated Helmet and Display Sighting System) - нашлемная система прицеливания и отображения информации:
- Позволяет управлять вооружением поворотом головы
- Выводит на визор шлема критически важную информацию
- Синхронизирована с TADS и орудийной установкой

Бортовая цифровая система с открытой архитектурой (MOSA):
- Обеспечивает быстрое внедрение новых технологий
- Позволяет управлять БПЛА (уровень интеграции LOI-4/5)
- Обеспечивает обмен данными в реальном времени с другими платформами

Средства связи и навигации
- Спутниковая навигация GPS
- Инерциальная навигационная система
- Цифровая картографическая система
- Радиостанции УКВ/КВ диапазонов
- Система обмена данными Link 16 для интеграции в сеть боевого управления

Система управления БПЛА (MUM-T)
Одной из ключевых особенностей AH-64E является возможность управления беспилотными летательными аппаратами (уровень совместимости LOI-4). Вертолет может:
- Получать видео и телеметрию от БПЛА в реальном времени
- Контролировать их полезную нагрузку
- Корректировать траекторию полета
- Использовать их для целеуказания
- В перспективе - полный контроль (взлёт/посадка)
* Поддерживаются БПЛА типов Hunter, Raven, Reaper и Shadow B. В перспективе ожидается достижение уровня LOI-5 - полный контроль над БПЛА, включая взлет и посадку.

Основные модификации AH-64
AH-64A: Базовая версия (1984-1997), произведено 937 единиц
AH-64B: Планируемая модернизация A-модели (не реализована)
AH-64C: Промежуточная версия без радара Longbow (разработка прекращена)
AH-64D Apache Longbow: С радаром над винтом (с 1997 года)
AH-64E Apache Guardian: Глубокая модернизация (с 2011 года) с:
- Улучшенными двигателями
- Цифровой открытой архитектурой
- Возможностью управления БПЛА
- Улучшенными лопастями винта
AH-64E Version 6 (v6): Последняя версия с:
- Увеличенной дальностью радара
- Улучшенной сетевой интеграцией
- Расширенными возможностями надводного применения

Boeing продолжает совершенствовать Apache, работая над:
- Дальнейшим увеличением скорости и дальности (включая испытания модели с толкающим винтом)
- Улучшением сетевых возможностей для Multi-Domain Operations
- Интеграцией новых видов вооружения
- Повышением уровня автоматизации
Планируется, что AH-64E останется на вооружении армии США до 2060-х годов, постоянно модернизируясь.

AH-64E Apache Guardian представляет собой вершину эволюции ударных вертолётов, сочетающую мощное вооружение, совершенные сенсорные системы и беспрецедентные сетевые возможности. Его способность работать в любых погодных условиях, днём и ночью, управлять беспилотными аппаратами и интегрироваться в единое информационное пространство поля боя делает его незаменимым инструментом современных вооружённых сил. Постоянные модернизации и открытая архитектура бортовых систем обеспечивают AH-64E потенциал для дальнейшего совершенствования, гарантируя его актуальность на десятилетия вперёд. Несмотря на появление новых концепций боевых вертолётов, Apache Guardian остаётся "золотым стандартом" в своём классе, подтверждая статус самого массового и эффективного ударного вертолёта в мире.

Технические характеристики AH-64E Apache Guardian
Экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения)
Длина: 17,76 м (с вращающимися винтами - 14,68 м)
Высота: 3,84-4,95 м (в зависимости от модификации)
Диаметр несущего винта: 14,63 м
Площадь, ометаемая винтом: 168,11 м²
Пустого: 4,6-5,35 т (в зависимости от модификации)
Нормальная взлётная: 6,838 кг
Максимальная взлётная: 10,433 кг
Максимальная скорость: 365 км/ч (ограничена)
Крейсерская скорость: 265 км/ч
Практический потолок: 6,100 м
Скороподъёмность: 12,7 м/с (AH-64E)
Дальность на внутренних баках: 407 км
С ПТБ: до 1,900 км
Продолжительность полёта: 2,44-3,57 ч
Двигатели: 2 x General Electric T700-GE-701D
Мощность: 2 x 2000 л.с.