Ракетные катера проекта 183Р "Комар" - первые серийные ракетные катера спроектированные в ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз"). Проект утвердили в августе 1957 года. Катера предназначались для уничтожения крупных кораблей противника в прибрежных районах. Строительство катеров проекта 183Р "Комар" проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде и на Дальневосточном заводе №202 в г. Владивостоке. Головной катер вошёл в строй флота в 1959 году. Всего построено катеров с 1959 г. по 1965 г. - 112 единиц.
К опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам, направленным на создание первых ракетных катеров, в нашей стране приступили в начале 1950-х годов. Оно осуществлялось в ЦКБ-5. Главным конструктором первого советского ракетного катера был назначен Е.И.Юхнин. В качестве основы для его разработки был выбран ТКА проекта 183. Отсутствие аналогов в отечественном и в зарубежном военном катеростроении, потребовало выполнения значительного количества опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Особую озабоченность у проектантов вызывали проблемы, связанные с воздействием газовой струи работающего двигателя ракеты во время старта на корпусные конструкции катера, а также с безопасностью личного состава при выполнении пуска ракет.
Для выработки конструктивных решений и их проверки на Ржевском полигоне под Ленинградом были произведены масштабные испытания с использованием специального качающегося стенда, имитировавшего в натуральную величину среднюю часть корпуса, надстройки и пусковой установки, которые являлись прообразами конструкций будущего ракетного катера. Пуски с этого полигонного устройства весовых макетов ПКР П-15, оснащенных «штатными» стартовыми двигателями, позволили определить влияние их газовой струи на корабельные конструкции и живые объекты (в качестве подопытных использовались овцы и кролики). Как выяснилось, корпусу и надстройкам требовались дополнительные подкрепления. В результате удалось добиться такой конструктивной защиты помещений, которая вместе со специальными газоотражательными конструкциями позволила обеспечить необходимую защиту личному составу.
Полигонные испытания показали, что от кратковременного воздействия газовой струи следует защитить деревянный настил палубы листами из алюминиево-магниевого сплава лишь в средней части, непосредственно за пусковыми установками, и поставить отражатели, отводящие газовую струю стартовых двигателей за борт. Корабельным конструкциям в зоне ее действия требовалось придать обтекаемую форму. Одновременно с полигонными испытаниями на заводе №5 построили два первых экспериментальных (опытных) ракетных катера проекта 183Э (по другим данным ракетным катером был только один, ТКА-14, а на второй, ТКА-15, ракеты не устанавливались - он доkжен был обеспечивать испытания комплекса П-15 экспериментального катера). Так или иначе, оба корабля в 1957 году подготовили, и отправили на Черное море в Феодосию на полигон «Песчаная балка».
Испытания комплекса П-15 с участием обоих катеров проводились с 6 сентября 1958 по 28 октября 1959 года, причем первые пуски, в целях безопасности проводились без экипажа. Все расчеты подтвердились, правда, некоторые легкие катерные конструкции и недостаточно прочно закрепленные изделия (защитные кожухи, спасательный плотик, отдельные вентиляционные головки на палубе) газовой струей были снесены в море. В ходе испытаний проверялись также боевые возможности РКА, эффективность ракет и надежность обслуживающих их систем.
Успешность испытаний экспериментальных РКА легла в основу решения вопроса о строительстве серии катеров проекта 183Р. Технический проект был утвержден в 1957 году и предусматривал использование в прежнем виде корпуса, основных систем и устройств прототипа. Изменения были внесены в главную энергетическую установку. Вместо четырех дизелей М-503 корабль получил двигатели М-50Ф-4 сравнительно небольшой моoности, но зато меньшие по массогабаритным характеристикам. Благодаря этому в корпусе удалось разместить ПУРС «Клен-183Р» и улучшить общую компоновку. Правда, полная скорость корабля упала до 38 уз, но для ракетного катера это сочли приемлемым.
Всего в Советском Союзе на Приморском судостроительном заводе (бывший завод № 5), в поселке Понтонный под Ленинградом и на Владивостокском судостроительном заводе, начиная с декабря 1959 и до конца 1965 года построили 64 РКА проекта 183Р и еще 54 корабля переоборудовали из катеров базового проекта (проект 183РТР). Причем в Ленинграде построили 26 и переоборудовали 30 кораблей, остальные -на Дальнем Востоке. Из этих катеров шесть передали Египту, шесть - Алжиру, семь - Кубе, четыре -Сирии. В 1959 году документация и рабочие чертежи были переданы КНР и КНДР, где было развернуто серийное строительство подобных катеров (в КНР эти РКА строились со стальными корпусами).
В качестве корпуса катера проекта 183Р "Комар" использовался корпус, основные системы, устройства и энергетическая установка торпедного катера проекта 183. Корпус катера деревянный с прямой транцевой кормой и уширенными обводами носовой части. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная боевая рубка с смотровыми окнами и открытым ходовым мостиком, толщина брони достигала 7 мм. Основные приборы управления катером выводились на открытый ходовой мостик.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:
Форпик;
Кубрик экипажа на 10 человек;
Камбуз, кладовые провизии;
Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения, радиорубка;
Машинное отделение №1;
Машинное отделение №2;
Топливные цистерны;
Ахтерпик.
Катера катера проекта 183Р "Комар" могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 4 баллов на скоростях до 30 узлов. Силовая установка механическая, четырёхвальная с четырьмя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на четыре трёхлопастных винта фиксированного шага. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2500 часов при частоте вращения 1700 об/мин.
Вооружение катеров катера проекта 183Р "Комар" состояло из:
- 2 ангарных пусковых установок для пуска противокорабельных крылатых ракет П-15 с нескладывающимися крыльями от ПУРС "Клён", расположенных побортно в кормовой части. Установки имели постоянное возвышение в 11,5° и собственный вес 1 100 кг. Стрельба ракетами была возможна на ходу до 30 узлов при волнении моря до 4 баллов. Перезарядка ракет в ангарные пусковые установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут.
- 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
Система управления ракетной стрельбой состояла из ПУРС "Клён", который вырабатывал дальность и направление до цели, в состав прибора входили: ракетный автомат стрельбы РАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность и направление, а также вводил данные в головки самонаведения ракет. Информация о цели шла в систему ПУРС от РЛС обнаружения "Рангоут". Система «Клён» позволяла вести стрельбу ракетами по надводной цели одиночно и залпом. Катера комплектовались компасом, РЛС обнаружения «Рангоут», РЛС опознавания «Факел», а также дымовыми шашками МДШ.
РЛС общего обнаружения "Рангоут", предназначена для обнаружения воздушных, береговых и надводных целей и целеуказания корабельному оружию. Станция имела два уровня мощности (20 и 100 Вт) и могла осуществлять круговой обзор с частотой 4 или 12 об/мин. и позволяла управлять ударным ракетным оружием. Антенный пост в стеклопластиковом обтекателе, размещался на крыше рубки и обеспечивал режим активного обнаружения целей в диапазоне 8—12 ГГц на четырех фиксированных частотах, разнесенных в диапазоне шириной ±10 МГц. При нормальной радиолокационной наблюдаемости дальность обнаружения надводной цели типа эсминец составляет до 25 км, типа крейсер до 60 км. В качестве резервного оптического средства прицеливания использовался визир ПМК-453.
Система государственного опознавания представлена одной РАС - совмещенным запросчиком-ответчиком «Факел-М». РАС «Факел-М» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Запросная антенна размещена на мачте. Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Тактико-технические данные катера проекта 183Р "Комар"
Экипаж: 14 человек (2 офицера)
Водоизмещение: полное 77,5 тонны.
Длина наибольшая: 25,4 метра
Длина по КВЛ: 25 метров
Ширина наибольшая: 6,2 метра
Ширина по КВЛ: 5,2 метра
Осадка полная: 1,25 метра
Силовая установка: 4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 4 винта, 3 руля
Скорость хода: полная 43 узла, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 600 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 3 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х2 25-мм автомат 2М-3 с ручным управлением
ракетное: 2х1 ангарные ПУ П-15 от ПУРС "Клён"
радиотехническое: РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Факел"
навигационное: 1 компас, эхолот, лаг
химическое: дымовые шашки МДШ