Удлиненный заряд разминирования УЗП-83 предназначен для проделывания прохода взрывным способом в противотанковом минном поле.
Устройство элементов комплекта УЗП-83
Удлиненный заряд разминирования УЗП-83 представляет собой заряд УЗП-77 измененной комплектации. В его состав дополнительно входят четыре секции ДКРП-4, взрыватель ВР-04 механического принципа действия, капроновая лента длиной 2 м и приспособление для запуска реактивных двигателей. Из состава заряда исключены разъединительное устройство, патрон отцепки тормозных канатов и один тормозной канат. Взрыватель ВР-04 механического действия, предназначен для инициирования взрыва нитей заряда. Он состоит из предохранительного механизма, стопорного устройства, пускового механизма и детонатора. Предохранительный механизм обеспечивает безопасность взрывателя и перевод его из транспортного положения в боевое. Он состоит из поворотной втулки с капсюлем-детонатором (ТАТ-1-ПТ), ленточной пружины и передаточного заряда (1,5 г тан).
Стопорное устройство предназначено для удержания поворотной втулки предохранительного механизма в безопасном положении и состоит из корпуса, втулки, в осевом отверстии которой стопор закреплен на скобе с серьгой. Серьга соединена со стальным канатиком с помощью капронового шнура. Стопорное устройство закрыто герметизирующей мембраной. Пусковой механизм предназначен для инициирования капсюля-детонатора предохранительного механизма и состоит из корпуса дисковой пружины, центральной втулки, ударника стопорных шариков, пружины, капсюля-воспламенителя KB № 2, пиротехнического замедлителя в виде двустороннего кольца с опрессованным составом СМ-300. В транспортном положении детали механизма поджаты усилием дисковой пружины.
Детонатор служит для передачи детонации узлу передачи детонации (УПД). Взрыватель ВР-04 подсоединяется к заряду разминирования аналогично ВУР-67. Приспособление для запуска реактивных двигателей состоит из катушки с кабелем ККС ПСМ, соединительных кабелей КС-1, 2РМ-РКЛ и подрывной машинки КПМ-3. Кабель ККС ПСМ изготовлен из саперного провода СПП-2 длиной 100 м и имеет розетку 2РМ14 для соединения с кабелем КС-1, а также очищенные от изоляции концевики для подключения к клеммам подрывной машинки. Кабель КС-1 соединяет кабель ККС ПСМ с электрической цепью направляющей. Кабель КС-1 изготовлен из саперного провода СПП-2 длиной 1,5-2 м и имеет разъем РКВ и вилку 2РМ14. Кабель 2РМ-РКЛ соединяет электрическую цепь направляющей с пиропатронами реактивных двигателей.
Принцип действия УЗП-83
При подаче импульса электрического тока с подрывной машинки на пиропатроны воспламеняются пороховые заряды реактивных двигателей, находящихся в. направляющей установки разминирования. Под действием реактивной силы двигатели сходят с направляющей, вовлекают в движение с помощью соединительного каната последовательно соединенные в две нити секции заряда, узел передачи детонации, взрыватель и тормозной канат. При выдергивании стопора из взрывателя капроновым шнуром и канатиком закрепленным к кнехту пусковой установки, поворотная втулка предохранительного механизма под действием ленточной пружины переводит капсюль-детонатор в боевое положение. После выборки тормозного каната происходит торможение заряда разминирования в полете за счет анкерного устройству, обеспечиваются его выпрямление, приземление и раскладка на минном поле.
При растяжении тормозного каната усилием 3000-6000Н дисковая пружина пускового механизма взрывателя сжимается и шарики, выкатываясь из кольцевой выточки, освобождают ударник, который под действием боевой пружины накалывает капсюль-воспламенитель. Капсюль-воспламенитель воспламеняет пиротехнический замедлитель, форс пламени которого через 60-120 с инициирует капсюль-детонатор. Дальнейшее последовательное срабатывание элементов боевой цепи приводит к взрыву заряда на минном поле и образованию в нем прохода.
Подготовка заряда УЗП-83 к пуску
Подготовка заряда УЗП-83 к пуску включает: определение ближней границы минного поля; выбор и оборудование пусковой позиции; подноску составных частей заряда УЗП-83 на пусковую позицию и их сборку. Перечисленные операции выполняются расчетом в составе саперного отделения (7 человек). Пуск заряда осуществляется с помощью установки разминирования УР-83П с позиций, оборудованных в грунте или на его поверхности. При оборудовании пусковой позиции на поверхности или в слабых грунтах укладка секций заряда УЗП-83 производится в кассеты. В условиях твердых грунтов кассеты могут не применяться. Место для пусковой позиции выбирается с учетом расстояния до ближней границы минного поля, интенсивности огневого воздействия противника, защитных и маскирующих свойств местности, а также состояния грунта.
Место для оборудования пусковой позиции может назначаться перед окопом, в расположении окопа одного из мотострелковых отделений, между смежными окопами или в глубине опорного пункта ближе к ходу сообщения и должно обязательно согласовываться с командиром обеспечиваемого подразделения. Расстояние Д должно быть при температуре: от минус 40 до 20°С - 340-350 м; выше 20°С - 370-380 м. На пусковой позиции подготавливаются места для установки УР-83П, секций заряда, тормозного каната, анкерного устройства и подрывной станции. Оборудование пусковой позиции производится заблаговременно (до подвоза установки и заряда разминирования). Подрывная станция располагается на расстоянии не менее 100 м от установки разминирования и оборудуется как окоп автоматчика для стрельбы стоя с нишей для подрывной машинки.
Пусковая позиция в ходе ее оборудования и до пуска заряда разминирования должна тщательно маскироваться. Заряд УЗП-83 подвозят в заданный пункт в транспортной упаковке. Перед началом сборки старший расчета (руководитель занятия, командир отделения) производит расчет личного состава по номерам (с 1-го по 6-й), указывает последовательность выполнения операций, инструктирует по мерам безопасности. При изъятии составных частей заряда разминирования из транспортной упаковки расчет производит их внешний осмотр на отсутствие повреждений, а также проверяет качество крепления торцевых гаек узла передачи детонации (УПД). При сборке 1-й и 2-й номера расчета выполняют операции на пусковой позиции а 3, 4, 5 и 6-й номера подносят элементы комплекта и действуют в соответствии с указаниями старшего расчета. Подготовка заряда к пуску производился в такой последовательности. 5-й й 6-й номера расчета распаковывают ящики.
Старший расчета при использовании кассет переносит их к месту сборки. 1-й и 2-й номера подносят анкерное устройство и приступают к его закреплению длинными винтовыми анкерами. В условиях слабых грунтов в межтрубном пространстве кронштейна МТК размещают среднюю часть стального каната, в петли обеих ветвей которого устанавливают анкеры в последовательности: винтовые короткие, гладкие длинные, гладкие короткие. Канат необходимо устанавливать с натягом. В некоторых случаях для увеличения заанкеривающего усилия анкерное устройство необходимо крепить к анкерам-мертвякам или другим предметам на местности. В твердых (мерзлых) грунтах анкерное устройство крепится с помощью двух гладких анкеров. Одновременно с установкой анкерного устройства производят монтаж и крепление кассет шпильками к грунту (при применении кассет).
3-й и 4-й номера подносят две секции заряда и соединяют их с узлом передачи детонации (УПД). 1-й и 2-й номера связывают хвостовые секции заряда между собой капроновой лентой на участке 0,5-1 м от УПД. Укладывают первые секции заряда в окоп ровными рядами без перехлестывания, а при использовании кассет - в каждую по одной секции, при этом УПД располагают на расстоянии 0,5 м от окопа, а в случае применения кассет на поверхности грунта - на передних боковинах и продолжают установку анкерного устройства. 3-й - 6-й номера подносят оставшиеся секции заряда и имущество. 1-й и 2-й номера соединяют секции заряда последовательно в две нити и укладывают их.
3-й - 6-й номера надевают на каждую ветвь соединительного каната противоожоговый чехол разрезом к накидной гайке, присоединяют к секциям заряда соединительный канат. Надвигают противоожоговые чехлы с ветвей каната на последние (одиннадцатое) секции заряда и, оставив по 0,4-0,5 м на каждой ветви каната для защиты его наконечников от форса пламени реактивных двигателей, тщательно закрепляют на ветвях каната и секциях короткими крепежными лентами. Связывают защищенные секции заряда длинными крепежными лентами противоожоговых чехлов, устанавливают ящики с тормозными канатами, расшнуровывают чехлы и соединяют канаты между собой и с МТК анкерного устройства, учитывая последовательность выборки канатов при полете заряда.
Старший расчета и 1-й номер расстегивают ремень, стягивающий раму основания направляющей в сложенном положении, переводят в одну плоскость шарнирно соединенные и фиксируют это положение пальцами; устанавливают основание с помощью регулируемых опор в горизонтальное положение, которое проверяют уровнем. После этого прикрепляют подставку к основанию направляющей винтами, освобождают от ремня и соединяют быстросъемным пальцем обе части направляющей, повернув на 180° вокруг оси, закрепляют направляющую на оси в подставке и укладывают на подпорки. Поднимают направляющую на угол пуска 60 и прикрепляют штанги; наводят направляющую в створ проделываемого прохода в минном поле, используя прицел и, проверив горизонтальное положение основания уровнем, закрепляют основание шпильками к грунту (прицел поставляется как принадлежность ЗИП и укладывается в сумке). Для применения прицел надевается продольной прорезью в трубке кронштейна на одно из ребер жесткости верхней части направляющей.
Старший расчета, 3-й - 6-й номера опускают направляющую на подпорки. 5-й и 6-й номера устанавливают в канал направляющей со стороны противоположной секциям заряда реактивный двигатель на 3/4 его длины и подсоединяют к патрубку первого двигателя накидной гайкой второй. Гайку заворачивают до упора. Подсоединяют к двигателям и розеткам 2 и 7 направляющей соединительные кабели 2РМ-РКЛ. 3-й - 6-й номера подсоединяют соединительный канат к патрубку второго (по схеме сборки) двигателя и стопорят накидную гайку винтом, Предварительно отвернув ее на 1/4 оборота; устанавливают направляющую на угол 60° и закрепляют штанги; закрепляют ветви каната в пружинных зажимах на направляющей (обе ветви каната должны располагаться между штангами).
1-й номер присоединяет взрыватель к УПД, а полумуфту тормозного каната к взрывателю, закрепляет кнехт двумя шпильками к грунту на удалении от взрывателя не более длины стального канатика. Старший расчета подключает соединительный кабель КС-1 к розетке направляющей и к кабелю ККС ПСМ. Снимая с катушки кабель ККС ПСМ, прокладывает его к подрывной станции. Проверяет правильность сборки установки УР-83П и заряда УЗП-83:
- надежность крепления анкерного устройства к грунту;
- последовательность соединения тормозных канатов от МТК до взрывателя и отсутствие перехлестов и узлов на тормозном канате;
- надежность соединения УПД с взрывателем и хвостовыми секциями заряда (резьбовые соединения должны быть завинчены до упора);
- правильность установки канатика стопорного устройства взрывателя на кнехт и крепление кнехта к грунту;
- правильность связывания хвостовых секций заряда;
- защиту концов соединительного каната противоожоговыми чехлами и надежность крепления их к секциям заряда;
- надежность соединения двигателей с соединительным канатом и фиксацию его стопором;
- крепление соединительного каната в натянутом положении пружинными зажимами направляющей;
- соединения кабелей 2РМ-РКЛ и KС-1 с розетками направляющей, а также с двигателями и с кабелем ККС ПСМ;
- наличие проводимости цепи пуска.
После проверки докладывает о готовности к пуску.
Внимание! При необходимости опускания направляющей после подготовки к применению установки УР-83П и заряда УЗП-83 старший расчета должен предварительно отключить кабель КС-1 от розетки.
Пуск заряда УЗП-83
Пуск заряда УЗП-83 осуществляется после проверки правильности сборки установки и заряда. Перед пуском заряда необходимо;
- провести контроль цепи, пуска из укрытия при отключенной, подрывной машинке,соблюдая меры безопасности;
- проверить исправность подрывной машинки согласно инструкции по эксплуатации;
- доложить о готовности к пуску.
Для пуска заряда подключить к кабелю ККС ПСМ подрывную машинку и по команде (сигналу) привести се в действие. После взрыва заряда проход проверяется на отсутствие несработавших (не выброшенных за его границы) мин.
Меры безопасности
К обращению с зарядом УЗП-83 допускается личный состав, прошедший специальную подготовку и сдавший зачет по знанию материальной части и мерам безопасности. Сборка осуществляется в строгом соответствии с настоящим руководством.
Запрещается:
- транспортировать составные части заряда УЗП-83 без упаковки;
- бросать ящики с составными частями заряда УЗП-83 при погрузке (выгрузке) и переноске;
- производить сборку заряда УЗП-83 из неисправных или имеющих механические повреждения составных частей;
- подсоединять кабель КС-1 и катушку с кабелем ККС ПСМ до окончания подготовки к пуску заряда УЗП-83;
- подключать подрывную машинку к кабелю ККС ПСМ в ходе сборки заряда УЗП-83;
- производить пуск заряда УЗП-83 при наличии каких-либо неисправностей;
- применять для соединения секций заряда с реактивными двигателями соединительный канат из комплекта заряда УЗ-67 или УЗП-72 (не имеющий специальной асбестовой защиты);
- разбирать невзорвавшийся боевой заряд.
При подготовке заряда УЗП-83 к применению подрывная машинка должна быть отключена, а ключ от нее должен находиться у старшего расчета (руководителя занятия, командира отделения). Исправность цепи пуска перед пуском заряда (установка разминирования снаряжена зарядом) проверяется омметром М-57Д или другим прибором с метрологическими характеристиками не хуже, чем у прибора указанного типа. Сопротивление исправной цепи пуска должно быть не более 16 Ом. Укладка секций ДКРП-4 производится после проверки кассет пусковой установки и окопа на отсутствие посторонних предметов. Пуск заряда производится из укрытия с расстояния не менее 100 м от пусковой позиции. Открыто расположенный личный состав должен находиться на удалении не менее 500 м от места приземления хвостовой части заряда или места уничтожения заряда и его отдельных элементов. В случае отказа в срабатывании заряда УЗП-83 или реактивных двигателей подходить к ним разрешается только ответственному за пуск заряда (руководителю занятий) по истечении не менее 20 мин.
В случае отказа двигателей при пуске заряда необходимо:
- отключить кабель ККС ПСМ от подрывной машинки;
- проверить исправность подрывной машинки согласно инструкции по эксплуатации;
- по истечении 20 мин отсоединить от направляющей пусковой установки кабель КС-1 и от двигателей кабели 2РМ-РКЛ;
- проверить исправность электрических цепей кабелей (сопротивление исправных цепей должно быть для кабелей 2РМ-РКЛ и КС-1 не более 0,5 Ом, кабеля ККС ПСМ не более 10 Ом);
- проверить исправность электрической цепи пиропатрона каждого двигателя отдельно (сопротивление исправной цепи пиропатрона 0,3-0,6 Ом).
Внимание! Проверять исправность цепи пиропатронов двигателей разрешается только из укрытия.
При неисправности электрической цепи пиропатрона двигатель отсоединить, извлечь из направляющей и уничтожить. Реактивные двигатели и взрыватель, имеющие механические повреждения или упавшие с высоты более 2 м, использованию не подлежат и уничтожаются накладными зарядами. Уничтожение заряда УЗП-83 производится из укрытия взрывом накладного заряда массой 0,4 кг, уложенного на обе нити на удалении 1 м от взрывателя. Реактивный двигатель уничтожается накладным зарядом массой 1,6 кг.
Маркировка, хранение и транспортирование
Маркировка заряда УЗП-83 наносится черной несмываемой краской на все его составные части. В маркировке секций заряда, взрывателей, узла передачи детонации указываются шифр изделия, шифр или номер предприятия-изготовителя, номер партии и год снаряжения. На корпусе реактивного двигателя указываются сокращенные наименования двигателя и его комплектующих частей и номер партии. Хранение заряда осуществляется в упакованном виде в соответствии с требованиями Руководства для центральных, окружных (флотских) и войсковых складов инженерных боеприпасов Советской Армии и Военно-Морского Флота. Транспортирование в упаковке может осуществляться всеми видами транспорта в соответствии с существующими правилами перевозки боеприпасов.
В комплект УЗП-83 входят: 22 секции детонирующего кабеля ДКРП-4; два реактивных двигателя ДМ-70; узел передачи детонации (УПД) с капроновой лентой длиной 2 м в комплекте; взрыватель ВР-04; два тормозных каната КТ4Ж УЗП-77; соединительный канат в комплекте с противоожоговыми чехлами и обтекателем; приспособление для запуска реактивных двигателей, включающее катушку с кабелем ККС ПСМ, кабель соединительный КС-1, два соединительных кабеля 2РМ-РКЛ и подрывную машинку КПМ-3 У1 или КПМ-1А.
Основные характеристики УЗП-83
Тип - Гибкий, двуниточный, секционный
Способ подачи на минное поле - По воздуху реактивными двигателями с установки разминирования УР-83П
Длина 114 м
Масса:
- заряда 1380 кг
- заряда в упаковке 1810 кг
Дальность подачи заряда (по головной части заряда) 440 м
Температурный диапазон применения - от минус 40 до 50°С
Размеры прохода в противотанковом минном поле:
- длина 115 м
- ширина 6 м
Расход ВВ (пластит ПВВ-7) на 1 м прохода 8 кг
Транспортабельность - Комплект заряда перевозится на одном автомобиле ЗИЛ-131