В 2009 году МО Великобритании объявило конкурс на разработку легкого патрульного бронированного автомобиля (LPPV) в рамках общей программы «Неотложная оперативная потребность» (Urgent Operational Requirement). Программа LPPV Великобритании стоимостью 200 млн. фунтов стерлингов представляет собой новый перспективный план замены в британской армии парка машин CAV100 Snatch производства фирмы NP Aerospace на автомобиль с усиленной защитой, приблизительно таким же давлением на грунт и полной мaccoй, не превышающей 7,5 т. На тендер откликнулось более тридцати компаний, но до финиша дошли только два проекта - SPV400 компании Supacat и Ocelot консорциума Force Protection Europe (США) и Ricardo UK Ltd (Великобритания).
Претендент на победу в конкурсе - новый бронированный автомобиль с улучшенной противоминной защитой, получивший название Ocelot LPPV (колесная формула 4x4), разработан специалистами компании Force Protection Europe (дочернее предприятие американской Force Protection) и британской специализированной инженерной компании Ricardo UK Ltd в порядке частной инициативы. Он впервые был продемонстрирован на международной выставке Defence Systems & Equipment International Exhibition (DSEi) в Лондоне в сентябре 2009 года.
Машина изначально проектировалась с учетом требований министерства обороны Великобритании. Начиная со второго полугодия 2009 года, автомобиль прошел серию испытаний на территории США (полигон фирмы Force Protection) и Великобритании на полигоне Millbrook и на предприятиях компании Ricardo, направленных на изучение возможностей повышения его живучести и защищенности от мин и боеприпасов стрелкового оружия. Как полагают специалисты-разработчики, в ходе разносторонних проверок была подтверждена эффективность выбранной уникальной конфигурации и подвесного варианта конструкции, а также размещения основных узлов и агрегатов.
Уникальная конструкция машины Ocelot Foxhound LPPV обязана своим рождением желанию уйти от промышленного шасси, которое стало нормой для большинства используемых в настоящее время противоминных машин. Представитель компании Force Protection сообщил, что благодаря опыту Ricardo в области компоновки, открылись новые возможности, которые оказали решающее влияние на принцип конструкции машины Ocelot LPPV. Машина создавалась буквально с чистого листа - в основу проекта легла инновационная идея Грэма Рамбола, руководителя проекта со стороны Ricardo, основанная на принципе «скейта». Рамбол предложил использовать несущее шасси типа «скейтборд» («роликовая доска»). Экспериментальный образец, так сказать «черновик», такой концепции был создан в середине 1990-х годов шведской компанией SKF по заказу компании General Motors. Суть «скейтборда» - размещение силовой установки, вспомогательных агрегатов, подвески и топливного бака внутри плоской платформы, на которую можно водрузить корпус произвольной конфигурации.
«Скейтборд», разработанный для бронеавтомобиля Ocelot Foxhound LPPV, представляет собой компактный V-образный корпус, сваренный из нескольких слоев броневой стали, внутри которого располагаются двигатель, трансмиссия, элементы системы рулевого управления, дифференциалы, топливный бак и элементы крепления независимой подвески. Снаружи «скейтборда» видны лишь мощные А-образные рычаги с продольными торсионными валами (по типу, как на российских автомобилях «Тигр»), демпфирующие пружинные стойки и колеса. Верхняя часть этого желоба открыта и оснащена шестью простыми шарнирами, похожими на обычные дверные петли. Четыре боковых предназначены для крепления корпуса с кабиной и десантным отсеком, а два передних - для откидывающегося бронированного капота, под которым спрятаны двигатель и коробка передач.
Поскольку кабина размещена над скейтбордом, ее наклон осуществляется относительно просто. Этому наклону не мешает туннель (в полу кузова) над коробкой передач, а также выступы в полу. В соответствии с заявлением представителя объединенной группы Ocelot LPPV механизм опрокидывания кабины кузова отличается простотой. Он содержит шарнирную конструкцию. Шарниры обладают достаточной прочностью для того, чтобы сохранять приподнятое положение и выдерживать действие взрывной волны. Кроме того, предусмотрены обрезиненные участки для монтажа. Как утверждают специалисты объединенной группы Ocelot LPPV, это позволяет снизить уровень шума, вибрации и повысить прочность изоляции по сравнению с традиционными промышленными шасси MRAP. Такая компоновка шасси обеспечивает максимальную безопасность экипажа. И дело не только в отражателе - композитный «сэндвич» корпуса полностью изолирует десант от смертельно опасных обломков силовой установки, образующихся в результате взрыва.
Несущий «скейтборд» - самая тяжелая часть конструкции Ocelot LPPV, а значит, центр массы машины находится максимально низко над грунтом. По словам разработчиков, ходовые качества и невероятная устойчивость Ocelot LPPV при маневрах очень близки к спортивному раллийному болиду. Оригинальное продольное расположение торсионов обеспечивает полностью независимой подвеске Ocelot Foxhound колоссальный ход отбоя. Четыре управляемых колеса выводят маневренность автомобиля на новый уровень. Оригинальное шасси типа «скейтборд» - это еще не весь Ocelot. Не менее интересен его быстросъемный и невероятно жесткий композитный корпус. На внешней поверхности имеются точки крепления дополнительных броневых листов, с которыми машине, по мнению разработчиков, не страшны гранаты РПГ-7 и пули крупнокалиберных пулеметов.
Представители промышленной группы отказались сообщить подробности о типе используемых композитных материалов и броне. Однако не вызывает сомнения, что панели обеспечивают выполнение всех требований к защите. Как заявил представитель компании Force Protection, базовая конструкция обеспечивает защиту, как от поражающих факторов взрывов, так и от огнестрельного оружия, соответствующую второму уровню защиты по стандарту STANAG 4569. Т.е. выдерживают попадание 7,62х39-мм пуль с термоупрочненным сердечником автомата АКМ. Внутри корпуса - три отсека, разделенные вертикальными перегородками. В переднем отсеке находится отделение управления с органами управления и двумя местами для экипажа, в среднем - четыре сиденья для десанта, в кормовом - полки для крепления радиоэлектронной аппаратуры и большая распашная одностворчатая дверь. У командира машины - отдельная дверь и верхний люк. Еще два люка оборудованы в крыше десантного отсека и предназначены для ведения огня.
Корпус имеет идеально ровный пол, а автоматически складывающиеся сиденья крепятся к бортам или крыше. Группа разработчиков Ocelot Foxhound LPPV попробовала в деле как минимум три вида специальных компенсирующих противоминных сидений. Наиболее вероятно, что в будущей серийной машине появятся кресла или даже скамейки типа ShockRide американской компании ArmorWorks с четырехточечными ремнями безопасности и компенсирующим ковриком, при подрыве предотвращающим травмы стоп. Кроме стандартной шестиместной патрульной версии корпуса Team Ocelot разработала двухместную грузовую и боевую версию 2+2 с открытым верхом. Варианты конструкций предполагают специализацию на таких функциях, как патрулирование, огневая поддержка или материально-техническое обеспечение при наличии усиленной защиты. Все такие машины можно установить на аналогичном шасси типа «скейтборд» через стандартное механическое соединение.
Чтобы превратить патрульную машину Ocelot Foxhound LPPV, например, в санитарную, достаточно разблокировать шарниры креплений, вынув из них «пальцы», и поменять корпуса местами. Все манипуляции производят в течение часа при помощи стандартного оборудования парка боевых машин. Ремонт и обслуживание силовой установки проводятся при наклоне корпуса и капота. Правда, тут требуется помощь другой машины. Грэм Рамбол утверждает, что полная замена силовой установки силами экипажа занимает не более получаса. То же можно сказать и о подвеске Ocelot LPPV. Изначально все ее элементы выполнены взаимозаменяемыми - передние и задние пружинные стойки, рычаги, торсионы и даже полуоси приводов можно менять местами. При изменении боевой обстановки на Ocelot LPPV можно навесить до 2,5 т дополнительной брони различной конфигурации или легкие фальшборта.
Бронеавтомобиль Ocelot LPPV оснащен рядным шестицилиндровым 3,2-литровым дизельным двигателем с турбо-наддувом австрийской фирмы Steyr-Daimler-Puch M160036-A мощностью 176 кВт (240 л.с.), автоматической шестиступенчатой коробкой передач ZF 6НР28 и двухступенчатой раздаточной коробкой Axletech. Для обеспечения хорошей мобильности при передвижении по пересеченной местности применена независимая подвеска колес. Каждое из четырех колес имеет индивидуальный привод и это распространяется на все конфигурации машин. Все 4 колеса управляемые и оборудованы дисковыми тормозными механизмами. Базовый вариант бронеавтомобиля Ocelot LPPV имеет боевую массу от 7,5 до 8,5 т в зависимости от уровня бронезащиты. Потенциальные возможности машины предусматривают увеличение ее массы до 10 т.
Ocelot Foxhound LPPV может оснащаться системами централизованного регулирования давления воздуха в шинах, кондиционирования воздуха, аппаратурой связи, радиоэлектронного подавления радиоуправляемых взрывных устройств и др. Электрическое питание для всех систем машины поступает от вспомогательной дизельной силовой установки Steyr. Ее многотопливный двигатель отвечает требованиям стандарта EURO III по выпуску отработавших газов. При всей своей внешней брутальности и габаритности Ocelot LPPV лишь немного крупнее автомобиля Land Rover Snatch.
Уровень его огневой мощи тоже соответствует предшественникам. На него можно установить стандартный модуль WMIK (The Weapons Mounted Installation Kit) с крупнокалиберным пулеметом и автоматическим гранатометом, изготовленный компанией Ricardo, или комплексный огневой модуль с дистанционным управлением RWS (Remote Weapons Station), укомплектованный джойстиками, телекамерами и приборами ночного видения. Для переброски машины в предполагаемый район боевых действий можно использовать военно-транспортный самолет Lockheed С-130 Hercules или транспортно-десантный вертолет Boeing СН-47 Chinook с использованием внешней подвески. Суммируя все сказанное, можно заключить, что Force Protection Europe и Ricardo удалось создать машину совершенно новой архитектуры, наголову превосходящую эталонный американский M1114 HMMWV по уровню защиты экипажа и живучести.
В декабре 2010 года британское министерство обороны определило победителя в тендере на поставку 200 легкобронированных патрульных машин по программе LPPV. Им стало европейское подразделение американской компании Force Protection с легким бронированным патрульным автомобилем Ocelot Foxhound LPPV. Контракт оценивается примерно в 180 млн. фунтов стерлингов (т. е. около 280 млн. долл. США). Вновь разработанные машины имеют цену 1,4 млн. долл. США за единицу. Компания Force Protection Europe Ltd подписала контракт на 12 млн. фунтов стерлингов с британской компанией Ricardo UK Ltd на обеспечение производства машин Ocelot, которые в варианте, заказанном МО Великобритании, получили обозначение «Foxhound». Окончательная сборка LPPV Ocelot осуществляется на предприятии компании Ricardo UK Ltd в Великобритании. В качестве субподрядчиков проекта выступают компании QinetiO, Thales UK, Defence Support Group (DSG), Formaplex и Sula. Поставка машин LPPV MO Великобритании была завершена весной 2012 года.
Технические характеристики бронеавтомобилей Ocelot Foxhound LPPV
Колесная формула 4x4
Экипаж, чел. 2+4
Полная масса,т 7,5-8,5
Снаряженная масса,т 6,0-7,0
Грузоподъемность, 1,5-0,5
Габаритные размеры, мм:
- длина 5320
- ширина 2100
- высота (без боевого модуля) 2350
Дорожный просвет, мм 338
Максимальная скорость, км/ч 110
Радиус поворота, м 6,0
Марка двигателя Steyr-Daimler-Puch М160036-А
Мощность двигателя, л.с. 240
Запас хода по шоссе, км 600
Шины Michelin XZL 335/80 R20