В результате совершенствования морских вооружений потенциального противника, возможности советских атомных подводных лодок с крылатыми ракетами (ПЛАК) проекта 675 (даже после их модернизации) и проекта 670 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание подводной лодки с новым, значительно более мощным и дальнобойным ракетным комплексом с подводным стартом, обеспечивающим нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей. На тот момент задачу по нанесению существенного ущерба кораблям противника могли решить противокорабельные ракеты (ПКР) 3М45 (по кодификации НАТО - SS-N-19 «Shipwreck», в переводе - «Кораблекрушение») нового ракетного комплекса П-700 «Гранит». Улучшенные по сравнению с ПКР «Аметист» и «Малахит» основные характеристики ПКР «Гранит» - увеличенная скорость и дальность полета, а также большая масса БЧ были получены не только за счет совершенствования новой ракеты, но и за счет увеличения ее массогабаритных характеристик.
Работы по созданию дальнобойной сверхзвуковой крылатой ракеты подводного старта в СССР были начаты постановлением ЦK КПСС и Совета Министров СССР № 539-186 от 10 июля 1969 года в ЦКБМ Министерства общего машиностроения СССР (MOM). Ракетный комплекс П-700 «Гранит» должен был отвечать чрезвычайно высоким требованиям: максимальная дальность - не менее 500 км, максимальная скорость - не менее 2500 км/ч. От предшествующих комплексов аналогичного назначения «Гранит» отличали гибкие адаптивные траектории, универсальность по старту (подводный и надводный), а также носителям (подводные лодки и надводные корабли), залповая стрельба с рациональным пространственным расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления. Допускалась стрельба по целям, координаты которых известны с большими погрешностями, а также при большом времени устаревания данных. Все операции по повседневному и стартовому обслуживанию ракет автоматизировались. В результате «Гранит» приобретал реальную возможность решать любую задачу морского боя нарядом одного носителя.
Ракеты могут выстреливаться не только одиночно, но и залпом (до 24 противокорабельных ракет, стартующих в очень высоком темпе). При залповом огне между ракетами производится автоматическое распределение целей. Залпом обеспечивается создание плотной группировки ракет, облегчая преодоление средств противоракетной обороны противника. Организация полёта всех ракет в залпе, допоиск ордера и «накрытие» включенным радиолокационным визиром ракеты, летящей выше остальных, дает остальным противокорабельным ракетам залпа осуществлять полёт в режиме радиомолчания на маршевом участке. Во время полёта ракет происходит оптимальное распределение между ними целей внутри ордера. Сложная траектория полёта и сверхзвуковая скорость, высокая помехозащищённость радиоэлектронных средств, а также наличие специальной системы отвода авиационных и зенитных ракет противника обеспечивают «Граниту» при выстреле полным залпом высокую вероятность преодоления систем противоракетной и противовоздушной обороны авианосного соединения (считается, что для потопления ударного авианосца ВМС США необходимо девять попаданий ракетами «Гранит»), Чтобы повысить живучесть боевой части ракеты от средств ближнего поражения, ее выполнили бронированной
В ноябре 1975 г. начались испытания ракетного комплекса «Гранит», завершившиеся в августе 1983 г. (уже после того как в состав Краснознаменного Северного флота вошел головной подводный крейсер проекта 949). Комплекс «Гранит» был принят на вооружение в 1983 году. В открытой печати публиковались следующие основные характеристики ПКР: длина - 10,0 м, диаметр - 0,85 м, размах крыла - 2,6 м, стартовая масса - 7000кг, скорость полета - 2,5М, дальность стрельбы - 550 км, боевая часть - полубронебойная (фугасно-проникающая) весом в 584-750 кг, либо тактическая ядерная тротиловым эквивалентом до 50 килотонн. В состав вооружения ПЛАРК проекта 949 вошли 24 ПКР комплекса «Гранит» в спаренных ПУ. Контейнеры с ракетами размещались вне прочного корпуса с постоянным углом возвышения.
Однако эффективность противокорабельного ракетного комплекса большой дальности в значительной степени определялась возможностями средств разведки и целеуказания. На тот момент система «Успех», основу которой составлял самолет Ту-95, уже не обладала необходимой боевой устойчивостью. В связи с этим в начале 1960-х годов перед отраслевой наукой и промышленностью поставили задачу создать первую в мире космическую всепогодную систему наблюдения за надводными целями на всей акватории мирового океана и выдачи ЦУ с непосредственной передачей информации на носители оружия или корабельные (наземные) командные пункты. Первое правительственное постановление о начале опытно-конструкторских работ по разработке системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) 17К114 «Легенда» вышло в марте 1961 года. К данной широкомасштабной работе привлекли крупнейшие конструкторские коллективы и научные центры страны.
Головной организацией, которая отвечала за создание МКРЦ, первоначально определили ОКБ-52, под руководством генерального конструктора В.Н. Челомея. За разработку уникальной (не имеющей аналогов в мире до настоящего времени) ядерной бортовой энергоустановки для ИСЗ, входящих в систему, отвечало ОКБ-670 (научно-производственное объединение «Красная Звезда») Минсредмаша. Но ОКБ-52 не имело необходимых производственных мощностей, обеспечивающих серийный выпуск космических аппаратов для военно-морского флота. Поэтому в мае 1969 года к программе подключили ленинградские конструкторское бюро и завод «Арсенал» им. Фрунзе, которые стали головными в программе «морских» спутников.
Система МКРЦ «Легенда» состояла из двух типов космических аппаратов: спутник с ядерной энергетической установкой и бортовой радиолокационной станцией, а также спутник с солнечной энергетической установкой и космической станцией радиотехнической разведки. Завод «Арсенал» уже в 1970 году начал производство опытных образцов космических аппаратов. В 1973 году начались лётно-конструкторские испытания космического аппарата радиолокационной разведки, а годом позже - спутника радиотехнической разведки. Космических аппарат радиолокационной разведки приняли на вооружение в 1975 году, а комплекса в полном составе (с космическим аппаратом радиотехнической разведки) - в 1978 году.
Космическим комплексом радиотехнической разведки обеспечивается обнаружение и пеленгация объектов, которые излучают электромагнитные сигналы. У космического аппарата имеется высокоточная трёхосная система ориентации и стабилизации в пространстве. Источником питания является солнечная энергетическая установка в сочетании с буферными химическими батареями. Многофункциональной жидкостной ракетной установкой обеспечивается стабилизация космического аппарата, коррекция высоты его орбиты, выдача доразгонного импульса во время выведения космического аппарата на орбиту. Масса аппарата - 3300 кг, наклонение орбиты - 65 градусов, высота рабочей орбиты - 420 километров.
Космический комплекс радиолокационной разведки состоял из космического аппарата, оснащённого радиолокатором двухстороннего бокового обзора, который обеспечивал всесуточное и всепогодное обнаружение надводных целей. Бортовым источником питания служила ядерная энергетическая установка, которая по завершению активного функционирования аппарата отделяется и переводится на высокую орбиту. Многофункциональной жидкостной ракетной установкой осуществлялась стабилизация космического аппарата, коррекция высоты его орбиты, а также выдача доразгонного импульса при выходе на орбиту. Масса аппарата - 4300 килограмм, наклонение орбиты - 65 градусов, высота рабочей орбиты - 280 километров. В состав МКРЦ кроме космической составляющей, вошли корабельные пункты приёма данных непосредственно с космических аппаратов, которые обеспечивают их обработку и выдачу ЦУ на использование ракетного вооружения (разработчик - киевское научно-производственное объединение «Квант»).
Под новый комплекс требовался и новый носитель, способный вести залповую стрельбу из подводного положения 20-24 ракетами (по расчетам, именно такая концентрация средств поражения позволяла гарантированно преодолеть ПРО перспективного американского авианосного соединения). Кроме того, новый ракетоносец должен был обладать повышенными скрытностью, скоростью и глубиной погружения, что обеспечивало ему возможность преодоления противолодочной обороны (ПЛО) противника и отрыв от преследования.
Поисковые работы по созданию подводного ракетоносца 3-го поколения начались еще в 1967 году, а в 1969 году ВМФ было выдано официальное тактико-техническое задание на создание «тяжелого подводного ракетного крейсера» (вначале корабли этого проекта относились к крейсерским подводным лодкам - ПЛАК, а затем стали атомными подводными крейсерами с крылатыми ракетами - АПКРРК), оснащенного ракетным комплексом оперативного назначения П-700. Проект, получивший индекс «949» и шифр «Гранит», разрабатывался в ЛМПБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П. Пустынцева. После его смерти в 1977 году главным конструктором был назначен И.Л. Баранов, а главным наблюдающим от ВМФ - кап. 2р. В.Н. Иванов. Предполагалось что при разработке нового ракетоносца будет широко использоваться научно-технический задел, а также отдельные конструкторские решения, полученные во время создания скоростной ПЛА проекта 661.
Головной корабль проекта К-525 (заводской номер 605) с 06.04.1993 - «Архангельск». Заложен - 25.07.1975, спущен на воду - 03.05.1980, вступил в строй 30.12.1980, выведен из состава ВМФ - 31.07.1996, утилизирован - в 2005. Серийный корабль проекта К-206 (заводской номер 606) с 14.04.1987 - почетное наименование «Минский комсомолец» (снято), c06.04.1993 - «Мурманск». Заложен - 22.04.1979, спущен на воду - 10.12.1982, вступил в строй - 30.11.1983, выведен из состава ВМФ - 07.01.1998, утилизирован - в 2005. Всего на «Севмаше» было построено два ПЛА проекта 949 «Гранит». Но предприятие продолжило строительство кораблей этого класса по улучшенному проекту 949А и подготовило к передаче ВМФ еще 11 кораблей.
В ВМФ СССР и России ПЛА проекта 949 «Гранит» (как и проект 949А) получили неформальное прозвище «Батон» и неофициальное название «убийца авианосцев». На Западе это проект числился под наименованием «Oscar I». Обе ПЛА проекта 949 активно использовались для испытаний новой техники и тактических способов применения оружия, принимали участие в усиленной эксплуатации и выполняли ракетные и торпедные стрельбы. Однако срок их эксплуатации оказался очень незначительным для такого типа кораблей. 90-е года не оставили этому проекту шансов выжить, пройти ремонт и модернизацию, которые могли бы быть возможны. В начале 90-х оба корабля утратили боеспособность. ВМФ России вынужден был принять ряд трудных решений, направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного. Это привело к ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, и направлению имеющихся средств на содержание новых кораблей. В середине 90-х корабли были выведены в отстой и в 2005 году совместно утилизированы.
Как и все предыдущие советские подводные лодки, проект 949 «Гранит» конструктивно имел двухкорпусную архитектуру - внешний легкий корпус и внутренний прочный корпус. Кормовая часть с оперением и двумя гребными валами была аналогична по конструкции ПЛА с крылатыми ракетами проекта 661. Прочный корпус цилиндрической формы в носовой и средней частях корабля (в районе размещения ракетных контейнеров). Наклонное забортное расположение контейнеров (сверху ракетные контейнеры закрыты волнорезными щитами заподлицо с наружным корпусом, установленными из расчета 1 щит на 2 контейнера), их большое число и значительные габариты обусловили большую ширину корабля и развитое междубортное пространство. Прочный корпус изготавливался из стали АК-33, толщина которой составляла 45-68 миллиметров был рассчитан на максимальную глубину погружения 600 метров (рабочая глубина - 480 метров) и состоял из 9 отсеков:
Первый - торпедный;
Второй - управления;
Третий - боевых постов;
Четвертый - жилой;
Пятый - вспомогательных механизмов;
Шестой - реакторный;
Седьмой и восьмой - турбинные;
Девятый - гребных электродвигателей.
Концевые переборки прочного корпуса сферические, литые, радиус кормовой - 6,5 метров, радиус носовой - 8 метров. Поперечные переборки плоские. Переборки между 1 и 2, а также 4 и 5 отсеками они рассчитаны на давление 40 атмосфер и имеют толщину 20 миллиметров. ПЛА имела три отсека-убежища для аварийных ситуаций на глубинах до 400 метров. Другие переборки были рассчитаны на 10 атмосфер (для глубин до 100 метров). ПЛА проекта 949 «Гранит» имела развитое ограждение шахт выдвижных устройств, смещенное в сторону носовой части. Оно отличалось большой длиной - 29 метров. Ограждение шахт выдвижных устройств (также как и лёгкий корпус) были оснащены ледовыми подкреплениями и крышей округлой формы предназначавшимися для взламывания льда во время всплытия в сложных ледовых обстановках. Убирающиеся носовые горизонтальные рули размещались в носовой оконечности. Лёгкий корпус имел противогидроакустическое покрытие.
Энергоустановка ПЛА проекта 949 «Гранит» была максимально унифицирована с главной энергетической установкой ТРПКСН проекта 941 и имела систему двухкаскадной амортизации и блочное исполнение. Она включала два водо-водяных реактора ОК-650М-01 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины (суммарной мощностью 98 тыс. л.с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9, которые работали на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка располагалась в двух различных отсеках. Также имелось два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств. Главная энергоустановка за счет двухвальности имела стопроцентное резервирование. Главный турбозубчатый агрегат, паропроизводящая установка, электродвигатели, автономные турбогенераторы, а также линия вала и гребной винт одного борта дублировались вторым бортом. В связи с этим при выходе из строя одного элемента или всей механической установки одного борта ПЛА свои боевые возможности не теряла.
Кроме противокорабельного ракетного вооружения ПЛА проекта 949 «Гранит» была оснащена мощным торпедным и торпедно-ракетным вооружением двух калибров, которое размещалось в носовом отсеке ПК корабля. Торпедное вооружение было представлено автоматизированными 533-мм и 650-мм ТА с устройством быстрого заряжания (УБЗ) со стеллажами продольной и поперечной подачи. Благодаря УБЗ весь боезапас торпед мог быть использован в течение нескольких минут. Новый автоматизированный торпедно-ракетный комплекс «Ленинград-949» позволял вести стрельбуторпедами,а также ракето-торпедами «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. В боекомплект могли входить 24 изделия.
Основу радиоэлектронного вооружения проекта 949 составлял БИУС МВУ-132 «Омнибус», пульты которой размещались во втором отсеке в ГКП. Лодка оснащена ГАК МГК-540 «Скат-3», состоящего из определителя разводий НОР-1, станции миноискания МГ-519 «Арфа», станции-аварийного ответчика МГС-30, навигационного обнаружителя кругового НОК-1, МГ-512 «Винт», эхоледомера МГ-543, МГ-518 «Север». Все эти средства давали возможность в автоматизированном режиме находить, пеленговать и сопровождать различные цели (до 30 целей одновременно) в режимах узко и широкополосного пеленгования в инфразвуковом, звуковом и высокочастотном диапазонах. Имеется низкочастотная буксируемая приёмная антенна и гидрофоны, размещенные по бортам лёгкого корпуса. ГАК действует на дальности - до 220 километров. Основной режим - пассивный, однако имелась возможность автоматизированного обнаружения, измерения курсового угла и расстояния до цели эхо-сигналом (в активном режиме). Вдоль лёгкого корпуса было установлено размагничивающее устройство.
Автоматизированный навигационный комплекс «Медведица» состоял из пеленгатора, навигационной системы привязки по гидроакустическим маякам-ответчикам, космической системы АДК-3М, гирокомпаса ГКУ-1М, магнитного компаса КМ-145-П2, инерциальных систем, лаг и других приборов, замкнутых на цифровом вычислительном комплексе «Струна». Все средства связи объединялись в комплекс «Молния-М». На ПЛАРК также имелся телевизионно-оптический комплекс МТК-110, который позволял вести визуальное наблюдение из подводного положения с глубин 50-60 метров. На ПЛА проекта 949 «Гранит», начиная со второго корпуса, устанавливалась буксируемая антенна гидроакустической системы, размещавшаяся на верхнем вертикальном стабилизаторе в трубчатом обтекателе.
Для совершения длительных автономных походов на ПЛА проекта 949 «Гранит» были созданы хорошие условия обитаемости экипажа. Для возможности спасения личного состава в аварийных ситуациях, в ограждении рубки ПЛ установлена всплывающая спасательная камера на весь экипаж корабля. Для членов экипажа ПЛА проекта 949 были создали оптимальные условия для автономного плавания большой продолжительности (автономность оценивалась в 120 суток). Личный состав обеспечивался индивидуальными постоянными спальными местами в 1-, 2-, 4- и 6-тиместных каютах. Отсеки с жилыми помещениями оборудовались радиотрансляционной сетью. На ПЛА имелись столовая и кают-компания для одновременного приёма пищи сорока двумя моряками, для выпечки хлеба и приготовления пищи - камбуз, состоящий из варочного и заготовительного отделений.
Запас провизии, рассчитанный на полную автономность, находился в кладовых и провизионных камерах (включая морозильные). Для поддержания работоспособности экипажа имелись спортзал, солярий, бассейн, живой уголок, сауна и так далее. На всех режимах при работающей главной энергоустановке система кондиционирования и вентиляции обеспечивала в помещениях нормативные значения воздуха по влажности, температуре и химическому составу. Система химической регенерации обеспечивала в отсеках в течение всего плавания в автономном режиме содержание углекислого газа и кислорода в пределах установленных норм. Системой очистки воздуха исключалось содержание вредных примесей.
Разработанные для ПЛА проекта 949 «Гранит» аварийные средства спасения состава превосходили аналогичные средства подводных лодок предыдущих проектов. Проектный запас плавучести - более 30 процентов, что обеспечивало надводное плавание и непотопляемость в случае полного затопления любого отсека прочного корпуса, а также двух смежных, прилегающих к затопленному отсеку цистерны главного балласта одного борта. Запасы ВВД, предусмотренные проектом, обеспечивали возможность продувания балласта в количестве, нужном для компенсации отрицательной плавучести в случае затопления любого отсека с повреждением двух цистерн главного балласта на глубине менее 150 метров. Время продувания всех цистерн с перископной глубины - менее 90 секунд. Для аварийного продувания использовались пороховые газогенераторы. Система гидравлики функционировала от пары дублирующих друг друга насосных станций рулевой и судовой гидравлики, размещённых в девятом и третьем отсеках. В случае полного обесточивания ПЛА они имели запас энергии, необходимый для трёх перекладок носовых горизонтальных и кормовых рулей. Водоотливные средства ПЛА обеспечивали удаление воды не только в надводном положении, но и на всех глубинах включая предельную, причём суммарная откачка на предельной глубине - более 90 кубических метров в час.
ПЛА проекта 949 «Гранит» по длине была разделена на две зоны спасения; с 1-го по 4-ый отсек и с 5-го по 9-ый отсек. В носовой зоне находилась всплывающая камера, вмещающая весь экипаж (в ограждении выдвижных устройств). Кормовая зона оборудовалась системой индивидуального спасения - путём выхода из аварийного люка в водолазном снаряжении. Люк располагается в девятом отсеке. Все зоны были разделены межотсечными переборками, основным назначением которых являлось обеспечение непотопляемости судна. Автономный буй комплекса В-600, поднимающийся с глубин до 1 тыс. метров, обеспечивал автоматическую передачу данных на расстояние до 3 тыс. километров в течение 5 суток об аварии на подводной лодке и её координатах в момент отделения от лодки буя. Спасательный люк девятого отсека давал возможность использовать спасательное снаряжение подводника. Люк оборудовался системой шлюзования с ручным или полуавтоматическим управлением, обеспечивающим выход подводников, а также шлюзование при выходе по буйрепу с глубин до 100 метров без затопления 9-го отсека. Размещение комингс-площадки над 9-м отсеком обеспечивало посадку глубоководного спасательного аппарата или спасательного колокола, который опускается по направляющему тросу.
По проекту 949 «Гранит» было построено только 2 корабля, последующие корабли строились по улучшенному проекту 949А. 8 кораблей продолжают находиться в строю ВМФ России, но половина из них находится в ремонтах или ожидании модернизации. Ресурс для модернизации, в т.ч. и основного ударного комплекса - есть. ВМФ России все-таки планирует довести модернизацию ПЛА проекта 949А до уровня применения современных РК «Оникс», «Калибр» и «Циркон» с существенным увеличением боезапаса. Правда, сроки постоянно смещаются вправо. Но будем надеяться, что этот процесс будет окончен и наш ВМФ получит универсальные корабли, которые при правильном использовании в составе разнородных соединений сил и средств смогут оставаться грозным оружием на защите интересов нашей Родины.
Тактико-технические характеристики ПЛА проекта 949 «Гранит»
Надводное водоизмещение - 12500 тонн;
Подводное водоизмещение - 22500 тонн;
Основные размерения:
- Наибольшая длина - 144 м;
- Наибольшая ширина - 18,2 м;
- Осадка по КВЛ - 9,2 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора ОК-650М-01, суммарной мощностью 380 мВт;
- 2 ППУ;
- 2 ГТЗА ОК-9
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 98000 л.с. (72000 кВт);
- 2 турбогенератора, мощность каждого 3200 кВт;
- 2 дизель-генератора ДГ-190, мощностью 800 кВт;
- 2 вала;
- 2 подруливающих устройства;
- 2 гребных винта;
Надводная скорость хода - 15 узлов;
Подводная скорость хода - 32 узла;
Рабочая глубина погружения - 420 м;
Предельная глубина погружения - 600 м;
Автономность - 120 суток;
Экипаж - 94 человек (в т.ч. 42 офицера);
Ударное ракетное вооружение:
- пусковые установки противокорабельные макетные комплексы морского базирования П-700 «Гранит» - 12x2;
- противокорабельные ракеты 3М45 - 24;
Зенитное вооружение: Пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса 9К310 «Игла-1» - 2 (16)
Торпедное вооружение:
650-миллиметровые торпедные аппараты - 2 носовых;
650-миллиметровые торпеды 65-76А - 8;
533-миллиметровые торпедные аппараты - 4 носовых;
533-миллиметровые торпеды УСЭТ-80 - 16;
Противолодочные управляемые ракеты 83-Р «Водопад»/84-Р «Ветер»; ракеты «Шквал» - вместо части торпед;
Минное вооружение: может нести мины вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система - «Омнибус-949»;
Радиолокационная система общего обнаружения - МРКП-58 «Радиан»;
Гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3»:
Навигационный комплекс: «Медведица-949»;