В рамках подпрограммы создания больших безэкипажных надводных боевых систем (Large Unmanned Surface Vehicle или LUSV) американские адмиралы намерены получить в свое распоряжение надводную безэкипажную многоцелевую платформу полным водоизмещением от одной до двух тысяч тонн и с наибольшей длиной корпуса порядка 200-300 футов (60,96-91,44 метра), что делает этот перспективный образец соразмерным боевому кораблю класса «корвет» по классификации ВМС США. При этом новая боевая единица флота должна отвечать ряду требований: низкие закупочная цена и стоимость эксплуатации, высокая автономность действий по части оперативного управления и дальности плавания, но самое главное - модульный принцип построения, который позволит осуществлять быстрое оснащение (переоснащение) корабля для решения различных задач в условиях конкретной тактической обстановки.
В последнем случае планируется применение целого ряда стандартных модулей: ударного оружия класса «корабль-корабль» и/или «корабль-берег» (здесь в основном подразумеваются соответствующие комплексы ракетного оружия), обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны, противоминный, транспортно-десантный или транспортно-грузовой и ряд других. Причем каждый такой корабль должен в базовом варианте оснащаться установками вертикального пуска (УВП) емкостью от 16 до 32 управляемых ракет разных классов и типов (конкретный класс заряжаемых в модули ракет будет определяться в зависимости от текущей назначенной боевой задачи). Особо следует отметить, что хотя разрабатываемые в рамках подпрограммы LUSV образцы военно-морской техники и определяются в официальных документах как «безэкипажные», но в действительности они, скорее, могут считаться опционально-управляемыми, поскольку на их борту будет предусмотрена возможность размещения немногочисленного экипажа. Конечно, при наличии такой необходимости.
По заявлению представителей ВМС США, безэкипажные надводные корабли типа LUSV рассматриваются в качестве ключевого элемента «Концепции распределенных морских операций» (Distributed Maritime Operations concept или DMO), в соответствии с которой они должны обладать возможностью к быстрой переброске в нужный район, где они будут взаимодействовать с укомплектованными экипажами одиночными боевыми кораблями либо группами или отрядами таких боевых кораблей. Таким образом, они, по мнению военно-морских специалистов, позволят обеспечить повышенную готовность к действиям, более высокую боеспособность и требуемый уровень боевого потенциала при меньших затратах на закупки и обслуживание, а также при меньшем риске для моряков. Особо отметим, что такие боевые платформы будут сочетать в себе надежные и проверенные технические решения коммерческого флота с полезной нагрузкой военного назначения, обеспечивая быстрое и бюджетное расширение возможностей надводных сил.
Перспективные безэкипажные корабли, по оценке ВМС США, будут способны нести многонедельное боевое дежурство в назначенных районах и совершать трансокеанские переходы, а также эффективно действовать в составе авианосных ударных групп (Carrier Strike Group - CSG), боеготовых амфибийно-десантных групп (Amphibious Ready Group - ARG) и отрядов боевых надводных кораблей (Surface Action Group - SAG), а также вместе с отдельными укомплектованными экипажами боевыми кораблями. Они также должны обладать способностью в полностью автономном режиме разрабатывать маршрут перехода, решать задачи кораблевождения (навигации) и совершать маневры в соответствии с Правилами предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). Кроме того, их отличительными особенностями станут высокоавтоматизированные главная энергетическая установка, электроэнергетическая и другие корабельные системы.
В рамках предпроектных изыскательских работ в целях проверки возможностей безэкипажных надводных платформ такого класса и наиболее точного определения их возможностей и возможного круга решаемых задач в интересах флота, а также с целью ускорения работ в этой сфере в 2018 году в Отделе стратегических возможностей Минобороны США (Strategic Capabilities Office или SCO) была запущена специальная программа - «Повелитель призрачного флота» (Ghost Fleet Overlord Programme).
В рамках этого проекта специалистами судостроительной компании «Austal USA» (г. Мобил, шт. Алабама, США) с использованием доступных на открытом рынке технологий была выполнена постройка семейства экспериментальных безэкипажных надводных платформ, а фактически - конвертация в таковые подходящих по типу и конструктивным особенностям коммерческих судов, в составе:
- OUSV-1 Ranger (в переводе с английского - «бродяга», «скиталец»),
- OUSV-2 Nomad (в переводе - «кочевник»),
- OUSV-3 Mariner (в переводе - «моряк», «мореплаватель»),
- OUSV-4 Vanguard (вероятно, в данном случае это название можно перевести как «лидер»).
Последний из них, OUSV-4 Vanguard, был спущен на воду 15 января 2024 года.
Следует отметить, что хотя все суда и заявлены как безэкипажные, но на них предусмотрена возможность размещения до шести человек, которые при необходимости могут взять на себя управление судном, в базовом варианте действующим в полностью автономном режиме. Кроме того, с целью проверки возможности размещения на перспективном корабле типа LUSV комплексов оружия на OUSV-3 Mariner были установлены опытный образец корабельной системы управления нового поколения и «виртуальный образец» многофункциональной системы оружия «Иджис». Реализация проекта осуществлялась Отделом стратегических возможностей МО США в тесном взаимодействии с Отделом безэкипажных морских систем ВМС (Unmanned Maritime Systems (PMS 406): первый отдел финансировал программу, а второй - занимался ее практической реализацией.
Работы выполнялись в два этапа:
- в рамках первого этапа два коммерческих быстроходных грузовых судна были переоборудованы в безэкипажные и подвергнуты необходимым испытаниям с целью проверки отдельных технических решений и всей концепции в целом. Этап, в ходе которого OUSV-1 Ranger и OUSV-2 Nomad, отработав более 600 часов в полностью автономном режиме (включая несколько дальних походов, проходивших в том числе в сложной навигационной обстановке), подтвердили правильность выбранных технических решений и успешно продемонстрировали способность действовать в соответствии с положениями МППСС-72, завершен в сентябре 2019 года;
- в рамках второго этапа американские военные провели дополнительные испытания OUSV-1 Ranger и OUSV-2 Nomad на предмет изучения их возможностей в части продолжительности автономного плавания и способности выполнять при этом различные операции в полностью автономном режиме работы, а также их способности взаимодействовать с другими силами и средствами в более комплексной и меняющейся обстановке на море. При этом проводились всесторонние испытания установленных на борту этих судов предоставленных Пентагоном автоматизированных систем (боевого) управления, связи и разведки (C4I), а также проверка надежности автоматизированных корпусных, механических и электрических систем.
Отдельного упоминания заслуживают организованные в рамках второго этапа дальние, трансокеанские походы опытных безэкипажных надводных судов из Атлантического на Тихий океан с форсированием Панамского канала (последнее выполнялось под управлением экипажей). OUSV-1 Ranger завершил такое плавание в октябре 2020 года, а OUSV-2 Nomad - в июне 2021 года, преодолев за время похода 4421 милю. На протяжении двух этапов указанные суда также принимали участие в многочисленных учениях - испытательных и обычных, в ходе которых отрабатывались различные тактические сценарии и изучалась возможность и эффективность их взаимодействия с боевыми кораблям и судами, укомплектованными экипажами. В январе 2022 года, по завершении второго этапа программы испытаний, Отдел стратегических возможностей Пентагона завершил исследовательский этап этого проекта и передал его и все имевшиеся суда в полное ведение командования ВМС США.
4 сентября 2020 года ВМС США выдали шести компаниям контракты общей стоимостью почти 42 млн. долл. на предварительное проектирование и постройку прототипов уже полноценного безэкипажного надводного корабля типа LUSV: компания Huntington Ingalls Inc. (г. Паскагула, шт. Миссисипи) получила контракт стоимостью 7 млн. долл., компания Lockheed Martin (г. Балтимор, шт. Мэриленд) -стоимостью 6 млн. 999 тыс. 978 долл., компания Bollinger Shipyards Lockport LLC (г. Локпорт, шт. Луизиана) - стоимостью 6 млн. 996 тыс. 832 долл., компания Marinette Marine Corp. (г. Мари-нетт, шт. Висконсин) - стоимостью 6 млн. 999 тыс. 783 долл., компания Gibbs & Cox Inc. (г. Арлингтон, шт. Вирджиния) - стоимостью 6 млн. 989 тыс. 499 долл., а компания Austal USA (г. Мобил, шт. Алабама) - контракт стоимостью 6 млн. 999 тыс. 20 долл.
По контрактам предусматривался опцион на инженерную поддержку с возможностью увеличения общей суммы до почти 59,5 млн. долл. Исполнение контрактов в базовом варианте было назначено к августу 2021 года, а с опционом - к маю 2022 года. Однако 29 июля 2022 года все указанные компании получили от ВМС дополнительные контракты на общую сумму около 62,13 млн. долл. (с опционом - около 82,7 млн. долл.) на продолжение работ по проектированию и постройке прототипов безэкипажных судов типа LUSV. Новый срок исполнения контрактов в базовом варианте - сентябрь 2024 года. Бюджетом Министерства ВМС США на данную подпрограмму предусмотрено выделение следующего объема средств: 2024-2025 фин. годы - приобретение одного серийного образца безэкипажного боевого надводного корабля за 315 млн. долл., 2026 фин. год - приобретение двух серийных образцов на общую сумму 522,5 млн. долл., 2027 фин. год - приобретение трех серийных образцов на общую сумму 722,7 млн. долл., 2028 фин. год - приобретение трех серийных образцов на общую сумму 737,2 млн. долл.