Дальнейшим развитием дизель-электрических подводных лодок семейства «Варшавянка» проектов 877/636/06363 стали дизель-электрические или как еще называют неатомные подводные лодки проекта 677 «Лада» («Амур» экспортный вариант), которые представляют собой многоцелевые субмарины нового поколения, предназначенные для решения широкого круга задач в ближней и дальней морской зонах. Далее мы рассмотрим данное семейство подводных лодок на примере двух экспортных вариантов - «Амур 950» и «Амур 1650». Дизель-электрические или как их еще принято называть, подчеркивая их способность к оснащению воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), неатомные подводные лодки серии «Амур» («Лада») представляют собой новое поколение российских подводных кораблей этого класса (если быть точным - это отечественные неатомные подводные лодки четвертого поколения).
Подводные лодки проекта 677 «Лада» могут эксплуатироваться во всех районах Мирового океана, при любых метеоусловиях, равно эффективно решать возложенные на них задачи как в мелководных, так и в глубоководных акваториях морей и океанов. Благодаря своему высокому боевому потенциалу, обеспеченному превосходными тактико-техническими элементами и заложенными в них уникальными конструкторскими решениями, подводные лодки проекта 677 «Лада» способны эффективно решать в океанской и/ или прибрежной зонах самый широкий круг задач, а именно: - осуществлять поиск, длительное слежение и уничтожение неприятельских боевых надводных кораблей, судов и подводных лодок различного класса; - наносить ракетные удары, в том числе залповые, по различным стационарным морским сооружениям и береговым, с заранее известными координатами, целям противника, в том числе находящимся на значительном удалении от побережья; - выполнять постановку мин и минных заграждений; - вести разведку и наблюдение; - обеспечивать действия подразделений сил специальных операций, включая выполнение транспортировки, выпуска и приема на борт легководолазов (боевых пловцов); - решать иные задачи по решению командования.
Подводные лодки проекта 677 «Лада» имеют сбалансированную систему вооружения, включая современный универсальный ракетный комплекс с крылатыми, противокорабельными и противолодочными ракетами, и чрезвычайно низкие показатели шумности, уровень которой в несколько раз ниже, чем у дизель-электрических подводных лодок семейства «Варшавянка» («Кило»), которые даже на сегодняшний день, спустя годы после их создания и принятия на вооружение, все равно считаются одними из самых малошумных в мире. Особо следует отметить тот факт, что с самого начала разработчик обеспечил данным подводным лодкам способность наносить залповые ракетные удары по боевым надводным кораблям и судам, а также - с применением крылатых ракет - по береговым, в том числе расположенным на значительном удалении от побережья, целям.
Принципиальной отличительной особенностью подводных лодок проекта 677 «Лада» стало то, что в их конструкции разработчиком изначально был заложен высокий модернизационный потенциал, который среди прочего позволяет в последующем при необходимости оснащать данные субмарины воздухонезависимой энергетической установкой с электрохимическими генераторами. Конструктивно такая энергоустановка с электрохимическими генераторами и всеми обслуживающими ее системами компонуется в отдельном отсеке-модуле, который технологически приспособлен к оперативному встраиванию в базовую подводную лодку рассматриваемого семейства.
Многолетний опыт эксплуатации в различных районах Мирового океана дизель-электрических подводных лодок третьего поколения проектов 641, 641Б и 877 отечественным Военно-морским флотом, а также военно-морскими силами ряда зарубежных стран - партнеров нашей страны по военно-техническому сотрудничеству позволил специалистам Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» сделать определенные выводы и наметить основные направления дальнейшего совершенствования подводных боевых кораблей данного класса. В результате в середине 1980-х гг. в «Рубине» приступили к работам по созданию дизель-электрической подводной лодки нового, четвертого поколения, которой был присвоен проектный номер 677 и шифр «Лада» (экспортное обозначение - «Амур 1650»).
При значительно меньшем, чем у проекта 877, водоизмещении новая субмарина должна была существенно превосходить свою предшественницу по совокупности боевых качеств. Это предполагалось достичь за счет разработки и внедрения нового вооружения, электроники, более перспективных материалов и многих других достижений научно-технического прогресса последних лет. При этом осуществлялся переход от традиционной для отечественного подводного кораблестроения двухкорпусной архитектуры к однокорпусной. Существенно изменилась и внутренняя архитектура корабля. Благодаря использованию наиболее передовых научно-технических решений и технологий ПЛ проекта 677 «Лада» должна превзойти «Варшавянку» по уровню акустической скрытности в несколько раз, сохранив за нашей страной статус обладательницы самой малошумной подводной лодки в мире».
Степень амбициозности той задачи, которую поставили перед собой конструкторы ЦКБ МТ «Рубин» можно оценить хотя бы по такому параметру. В рамках работы над новой неатомной подводной лодкой, было заказано и выполнено 178 различных опытно-конструкторских работ. В конечном итоге на свет должен был появиться корабль, который аккумулировал бы в себе новейшие достижения отечественной и мировой кораблестроительной науки и техники и в конечном итоге действительно позволил бы определить основные, магистральные направления дальнейшего развития отечественных боевых подводных кораблей данного класса на обозримую перспективу. Подводная лодка задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов.
В итоге окончательный вариант технического проекта дизель-электрической подводной лодки проекта 677 был утвержден только в 1997 г И только 26 декабря 1997 г на стапеле санкт-петербургского ФГУП «Адмиралтейские верфи» были заложены головные подводные лодки данного семейства, предназначенные для российского Военно-морского флота (дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Лада» - Б-585) и для поставки на экспорт (дизель-электрическая подводная лодка проекта 677Э «Амур» («Амур 1650»). В том же, 1997-м, году головной субмарине, предназначенной для ВМФ России, было присвоено имя «Санкт-Петербург», но спуск ее на воду состоялся только 28 октября 2004 г Что же касается экспортной субмарины «Амур 1650», то ее техническая готовность, по состоянию на 2005 г составляла уже 47%, однако в 2009 г. ввиду отсутствия на данную подводную лодку реальных зарубежных заказчиков ее строительство было заморожено, а еще через два года внимательные наблюдатели и фотолюбители заметили части корпуса данной субмарины на набережной «Адмиралтейских верфей», куда их, судя по всему, убрали из цеха для освобождения места на стапеле под новые, реальные и оплаченные заказы.
В интересах зарубежных заказчиков, как уже указывалось, на основе базового проекта большой дизель-электрической (неатомной) подводной лодки проекта 677 «Лада» был разработан ее экспортный вариант - большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 677Э «Амур». При этом в целях максимально возможного расширения круга потенциальных заказчиков, обладающих разными финансовыми возможностями и предъявляющими разные тактико-технические требования к подводным лодкам, были разработаны две модификации «Амура», отличающиеся друг от друга по главным размерениям и водоизмещению и получившие обозначение «Амур 950» и «Амур 1650».
Дизель-электрическая подводная лодка типа «Амур 1650» является базовой в рассматриваемом нами семействе экспортоориентированных субмарин, она - однокорпусная, одновальная и оснащена двумя резервными движителями. Благодаря реализованным в данной подводной лодке уникальным конструктивным решениям, обеспечившим ей высокие тактико-технические элементы, и установленным на ней современным комплексам торпедно-ракетного и радиоэлектронного вооружения она способна максимально полно и эффективно решать весь круг задач, которые сегодня могут быть поставлены перед современной неатомной подводной лодкой.
Дизель-электрическая подводная лодка типа «Амур 1650» обладает следующими важными преимуществами перед стоящими сегодня на вооружении военных флотов разных стран мира подводными лодками аналогичного класса: - способность наносить залповые - до шести ракет в одной залпе - ракетные удары из всех торпедных аппаратов по морским и стационарным наземным целям с использованием современных высокоэффективных крылатых ракет; - наличие на корабле современного, в значительной мере уникального гидроакустического комплекса с высокоэффективной шумопеленгаторной антенной, который обеспечивает подводной лодке существенно более увеличенную по сравнению с другими существующими гидроакустическими средствами дистанцию обнаружения различных морских целей, как надводных, так и подводных, в том числе особо малошумных целей; - более низкий уровень собственных шумов, что обеспечивает данной подводной лодке весьма высокий уровень скрытности действий и существенным образом повышает ее боевой потенциал в целом.
Дополнительно следует отметить тот факт, что подводная лодка «Амур 1650» отличается от своих предшественников - подводных боевых кораблей семейства «Варшавянка» (проекты 877 и 636 различных модификаций) - существенно меньшим подводным и надводным водоизмещением, а также, как указывается в материалах разработчика, «в несколько раз» меньшим уровнем акустического поля (при том, что субмарины семейства «Варшавянка» на сегодняшний день считаются самыми малошумными в мире).
Подводная лодка «Амур 1650» оснащен современным комплексом торпедно-ракетного вооружения, который включает шесть установленных в носовой части субмарины торпедных аппаратов калибра 533 мм с общим боезапасом в 18 торпед и ракет (либо морских мин взамен них), а также устройство быстрой перезарядки торпедных аппаратов, которое обеспечивает интервал между залпами не более нескольких минут. При этом установленная на подводной лодке система управления стрельбой из торпедных аппаратов позволяет выстреливать боезапас одиночно и залпом до шести единиц (из всех торпедных аппаратов), а готовность к залпу двумя торпедами из дежурных торпедных аппаратов субмарины измеряется секундами. Традиционное для российских подводных лодок механическое устройство заряжания позволяет быстро автоматически произвести перезарядку торпедных аппаратов и осуществить второй и последующий залпы. Весь цикл подготовки комплекса к использованию оружия и стрельба автоматизированы и осуществляются с пульта оператора из главного командного пункта подводной лодки.
В состав средств поражения данной дизель-электрической подводной лодки могут включаться универсальные, противокорабельные и противолодочные торпеды, морские мины различных типов, а также - самое главное -современные крылатые, противокорабельные и противолодочные ракеты, включая сверхзвуковые, из состава ракетных комплексов «Клаб-С» (Club-S; экспортный вариант российского ракетного комплекса «Калибр-НК»), «Яхонт» (экспортный вариант российского ракетного комплекса «Оникс») или «Брамос» (российско-индийский ракетный комплекс, разработанный на базе комплекса «Яхонт»).
Ракетный комплекс «Клаб-С», который еще иногда называют за его уникальность интегрированной ракетной системой, представляет собой многоцелевой по решаемым задачам комплекс ракетного вооружения, в состав которого входит весьма широкий набор боевых средств, а именно: - крылатая ракета типа 3М-14Э; - противокорабельная крылатая ракета 3М-54Э, состоящая из стартового ускорителя, низколетящей дозвуковой маршевой ступени и отделяемой сверхзвуковой боевой ступени; - противокорабельная крылатая ракета 3М-54Э1, состоящая из стартового ускорителя и низколетящей дозвуковой маршевой ступени; - противолодочная баллистическая ракета 91РЭ, управляемая на всем участке траектории полета, боевая ступень которой представляет собой высокоскоростную управляемую торпеду с гидроакустической головкой самонаведения.
Применение всех этих ракет возможно как из торпедных аппаратов, так и из установок вертикального пуска, которые также могут устанавливаться на неатомных подводных лодках семейства «Амур» (об этом более подробно будет рассказано далее). Наличие такого комплекса вооружения на борту рассматриваемых подводных лодок существенным образом повышает их боевой потенциал, сравниться с которым не может ни одна дизель-электрическая подводная лодка данного класса в мире. Подводная лодка типа «Амур 1650» оснащена различным радиоэлектронным вооружением нового поколения, при разработке которого российскими специалистами были использованы все лучшие достижения мировой радиоэлектроники последних лет.
В частности, в носовой оконечности подводной лодки типа «Амур 1650» размещается высокочувствительная шумопеленгаторная антенна, площадь которой в несколько раз превосходит площадь гидроакустических антенн любых других дизель-электрических подводных лодок данного класса. При этом в носовой оконечности подводной лодки размещены еще и две бортовые гидроакустические антенны большой площади. Размеры указанных антенн увеличены в максимально возможной степени, благодаря чему они занимают большую часть поверхности носовой оконечности субмарины. В результате на сегодня гидроакустическими антеннами настолько большой площади не располагает ни одна из неатомных подводных лодок данного класса ни в России, ни в любой другой стране мира. Дополнением к указанным гидроакустическим антеннам является выпускная буксируемая гидроакустическая антенна большой протяженности, точка выхода которой располагается в верхнем вертикальном стабилизаторе кормового оперения субмарины.
В сочетании с низким уровнем собственных шумов подводной лодки наличие такого уникального гидроакустического комплекса обеспечивает подводной лодке типа «Амур 1650» гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки боевых надводных кораблей или подводных лодок противника с большой дистанции, либо же дает возможность экипажу подводной лодки выполнять своевременное и безопасное уклонение от подводных лодок и противолодочных кораблей противника. Установленная на субмарине система автоматизированного управления кораблем, его боевыми и техническими средствами построена на современной элементной и программной базе и обеспечивает эффективное централизованное управление подводной лодкой и ее комплексом вооружения с операторских пультов в главном командном пункте субмарины. А система обмена данными с максимальной быстротой, в реальном масштабе времени производит автоматическую обработку и анализ информации от различных датчиков и в обобщенном виде представляет ее на жидкокристаллические широкоформатные дисплеи операторских пультов (в качестве резервного вариант предусмотрено управление оборудованием с местных постов в отсеках).
Дизель-электрическая подводная лодка «Амур 1650» оснащается современным инерциальным навигационным комплексом последнего поколения, который обеспечивает безопасность кораблевождения и определение параметров движения подводной лодки с необходимой для эффективного использования ракетного оружия точностью. Установленный на подводной лодке данного типа перископный комплекс включает в свой состав командирский перископ с оптическим и телевизионным каналами, а также оптронную мачту с камерой, работающей в инфракрасном диапазоне волн, и антенной приема сигналов комической радионавигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС. Особо следует отметить, что в состав размещенного на «Амуре 1650» комплекса средств радиосвязи входит буксируемая радиоантенна, которая позволяет подводной лодке скрытно, на глубине до 1000 м, осуществлять прием командных и информационных сообщений, не демаскируя себя.
В стандартном варианте подводная лодка «Амур 1650» оснащается типовой дизель-электрической главной энергетической установкой, в которой реализован принцип полного электродвижения и которая включает в свой состав: - дизель-генераторную установку - размещается в четвертом отсеке подводной лодки и включает в свой состав два дизель-генератора с выпрямителями; - две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой - располагаются в первом и третьем отсеках субмарины и имеют энергоемкость в длительном режиме разряда 10580 кВт-час, срок их службы составляет не менее пяти лет; - всережимный гребной электродвигатель с постоянными магнитами типа СЭД-1 мощностью 4100 кВт с номинальной частотой вращения 200 оборотов в минуту - выполняет функцию главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода.
В отечественных источниках особо отмечается, что выбранная мощность установленных на подводных лодках данного семейства дизель-генераторов позволяет в процессе их эксплуатации осуществлять не только «обычную» зарядку аккумуляторной батареи, но также и специально разработанный российскими специалистами режим ускоренной зарядки, который позволяет существенно сократить время нахождения подводной лодки в перископном положении (под РДП). Кроме того, отсутствие щеточного токосъемного устройства повышает безопасность эксплуатации генераторов. В качестве движителя на подводной лодке типа «Амур 1650» применяется малошумный гребной винт фиксированного шага большого диаметра.
Особо следует отметить, что разработчиком предусмотрена возможность оснащения данной субмарины воздухонезависимой энергетической установкой с электрохимическими генераторами, что позволит значительно увеличить подводную автономность и дальность плавания, повысив тем самым скрытность и в конечном итоге боевую эффективность субмарины. Энергоустановка такого типа с запасами реагентов будет размещаться в специальном отсеке-модуле, который может быть встроен в рассматриваемую нами подводную лодку как в процессе ее постройки, так и в ходе проведения ремонта или модернизации данной субмарины. Дизель-электрическая подводная лодка типа «Амур 1650» может с высокой боевой эффективностью эксплуатироваться без ограничений по метеоусловиям в любых, в том числе с мелководными или глубоководными акваториями, районах Мирового океана, исключая районы со сплошным ледовым покрытием. При этом благодаря тому, что оборудование корабля имеет высокие ресурсные показатели, разработчику удалось обеспечить новой подводной лодке общий срок службы не менее 25 лет и срок службы до заводского ремонта, равный 10 годам.
Дизель-электрическая подводная лодка типа «Амур 950» является однокорпусной, одновальной подводной лодкой. Проект данной субмарины разработан на основе технических решений и оборудования, использованных в проекте дизель-электрической подводной лодки типа «Амур 1650», а главным достоинством субмарин типа «Амур 950» является относительно небольшое водоизмещение при высокой ударной мощи. Последнее достигается за счет размещения ракетного оружия в установках вертикального пуска типа ЗС14Э (также известны под обозначением «универсальный корабельный стрельбовой комплекс» - УКСК), благодаря чему ракеты готовы к быстрому, в том числе залповому - до 10 ракет в залпе - боевому применению. Основной вариант ракетного вооружения - крылатые ракеты ракетного комплекса «Клаб-С» (Club-S; экспортный вариант теперь уже всемирно известного комплекса «Калибр-ПЛ», принятого на вооружение ВМФ России).
Применение крылатых ракет возможно по морским или наземным целям, причем пуск всех 10 ракет может быть выполнен в течение не более 2 минут, что существенно повышает скрытность действий подводной лодки. Кроме того, благодаря универсальному характеру УКСК на подводной лодке возможно размещение сверхзвуковых крылатых ракет комплекса «Яхонт» (экспортный вариант комплекса «Оникс») или «Брамос» (совместная российско-индийская разработка). Последнее должно было, судя по всему, обеспечить успешное продвижение «Амура 950» на индийский рынок вооружений, однако этого на данный момент по ряду причин пока так и не произошло.
Установленный на подводной лодке комплекс ракетно-торпедного вооружения также включает четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 мм с боезапасом 6 торпед и/ или ракет (либо морских мин взамен них), а также устройство быстрой перезарядки торпедных аппаратов. Готовность торпедных аппаратов к стрельбе измеряется секундами, а интервал между залпами не превышает всего лишь нескольких минут. В качестве средства самообороны подводной лодки используются малогабаритные приборы гидроакустического противодействия, которые размещаются в пусковых установках в надстройке субмарины.
Следует отметить здесь, что первоначально размещение на подводной лодке типа «Амур 950» установок вертикального пуска для ракетного оружия не предусматривалось, а применение ракет и торпед должно было осуществляться только с использованием носовых торпедных аппаратов. При этом общий боезапас торпед и/или ракет (либо морских мин взамен них) составлял только 12 единиц. Однако впоследствии благодаря дальнейшей миниатюризации соответствующих систем и совершенствованию комплексов ракетного оружия, способных к базированию на подводных лодках, а также вследствие изменившейся конъюнктуры на мировом рынке военно-морских вооружений и техники специалистами ЦКБ МТ «Рубин» проект дизель-электрической подводной лодки типа «Амур 950» был доработан в указанном направлении.
Подводная лодка типа «Амур 950» так же как и более крупная субмарина типа «Амур 1650» оснащена радиоэлектронным вооружением нового поколения, при разработке которого российскими специалистами были использованы все лучшие достижения мировой радиоэлектроники последних лет. В носовой оконечности данной подводной лодки размещена высокочувствительная шумопеленгаторная антенна, площадь которой в несколько раз превосходит площадь гидроакустических антенн любых других дизель-электрических подводных лодок данного класса. Состав и особенности построения, а также возможности гидроакустического комплекса в целом аналогичны тому, что применен на более крупной подводной лодке типа «Амур 1650». В сочетании с низкой собственной шумностью все это обеспечивает подводной лодке типа «Амур 950» возможность гарантированного упреждающего обнаружения надводных боевых кораблей и подводных лодок противника и последующей их атаки с большой дистанции, а также обеспечивает своевременное уклонение от противолодочных кораблей противника.
Установленная на субмарине система автоматизированного управления кораблем, его боевыми и техническими средствами построена на современной элементной и программной базе и обеспечивает эффективное централизованное управление подводной лодкой и ее комплексом вооружения с операторских пультов в главном командном пункте субмарины. А система обмена данными с максимальной быстротой, в реальном масштабе времени производит автоматическую обработку и анализ информации от различных датчиков и в обобщенном виде представляет ее на жидкокристаллические широкоформатные дисплеи операторских пультов (в качестве резервного вариант предусмотрено управление оборудованием с местных постов в отсеках). Все это позволяет экипажу дизель-электрической подводной лодки типа «Амур 950» успешно и с высокой эффективностью решать все тактические задачи, стоящие сегодня перед неатомными подводными лодками.
В свою очередь, размещенный на подводной лодке типа «Амур 950» современный инерциальный навигационный комплекс обеспечивает безопасность кораблевождения и определение параметров движения подводной лодки с необходимой для использования ракетного оружия точностью. Оптронная мачта снабжена телевизионной камерой, а также камерой, работающей в инфракрасном диапазоне, и антенной приема сигналов космической радионавигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС. А в состав комплекса средств радиосвязи рассматриваемой подводной лодки среди прочего включена буксируемая радиоантенна, позволяющая экипажу субмарины скрытно, на глубине до 100 м, принимать командные и информационные сообщения.
В стандартном варианте подводная лодка «Амур 950» оснащается типовой дизель-электрической главной энергетической установкой, по своему составу и предназначению аналогичной установке, примененной на подводной лодке типа «Амур 1650», однако разработчиком предусмотрена возможность оснащения данной субмарины воздухонезависимой энергетической установкой с электрохимическими генераторами, что позволит значительно увеличить подводную автономность и дальность плавания, повысив тем самым скрытность и в конечном итоге боевую эффективность субмарины. Энергоустановка такого типа с запасами реагентов будет размещаться в специальном отсеке-модуле, который может быть встроен в рассматриваемую нами подводную лодку как при постройке, так и в ходе проведения ее ремонта или модернизации.
Все члены экипажа подводной лодки типа «Амур 950» размещаются в каютах, на борту субмарины имеются хорошо оборудованный камбуз и кают-компания. Эффективные системы вентиляции и кондиционирования воздуха рассчитаны на эксплуатацию подводных лодок типа «Амур 950» в тропических районах Мирового океана и обеспечивают во всех режимах плавания возможность поддерживать в жилых и служебных помещениях комфортный микроклимат. Дизель-электрическая подводная лодка типа «Амур 950» может эксплуатироваться без ограничений по метеоусловиям в любых -мелководных или глубоководных акваториях - районах Мирового океана, кроме районов со сплошным ледовым покрытием. При этом благодаря тому, что оборудование корабля имеет высокие ресурсные показатели, разработчику удалось обеспечить новой подводной лодке общий срок службы не менее 25 лет и срок службы до заводского ремонта, равный 10 годам. В результате за счет относительно небольшого водоизмещения подводная лодка «Амур 950» будет иметь преимущество перед неатомными подводными лодками аналогичного класса других типов по критерию «эффективность-стоимость».
Согласно информации разработчика, отличительными особенностями неатомной подводной лодки проекта 677 по сравнению с боевыми подводными кораблями предыдущего поколения стали следующие:
- меньшее по сравнению с дизель-электрическими подводными лодками семейства «Варшавянка» (проект 877 и его модификации) подводное и надводное водоизмещение;
- возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям;
- повышенные по сравнению с дизель-электрическими подводными лодками проекта 877 возможности радиоэлектронного вооружения;
- наличие комплексной автоматизированной системы управления кораблем, его боевыми, техническими средствами и оружием;
- наличие нового современного гидроакустического комплекса с квазиконформной шумопеленгаторной антенной большой площади, способной обнаружить особо малошумные цели на больших расстояниях;
- наличие непроникающих в прочный корпус выдвижных устройств (кроме командирского перископа), а также применение - впервые на современных отечественных неатомных подводных лодках - рубочных горизонтальных рулей (среди прочего это позволило снизить помехи работе носовой антенны гидроакустического комплекса подводной лодки);
- наличие противогидро-локационного покрытия корпуса нового поколения, что вкупе с применением различных средств акустической защиты позволило существенно снизить уровень шумности новой подводной лодки по сравнению с субмаринами семейства «Варшавянка» последних модификаций (в ряде источников указывается, что в итоге шумность удалось снизить даже не на проценты, а в несколько раз, хотя разработчик какие-либо данные в этом случае официально не приводит).
В части, касающейся экспортных модификаций новой российской неатомной субмарины, «Амур 950» и «Амур 1650», следует также отметить и такую важную особенность как возможность интеграции по желанию заказчика на борт корабля в процессе доработки проекта или же в ходе постройки (модернизации) подводной лодки того или иного оборудования или различных систем вооружения нероссийского производства. В этом случае может быть использовано либо оборудование или вооружение, предоставленное со стороны страны-заказчика, либо же оборудование и вооружение разработки и производства третьих стран, компании которых будут привлекаться в этом случае в качестве субподрядчиков. По оценкам военно-морских экспертов, это в конечном итоге позволяет российским корабелам и специалистам в области военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами более полно удовлетворять тактико-техническим требованиям заказчиков из разных стран и регионов мира, которые зачастую имеют свою особую специфику, которую невозможно было учесть в процессе создания базовой модели подводной лодки.
Технические характеристики проекта 677 «Лада»
Экипаж 35 человек
Водоизмещение надводное 1765 т
Водоизмещение подводное 2650 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 66,8 м
Ширина корпуса наиб. 7,1 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,6 м
Скорость (надводная) 10 узлов
Скорость (подводная) 21 узел
Рабочая глубина погружения 250 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 45 суток
Силовая установка ГЭУ с полным электродвижением:
• ДГ с дизелями Д49 «Коломенский завод»
• ВНЭУ на ТЭ (в перспективе)
Минно-торпедное вооружение 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, 18 торпед УСЭТ-80К, мины.
Ракетное вооружение - РК «Калибр» (пуск из торпедных аппаратов, со 2 серийной подлодки 677М)
ПВО - ПЗРК «Игла», «Верба» 8 ЗУР в ТПК