Утром 25 апреля 2023 г. в Анкаре впервые поднялся в воздух опытный образец турецкого сверхзвукового учебно-тренировочного и легкого боевого самолета TAI Hurjet. Первый полет, в котором новую машину сопровождал двухместный истребитель F-16D, с борта которого велась видеосъемка, продолжался 26 минут - он проходил на высотах до 4300 м со скоростью до 460 км/ч. Пилотировал машину летчик-испытатель Эркан Челик, задняя кабина в первом вылете оставалась пустой. Самолет Hurjet разрабатывался компанией TAI с августа 2017 г., и уже следующим летом, в июле 2018-го, на авиасалоне в Фарнборо был продемонстрирован его полноразмерный макет. Тогда же Агентство оборонной промышленности Турции заключило с TAI контракт на полномасштабные работы по проектированию и постройке опытных образцов машины.
Этап критической оценки проекта (CDR) программа прошла в марте 2021-го, в том же году началось изготовление деталей и агрегатов для первого прототипа. К сборке первого опытного образца TAI Hurjet на предприятии TAI в Анкаре приступили в июне 2022 г., а 30 января 2023-го на нем был произведен первый запуск двигателя. В середине марта машину вывели на аэродром, выполнив первые рулежки и пробежки, и 25 апреля в 7.35 утра он ушел в первый испытательный полет. Согласно официальным данным TAI, «Hurjet» имеет длину 13,6 м, размах крыла 9,5 м при площади около 25 м2 и высоту 5,1 м. Максимальная скорость его полета, по расчетам, должна соответствовать числу М=1,4 (т.е. почти 1500 км/ч), практический потолок будет достигать 13,7 км, скороподъемность - 200 м/с, максимальная эксплуатационная перегрузка - 8 (перегрузка установившегося виража на высоте около 5 км при скорости до М=0,9 -5,5), а перегоночная дальность полета превысит 2200 км. В качестве силовой установки используется один ТРДДФ американского производства F404-GE-102 форсажной тягой около 8000 кгс.
TAI Hurjet в учебно-тренировочном варианте должны заменить в ВВС Турции устаревшие американские самолеты T-38 Talon. В конце 1970-х гг: в США были приобретены 73 самолета T-38A, построенные фирмой Northrop еще в 1962-1964 п: (их поставки в Турцию начались в 1979 г.). По данным Flight Global, к началу этого года в состав турецких ВВС входило 68 таких машин, но, по всей видимости, число самолетов, находящихся в летном состоянии, меньше. Большинство приобретенных T-38A в первой половине прошлого десятилетия были модернизированы TAI при участии других турецких предприятий - поставщиков оборудования в вариант T-38M, получив новую вычислительную систему, многофункциональные индикаторы на приборной доске («стеклянная кабина»), современные средства навигации и связи. О сдаче заказчику первого модернизированного T-38M в компании TAI объявили в апреле 2012 г., всего же в соответствии с заключенным в 2007 г: контрактом планировалось доработать подобным образом 55 самолетов, которые благодаря этому смогли оставаться на вооружении по меньшей мере до 2020 г:, после чего их предполагалось заменить на новые учебно-тренировочные машины. Ими и станут «Хюрджеты».
Кроме того, самолетами TAI Hurjet планируется переоснастить пилотажную группу «Турецкие звезды» (Turkish Stars или Turk Yildizlari), выступающую с 1993 г. на истребителях NF-5A/B. Американский истребитель F-5A Freedom Fighter (в двухместном учебно-боевом варианте - F-5B) был создан фирмой Northrop в 1959 г. на базе сверхзвукового учебно-тренировочного самолета T-38 Talon (фактически оба проектировались параллельно и имели практически унифицированную конструкцию, но ВВС США первоначально отдавали приоритет именно учебно-тренировочной машине). Истребители F-5 поставлялись в Турцию из США (а затем и со вторичного рынка из других государств) с 1965 г. и уже довольно давно сняты с вооружения строевых эскадрилий ВВС страны, но на них по-прежнему еще летают «Турецкие звезды». В составе группы - собранные в 1969-1972 гг. в Канаде машины, приобретенные в 1989 г. в числе 45 одноместных NF-5A (в т.ч. 16 нелетных, «на запчасти») и 16 двухместных NF-5B в Нидерландах.
Пилотажная группа ВВС Турции была сформирована в ноябре 1992 г., свое нынешнее название получила в январе 1993-го. Первоначально в ее состав вошли прошедшие к июлю 1994 г. необходимые доработки и окраску девять NF-5A и один NF-5B. В 1998 г.был подписан контракт с израильской стороной на модернизацию более полусотни турецких F-5, включая 18 бывших нидерландских NF-5A и 11 «спарок» NF-5B, получивших названия NF-5A-2000 и NF-5B-2000. По данным scramble.nl, в пилотажной группе «Турецкие звезды» продолжают числиться 11 одноместных NF-5A-2000 и семь двухместных NF-5B-2000, еще три ее NF-5A-2000 были потеряны в двух катастрофах (в марте 2012 г. и в апреле 2021-го) и одной аварии (6 декабря 2022 г.). В едином строю летают до восьми самолетов. С учетом их преклонного возраста и из патриотических соображений в середине нынешнего десятилетия «Турецкие звезды» должны «пересесть» на новые самолеты национальной разработки.
На будущее, ориентировочно к 2027 г., на основе базового учебно-тренировочного варианта предусматривается создание вооруженной модификации - легкого боевого самолета TAI Hurjet-С, который сможет нести на шести точках подвески под крылом и одной под фюзеляжем различное вооружение турецкого производства общей массой до 2700 кг, в т.ч. управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также разнообразные корректируемые бомбы. Говорилось также о возможности разработки в дальнейшем палубной версии самолета, способной базироваться на универсальных десантных кораблях типа «Анадолу», первый из которых недавно вошел в состав ВМС Турции. По информации турецких СМИ, в испытаниях предполагается задействовать два летных образца самолета TAI Hurjet, а также статический и ресурсный экземпляры. По словам главы TAI Темела Котиля, серийные поставки TAI Hurjet планируется начать к концу 2025 г., и компания уже располагает стартовым заказом на 16 таких машин для вооруженных сил Турции. Предполагается продвигать машину и на мировом рынке.
Технические характеристики TAI Hurjet
Экипаж: 2
Длина: 13 м
Размах крыльев: 9,8 м
Высота: 4,2 м
Площадь крыла: 24 м2
Силовая установка: 1 х турбовентилятор F404-GE-102 с форсажем, тяга 79 кН
Максимальная скорость: 1,4 Маха
Дальность: 2222 км
Эксплуатационный потолок: 13 716 м
пределы g: +8/-3 g
Скороподъемность: 200 м/с