http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Mbombe-01.jpg

В сентябре 2010 года на международной выставке AAD, которая проводится в ЮАР раз в два года, был представлен натурный образец новой бронированной миннозащищенной машины Mbombe, разработанной инженерами южноафриканской компанией Paramount Group. Презентация новой машины сопровождалось множеством эпитетов, типа «Качественный скачок в технологии», «Mbombe - революция в конструкции бронированного автомобиля» и т.д. Впрочем, наверное, и правильно, излишняя скромность вряд ли повысит спрос на производимую продукцию, а конкуренты не будут расписывать достоинства чужой продукции, скорее наоборот. С другой стороны, знать сильные и слабые стороны техники, производимой конкурентами или просто другими компаниями, никогда лишними не будут. Тем более, что четыре года спустя после дебюта машины в Кейптауне, натурный образец Mbombe демонстрировался на выставке KADEX-2014 в столице Казахстана в г. Астане, как один из претендентов на занятие места в боевом строю Вооруженных сил Казахстана.

Прежде всего, следует отметить, почему разработчики представляют машину Mbombe, как революционную в плеяде конструкций минно-защищенных бронированных машин. Ответ на этот вопрос прост - это первая машина такого класса, в конструкции которой используется плоское днище корпуса, а не V-образное. По различным данным, противоминная стойкость бронемашины Mbombe составляет от 10 до 14 кг ТНТ при подрыве под днищем или колесом и 50 кг ТНТ при подрыве в стороне от машины, правда, не уточняется на каком расстоянии. Такие высокие характеристики достигаются, как раз за счет применения новой революционной технологии, которая обеспечивает превосходную защиту от мин, не прибегая к традиционной V-образной форме днища. В чем суть новой технологии, естественно, не разглашается. «Возвращение» к плоскому днищу позволяет снизить силуэт машины до 2,4 м по крыше корпуса, ее заметность на поле боя и повышается поперечная устойчивость. Бронированная машина Mbombe позиционируется разработчиками как многофункциональная, но, в первую очередь, как боевая машина, с превосходной защищенностью, подвижностью и огневой мощью. В общем плане, машина предназначена для транспортировки личного состава или грузов с заданным уровнем защиты.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Mbombe-02.jpg

Колесная бронированная миннозащищенная машина Mbombe имеет колесную формулу 6х6 и, по заявлениям разработчиков, является гибким инструментом использования как в обычной боевой обстановке, так и в условиях ведения асимметричных войн, для борьбы с терроризмом и выполнения миротворческих миссий. Машина может быть выполнена в конфигурации бронетранспортера, высокоэффективной боевой машины пехоты с комплексом вооружения смонтированном в дистанционно управляемом боевом модуле оснащенным крупнокалиберным пулеметом или малокалиберной автоматической пушкой. Бронированный корпус машины разделен на три или четыре отделения (в зависимости от типа используемого комплекса вооружения). В носовой части оборудовано моторно-трансмиссионное отделение, в котором размещена силовая установка.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Mbombe-03.jpg

Отделение управления расположено сразу за моторно-трансмиссионным и отделено от него перегородкой. В просторном отделении управления размещаются механик-водитель и командир машины. Наблюдение за местностью и дорогой они могут осуществлять через сплошное лобовое бронированное стекло, обеспечивающее защиту по III уровню по STANAG. Кроме того в отделении управления имеются два боковых бронестекла в левом и правом борту. Лобовое и боковые стекла отделения управления прикрыты противокумулятивными решетками, установленными на расстоянии 200-300 мм от стекол. При установке одноместной обитаемой башни в центральной части бронированной машины Mbombe образуется боевое отделение, в котором размещается наводчик. При установке дистанционно-управляемого боевого модуля, место оператора модуля располагается в передней части десантного отделения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Mbombe-04.jpg

Десантное отделение занимает пространство корпуса машины от боевого отделения до кормы. В нем могут размещаться 8 полностью экипированных пехотинцев или до 5,5 т груза. Для посадки и высадки экипажа и десанта имеется кормовая откидная дверь, которая при открывании превращается в трап со ступеньками. Кроме того, десант может для высадки в аварийных ситуациях использовать четыре люка в крыше десантного отделения. Других люков или дверей для посадки экипажа (механика-водителя и командира) конструкцией машины не предусмотрено. Для наблюдения за полем боя и местностью из десантного отделения оборудовано по 4 смотровых окна с каждого борта и два окна на корме справа и слева от кормовой двери. Все окна выполнены из бронестекла а с наружи они еще и прикрыты противокумулятивными решетчатыми экранами.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Mbombe-06.jpg

Для повышения комфортности условий работы экипажа и десанта и для снижения его утомляемости, особенно в условиях высоких температур окружающего воздуха, в базовой комплектации машины установлена система кондиционирования воздуха с климат контролем. В системе используется кондиционер мощностью 15 кВт. Широкое использование в конструкции машины узлов и агрегатов коммерческих автомобилей позволяет значительно снизить итоговую стоимость бронированного автомобиля Mbombe. В качестве дополнительных опций на бронированную машину Mbombe могут быть дополнительно установлены: централизованная система подкачки шин, колеса с боестойкими вставками типа RunFlat, система ABS, топливный бак увеличенного объема (повышение запаса хода до 1100 км), комплекты дополнительной пассивной и/или активной защиты, автоматизированная система боевого управления

Защищенность экипажа и десанта, а также основной части важных систем и агрегатов машины Mbombe обеспечиваются сварным бронированным корпусом с разнесенным бронированием. По утверждениям разработчиков в базовом варианте корпус машины обеспечивает защиту по III уровню по стандарту STANAG. При использовании дополнительного комплекта пассивной защиты можно повысить этот показатель до IV уровня, т.е. обеспечивается защита от попадания пуль Б-32 калибра 14,5х114 мм, выпущенных из пулемета КПВТ с дальности 200 м. Кроме того в характеристиках защитных свойств бронемашины Mbombe указывается, что обеспечивается защита от мин, самодельных взрывных устройств мощностью до 14 кг ТНТ, придорожных фугасов мощностью до 50 кг ТНТ и попаданий реактивных противотанковых гранат, выпущенных из РПГ. Если с утверждениями по минной защищенности с определенными оговорками, но можно согласиться, то с заявлениями разработчиков об обеспечении защиты от попадания гранат РПГ, не верится совсем.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Mbombe-05.jpg

На эту тему автору однажды уже приходилось беседовать с конструктором южноафриканской машины Marauder. Он также утверждал, что машина Marauder выдерживает попадания реактивных кумулятивных гранат, выпущенных из РПГ-7 и это было подтверждено испытаниями. В ходе дальнейшей беседы выяснилось, что для испытаний машины было использовано 20 выстрелов к РПГ-7 неизвестных производителей. В общем все, что удалось найти в Южной Африке. При их отстреле, как выяснилось, три гранаты пробили защиту машины, а 17 - нет. Позднее в беседе выяснилось, что 17 гранат, которые не пробили защиту машины, просто не сработали, т.е. ударились в броню как болванки в инертном снаряжении. Но «замечательный» для таких случаев натовский стандарт STANAG 4569 гласит: «тест считается пройденным при отсутствии пробития в 50% случаев + 1». Таким образом, в случае с Marauder было засчитано прохождение теста по обеспечению защиты от попадания реактивных противотанковых гранат РПГ-7, видимо так произошло и с Mbombe. При этом такой уровень защиты обеспечивается в стандартной комплектации машины. Для повышения живучести на поле боя, машина Mbombe оборудована автоматической системой обнаружения лазерного излучения и постановки дымовых (аэрозольных) завес.

Высокую подвижность 24-тонной бронированной машине Mbombe обеспечивает мощный 450-сильный дизельный двигатель в сочетании с автоматической трансмиссией и колесной формулой 6х6 с независимой подвеской. Подвеска машины выполнена на поперечных рычагах, торсионная с телескопическими гидроамортизаторами. Передние и последние пары колес выполнены управляемыми, что обеспечивает почти 8-метровой машине относительно небольшие радиусы поворота. Машина способна развивать на шоссе максимальную скорость до 100 км/ч (в зависимости от типа используемых шин) и имеет запас хода по топливу до 700 км. Тормоза колес дисковые с пневматическим приводом. В базовом варианте машины установка системы ABS не предусмотрена.

Бронемашина Mbombe, по российским меркам, имеет несколько небольшую глубину преодолеваемого брода без подготовки - всего 90 сантиметров. По сообщениям разработчиков, она может эксплуатироваться при температурах окружающего воздуха до +55°С, однако при этом нижний температурный предел не указывается. По желанию заказчика на машину Mbombe могут быть установлены шины с боестойкими вкладками типа RunFlat.

Бронированная машина Mbombe, как и все другие машины производства компании Paramount Group, может быть оснащена комплексом вооружения. Разработчики Mbombe предлагают заказчикам выбор широкой гаммы вариантов вооружения машины - от 7,62 мм пулемета на простой штыревой установке вплоть до комплекса вооружения с 30-мм автоматической пушкой стабилизированной в двух плоскостях и прицельно наблюдательным комплексом, обеспечивающим боевую работу в любых погодных и ночных условиях. Также может быть установлен на машину и ПТРК. В зависимости от требований заказчика, могут изменяться конструкция башни, в зависимости от конфигурации комплекса вооружения, могут устанавливаться ручные механические или электромеханические приводы наведения, либо устанавливаться дистанционно-управляемый боевой модуль.

Бронетранспортер
В варианте бронетранспортера бронированная машина Mbombe сохраняет все свои защитные свойства. Как правило БТР не оснащается каким-либо Mbombe комплексом вооружения, а для самозащиты используется ручной пулемет перевозимого в машине пехотного отделения. В этом варианте Mbombe имеет максимальную полезную нагрузку, что позволяет использовать на машине дополнительную защиту для использования ее в операциях по поддержанию мира и по принуждению к миру в условиях угроз применения противником различных самодельных взрывных устройств (СВУ).

Машина огневой поддержки пехоты Mbombe IFSV:
В варианте Mbombe IFSV (Infantry Fire Support Vehicle) машина оснащается комплексом вооружения с 30-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, устанавливаемом в одноместной обитаемой башне или в вынесенном дистанционно управляемом боевом модуле. По желанию заказчика вместо 7,62-мм спаренного пулемета может устанавливаться пулемет калибра 12,7 мм. В состав комплекса вооружения машины огневой поддержки пехоты также входят прицельно-наблюдательный комплекс в составе низкоуровневой телекамеры, оптических приборов наблюдения и прицеливания, лазерного дальномера. Высокая точность стрельбы и вероятность попадания в цель с первого выстрела (очереди) повышены за счет применения в комплексе вооружения автоматизированной системы управления огнем (СУО). Экипаж IFSV Mbombe состоит из командира машины, наводчика и механика-водителя. В десантном отделении размещаются 8 полностью экипированных пехотинцев.

Командно-штабная машина Mbombe
Командно-штабная машина (КШМ) Mbombe оснащена комплексом средств управления войсками соответствующего звена управления (рота или батальон или им соответствующего), который включает средства связи и другое электронное оборудование для непосредственного управления подчиненными и приданными подразделениями. Кроме того на машину устанавливаются вспомогательная силовая установка, телескопическое антенно-мачтовое устройство и другое оборудование. В КШМ оборудованы рабочие места командира соответствующего звена и офицеров его штаба, оснащенные коммуникационными интерфейсами. Управление подразделениями может осуществляться в полной мере при работе КШМ на месте или в движении. Командно-штабная машина Mbombe по своим защитным свойствам и показателям подвижности аналогична базовому образцу. По внешним признакам КШМ практически не отличается от других машин семейства Mbombe, что повышает ее безопасность и живучесть в боевой обстановке. Как правило на КШМ Mbombe для самозащиты устанавливается дистанционно-управляемый боевой модуль с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом в качестве основного оружия.

120-мм самоходный миномет Mbombe
120-мм самоходный миномет Mbombe предназначен для непосредственной огневой поддержки пехотных подразделений с закрытых огневых позиций. Он представляет собой базовое шасси бронированной машины Mbombe, на которое установлены 120-мм дульнозарядный миномет и боеукладки с боекомплектом к нему. Управление огнем и взаимодействие расчетов самоходных минометов Mbombe организуется в рамках концепции «выстрелил - ушел». 120-мм самоходный миномет Mbombe имеет такой же уровень защиты и подвижности, как и другие образцы машин семейства. В войсках самоходные минометы в рамках обеспечения жизненного цикла сопровождаются совместно предприятиями-изготовителями шасси и оружия.

Противотанковая машина огневой поддержки Mbombe AAFSV
Противотанковая машина огневой поддержки Mbombe AAFSV (Anti Armour Fire Support Vehicle) предназначена для повышения возможностей пехотных подразделений в борьбе с танками и другими бронированными средствами противника. Она оснащена дистанционно-управляемым боевым модулем с 4 пусковыми установками ПТУР противотанкового ракетного комплекса и 12,7-мм пулеметом. Прицельно-наблюдательный комплекс боевого модуля обеспечивает возможность стрельбы ПТУР днем или ночью на дальность до 5000 м.

Машина Mbombe AAFSV имеет такой же уровень защиты и подвижности, как и другие образцы семейства Mbombe, что позволяет им действовать в едином боевом порядке с общевойсковыми подразделениями, при необходимость в качестве противотанкового резерва быстро выдвинуться на прикрытие флангов или на другие угрожающие направления. AAFSV также может успешно бороться с другими защищенными целями, такими как долговременные огневые сооружения, бункеры, а также с низколетящими вертолетами противника. Хороший обзор из машины, обеспеченный наличием больших бронестекол, дает хорошие возможности по обнаружению и идентификации целей противника, а низкий профиль корпуса машины повышает ее живучесть на поле боя.

На выставке KADEX-2014 машина Mbombe была представлена в варианте машины огневой поддержки пехоты. Как выяснилось, Mbombe со следующего года такие машины будут собираться на совместном казахско-южноафриканском предприятии, которое организуется в столице Казахстана. Таким образом, инженеры из ЮАР лишний раз показали свой профессионализм и дали повод обратить внимание на высокую конкурентоспособность создаваемой ими продукции.

Основные технические характеристики бронемашины Mbombe
Экипаж + десант, чел. 2+1+8
Колесная формула 6х6
Масса в снаряженном состоянии, кг 16000
Полная боевая масса, кг 24000
Максимальная грузоподъемность, кг 5500
Колесная база, мм 2550+2300
Клиренс, мм 430
Радиус поворота, м - менее 20
Двигатель:
- тип турбодизель
- развиваемая мощность, кВт (л.с.) 336 (450)
- максимальный крутящий момент, Нм 1600
Уровень защиты по STANAG 4569:
- баллистическая III
- противоминная IVa и IVb
Размерность шин 395/85 R20 XZL
Напряжение бортовой сети, В 24