http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/btr-krimsk.jpg

В рамках выполнения НИР, шифр «Крымск», специалистами «Военно-промышленной компании» была разработана и испытана колесная машина с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией на базе БТР-90 «Росток». Работа проводилась в интересах Министерства обороны. Задачей проекта было создание перспективной боевой бронированной машины с колесной ходовой частью, гибридной силовой установкой и электрической трансмиссией. 18 июля 2013 г. года компания-разработчик объявила о завершении проектирования. Завершение проектных работ позволило приступить к строительству и последующим испытаниям опытного образца. Вероятно, при строительстве машины типа «Крымск» использовался один из имевшихся в наличии прототипов БТР-90.

Результаты исследовательских испытаний впечатляют специалистов. При мощности двигателя почти в 1,5 раза меньшей, чем у прототипа (БТР-90) экспериментальный образец гибридного бронетранспортера «Крымск» показал значительно лучшие результаты. На взлетной полосе Кубинского аэродрома, 22 тонный макетный образец разогнался до скорости 80 км час за 33 секунды. Максимальная скорость, составила 97 км час!

Далее, экспериментальный образец БТР «Крымск» согласно требованиям технического задания преодолел ров шириной 2 метра, 50 сантиметровую вертикальную стенку и подъем с уклоном 30 градусов. Экспериментальный образец БТР «Крымск» с прицепленным на буксире БТР-80 преодолел подъём с уклоном 15 градусов, а затем буксировал его со скоростью 48 км час по грунтовой дороге. Запас хода по топливу при движении со скоростью 40 км/час (скорость движения смешанных колонн) составил 940 км, что почти в полтора больше, чем у прототипа при равном объеме топливных баков. При проведении исследовательских испытаний «Крымск» разворачивался на сухом бетоне, вокруг своей оси! Радиус разворота восьмиметрового бронетранспортера составил 3,8 метра. Такой маневр не может повторить ни одна колесная бронемашина в мире!

В рамках НИР «Крым» был сохранен имевшийся броневой корпус, заимствованный у базового бронетранспортера. Корпус представляет собой сварную конструкцию из броневых листов различной формы и толщины, обеспечивающих защиту от стрелкового оружия, осколков и т.п. угроз. Предусматривается клиновидная лобовая часть, состоящие из нескольких листов борта с выступающей средней частью, и вертикальный кормовой лист. В базовой конфигурации бронетранспортер «Крымск» имел классическую для подобной техники отечественной разработки компоновку. В передней части машины помещалось отделение управления, позади него – боевое и десантное отделение, а корма отдавалась под двигатель и часть агрегатов трансмиссии. Имелась четырехосная полноприводная колесная ходовая часть. В составе независимой подвески использовались торсионы с телескопическими гидроамортизаторами. Сохранялось традиционное для отечественных бронетранспортеров расположение колес с увеличенным промежутком между второй и третьей осями, в котором были помещены проемы для дверей десантного отделения. Первые две оси выполнили управляемыми. Для перемещения по воде БТР-90 получил два водометных движителя в кормовой части корпуса.

Экспериментальный образец БТР «Крымск» выполнен по схеме «последовательный гибрид». Электротрансмиссия построена по схеме «мотор-полуось». Специалисты намеренно отказались от схемы «мотор-колесо» в силу высокой уязвимости такой конструкции в боевых условиях, при которой поражение одного из таких колес или мощного кабеля подвода электроэнергии к нему, могут привести к обездвиживанию все машины. Бронетранспортер «Крымск» с гибридной энергоустановкой может двигаться бесшумно на молекулярных накопителях при неработающем двигателе внутреннего сгорания. Пока на ограниченное расстояние, но при применении новых типов накопителей энергии (например, литий-ионных железо фосфатных аккумуляторных батарей, производство которых уже локализовано в России) это расстояние можно увеличить в десятки раз. Это свойство очень важно для скрытных передвижений во время специальных операций. Применение электрической трансмиссии расширяет область компоновочных решений, позволяет увеличить объем боевого отделения, а следовательно, количество перевозимых солдат и боезапаса.

Во-первых, на борту имеется 300 кВт электроэнергии. Для сравнения, на современных танках при наличии мощных потребителей, каких как стабилизатор оружия, система управления огнем, комплекс управляемого ракетного вооружения и т.д. имеется только 36 кВт электроэнергии, это при наличии вспомогательного силового агрегата. По-хорошему, для нормальной работы всех систем, устанавливаемых на современном танке, уже требуется не менее 50 кВт электроэнергии. В БТР «Крымск», как уже говорилось имеется 300 кВт Это говорит о том, что в недалекой перспективе на боевую машину с такой силовой установкой можно будет устанавливать оружие, которое работает на новых физических принципах, например, лазерное или электромагнитное. Во-вторых, военные эксперты считают, что в ближайшем будущем, обитаемую бронетехнику, заменят «безэкипажные» аппараты.

Двигательная установка: гибридная, включает в себя дизель, генератор и электромоторы. Двигатель внутреннего сгорания - дизель ЯМЗ-650.10 производства ОАО «ЯМЗ» с мощностью ограниченной до 360 л.с. Генератор вентильный индукторный тяговый и блок накопителей энергии - модули электрохимических конденсаторов производства ОАО «Элтон». Благодаря тому, что он генератор является управляемым электромагнитным, т.е. с обмоткой возбуждения, облегчается согласование с ДВС, что позволяет выбирать оптимальный режим работы ДВС. Это в свою очередь значительно повышает ресурс работы двигателя внутреннего сгорания. Кроме того генератор имеет встроенный датчик положения ротора, т. е. это обратимая электрическая машина, позволяющая реализовать функции пуска ДВС в качестве стартерного электродвигателя, и как следствие, режимы «старт - стоп» и «моторный тормоз».

Электротрансмиссия состоит из:
- распределенной микропроцессорной системы управления, разработки и производства ООО НПФ «Вектор»;
- силовых преобразователей электрической энергии, разработки и производства ООО НПП «Цикл+»;
- 8 х тяговых электродвигателей.

Распределенная микропроцессорная система управления реализует законы управления тяговыми электродвигателями – в данном случае векторное (прямое управление моментом) и позволяет программно реализовать все системы активной безопасности – АБС, ПБС, курсовой устойчивости (перераспределение момента по отдельным колесам в зависимости от условий движения), «круиз-контроль» (важен при движении в колоннах) и т.п.; Тяговые электродвигатели вентильные индукторные с обмоткой возбуждения и встроенным планетарным редуктором, спроектированы научной группой ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)». В совокупности с системой управления и силовыми преобразователями они способны реализовать характеристики, аналогичные характеристикам коллекторного двигателя последовательного возбуждения, который до последнего времени считался наиболее подходящим для применения в тяговом электроприводе.

Принцип работы гибридной энергоустановки и электротрансмиссии коротко можно описать следующим образом. Двигатель внутреннего сгорания приводит во вращение ротор генератора, который вырабатывает переменный ток. Затем переменный ток преобразуется в постоянный. К звену постоянного тока подключены силовые преобразователи, которые по заданным законам управления преобразуют электрическую энергию и подают ее на тяговые электродвигатели, приводящие во вращение колеса. Параллельно электрическая энергия поступает в накопитель. В переходных режимах, например при разгоне, накопитель «помогает» дизель-генераторной установке, т.е. дает дополнительную энергию. Во время торможения машины, энергия торможения рекуперируется в электрическую энергию и «закачивается» обратно в молекулярный накопитель.
Ёмкость накопителей - 300 кВт

БТР «Крымск» - это практически готовая дистанционно управляемая платформа. Аппаратные возможности электронных систем экспериментального макетного образца уже в настоящее время позволяют реализовать дистанционное управление им, а при незначительных доработках и разработке соответствующих алгоритмов управления и программ создать роботизированную платформу. Рациональное использование полученного эффекта в разработке и производстве колесных бронированных машин обеспечит в перспективе получение совершенно новых качеств техники. И это уже не далекая, а ближайшая перспектива. Остается надеяться, что полученные «Военно-промышленной компанией» в ходе проведения исследовательских испытаний по НИР «Крымск» хорошие результаты в полной мере будут использоваться заказчиками при создании перспективных и модернизации существующих образцов бронетанковой техники и вооружения.

Технические характеристики БТР «Крымск»
Длина - 8200 мм
Ширина - 3100 мм
Масса - 22 т
Скорость максимальная:
- 75 км/ч (грунтовая дорога)
- 97 км/ч (шоссе / ВПП аэродрома)
Скорость буксировки БТР-80:
- 48 км/ч
- более 0 км/ч (в гору с уклоном 15 град)
Запас хода (по топливу) - 940 км (при средней скорости 40 км/ч)
Время разгона до 80 км/ч - 33 сек (по ВПП аэродрома)
Радиус разворота - 3.8 м
Преодолеваемые препятствия:
- ров - 2 м шириной
- стенка - 50 см
- подъем - 30 град