122-мм реактивная система залпового огня, разработанная специалистами Государственного предприятия «Шепетовский ремонтный завод», получила обозначение БМ-21УМ «Берест» и, как утверждается в официальных украинских материалах, способна поражать различные наземные цели на дальности до 20,4 км. На странице официального сайта Государственного концерна «Укроборонпром», посвященного новому образцу артиллерийского вооружения, особо отмечается, что конструкторские работы по проектированию новой боевой машины БМ-21УМ осуществлялись специалистами предприятия-разработчика «в тесной кооперации с артиллерийскими подразделениями и военнослужащими боевых машин реактивной артиллерии и принимая во внимание их советы и боевой опыт в целях создания новой машины».
БМ-21УМ «Берест» предназначен для замены БМ-21 «Град», стоящей на вооружении Вооруженных сил Украины, - отмечается в информационном сообщении Государственного концерна «Укроборонпром» от 9 октября 2018 года. - Использование современных цифровых технологий и новое шасси отечественного производства предоставляют «Бересту» ключевые боевые и эксплуатационные преимущества, которые значительно расширяют боевые возможности РСЗО». Следует отметить, что, в отличие от модернизированной РСЗО типа БМ-21У «Верба», данная система артиллерийского вооружения не является, как принято говорить, чистым наследником советской реактивной системы залпового огня типа «Град», а представляет собой настолько глубокую модернизацию последнего, что пусть и с определенными допущениями, но вполне может считаться новым образцом вооружения данного класса. В то же время, безусловно, идеология построения и всей системы артиллерийского вооружения в целом, и входящей в ее состав боевой машины - пусковой установки реактивных снарядов в частности, по большому счету, осталась прежней. Ведь, как мы понимаем, вряд ли можно изобрести что-то лучше, чем система «Град».
Если же рассматривать новую украинскую реактивную систему залпового огня с конструктивной точки зрения, сравнивая ее с базовыми машинами семейства «Град», то разница с последними будет весьма ощутимой. Дело в том, что в новой системе артиллерийского вооружения под замену попали не только шасси и системы управления огнем, навигации и связи базовой боевой машины, но еще и собственно сама ее артиллерийская часть: боевая машина РСЗО типа БМ-21УМ «Берест» оснащена не 40-зарядным, а 50-зарядным пакетом для стрельбы реактивными снарядами. «Особенность новой РСЗО - увеличение мощности залпа до 50 реактивных снарядов вместо 40 в «Граде», - отмечается в этой связи в информационном сообщении, размещенном на официальном сайте Госконцерна «Укроборонпром». - Это позволяет гарантированно уничтожать противника и оперативно распределять огонь между различными целями».
Что же касается шасси новой реактивной системы залпового огня, то в этом качестве специалисты «Шепетовского ремонтного завода» решили использовать автомобильное колесное шасси повышенной проходимости КрАЗ-5401НЕ с колесной формулой 4х4 и компоновкой «кабина над двигателем». При этом сама кабина является бескапотной, двухрядной четырехдверной и рассчитана на размещение в достаточно комфортных условиях четырех-пяти военнослужащих боевого расчета боевой машины РСЗО, а вместе с ними и всей необходимой аппаратуры новой системы вооружения. Данное шасси разработано и выпускается компанией «АвтоКрАЗ», оно имеет следующие основные технические характеристики: колесная формула - 4х4; максимальная масса шасси - 17,2 тонны; грузоподъемность - 9 тонн; тип применяемого двигателя - дизельный двигатель с турбонаддувом; мощность двигателя - 300-400 л.с.; коробка передач - механическая, 8-9 ступенчатая; полный боевой расчет - 5 человек; количество топливных баков - 2; емкость каждого топливного бака -165 литров; тип применяемой шины - широкопрофильная с централизованной системой подкачки марки 445/65R22,5.
По обнародованной разработчиком и производителем информации, боевая машина БМ-21УМ системы оружия «Берест» способна передвигаться по дорогам с различным покрытием, вплоть до полного бездорожья, со скоростью до 95 км/ч. При этом без дозаправки, на топливе в двух своих баках, боевая машина способна преодолеть расстояние до 600 км. Согласно проекту РСЗО типа БМ-21УМ «Берест», на базовом автомобильном шасси КрАЗ-5401НЕ монтируется платформа с новыми артиллерийской частью и специальным оборудованием: непосредственно за кабиной боевой машины размещаются различные ящики для имущества и инструмента, запасное колесо и разное оборудование, тогда как в задней части грузовой платформы, практически у самого ее среза, установлена артиллерийская часть - пусковая установка с блоком направляющих на 50 реактивных снарядов (направляющие располагаются в пять вертикальных рядов по 10 направляющих в каждом из них). При этом для обеспечения стабилизации и горизонтирования боевой машины новой РСЗО на огневой позиции предусмотрены два гидравлических домкрата, размещенных в нижней части грузовой платформы - непосредственно перед задней осью.
Артиллерийская часть - пусковая установка боевой машины - в целом сохранила идеологию построения, применявшуюся на ее предшественниках: поворотное устройство, на котором закреплена качающаяся часть с закрепленным на ней пакетом направляющих, рассчитанным на 50 реактивных снарядов калибра 122 мм. Примечательно, что наряду с тем, что на новой машине сохранены кронштейн для установки прицела и маховики для ручного наведения, одновременно были добавлены электрические приводы для обеспечения дистанционного управления операциями боевой машины. Добавим, что в целях повышения эффективности управления боевой машиной на ней была установлена система визуального контроля с камерой заднего вида, изображение с которой выводится на отдельный дисплей, установленный в кабине боевой машины.
Согласно информации, представленной в материалах Государственного предприятия «Шепетовский ремонтный завод» и Государственного концерна «Укроборонпром», основными отличительными особенностями новой реактивной системы залпового огня БМ-21УМ «Берест» являются:
- практически все системы, оборудование, аппаратура и комплектующие БМ-21УМ «Берест» - за исключением бортовой электронной вычислительной машины (бортового компьютера) и комплекса средств связи - разработаны предприятиями национального военно-промышленного комплекса и серийно выпускаются на территории Украины. По оценкам украинских экспертов, это позволило не только избавиться от зависимости от импортных комплектующих, но еще и снизить стоимость всей системы оружия в целом. В свою очередь, бортовой компьютер и комплекс средств связи, судя по всему либо полностью, либо частично производятся в европейских странах (возможно, что такое решение продиктовано требованиями по унификации систем ВСУ с ВС НАТО);
- оснащение боевой машины мощной бортовой электронной вычислительной машиной (бортовым компьютером, который, как уже указывалось выше, возможно, поставляется из одной из европейских стран), а также новейшим комплексом навигации и топопривязки, основу которого составляет система СН-4512 (подробно о ней рассказано в материале далее), и цифровым комплексом связи и обмена данными;
- размещенное на боевой машине БМ-21УМ новой РСЗО специальное оборудование и аппаратура позволяют личному составу боевого расчета при помощи установленного в кабине специального пульта управления стрельбой осуществлять в автономном режиме подготовку к открытию огня и выполнять затем ведение одиночной или залповой стрельбы реактивными снарядами без необходимости покидать для этого кабину машины (в дополнение к основному пульту управления стрельбой, который жестко закреплен в кабине, в распоряжении боевого расчета имеется и выносной пульт). При этом полный боекомплект может быть выпущен одним залпом всего за 25 секунд;
- возросший на 25%, а именно на 10 реактивных снарядов (с 40 на «Градах» и «Вербе» до 50 на «Бересте»), готовый к стрельбе боекомплект боевой машины РСЗО.
Следует отметить, что в значительной мере повышение боевых возможностей новой украинской реактивной системы залпового огня обеспечено за счет, во-первых, максимальной автоматизации процессов управления боевой машиной системы артиллерийского вооружения БМ-21УМ «Берест» в целях ее применения по предназначению, а, во-вторых, за счет широкого использования в новой РСЗО цифровых технологий. Последние, в частности, позволяют боевому расчету, как утверждается в зарубежных источниках, получать в реальном масштабе времени точные координаты по целям противника, поступающие с борта беспилотников-разведчиков, радиолокационных станций контрбатарейной борьбы и других систем разведки и целеуказания разного типа базирования. Впрочем, если оценивать тот состав бортовой аппаратуры и ее возможности, которые заявлены разработчиками в открытых источниках, в таких высоких возможностях системы управления РСЗО типа БМ-21УМ «Берест» есть резонный повод усомниться.
Как утверждается, разработчику удалось в конечном итоге обеспечить автоматизацию таких процессов как: топогеодезическая привязка боевой машины; автоматизированное наведение пусковой установки (блока направляющих боевой машины) на назначенную цель (цели); выполнение стрельбы в различных режимах с одновременным отслеживанием расхода боеприпасов; удаленный контроль за боевой стрельбой; автоматическое возвращение пусковой установки (блока направляющих) в исходное положение; расширенные возможности по обмену информацией, отображению карты местности с нанесенными на нее целями и их координатами. Также следует отметить, что установленная на боевую машину реактивной системы залпового огня типа БМ-21УМ «Берест» навигационная система СН-4215 разработана специалистами Государственного предприятия «Оризон-Навигация», которое образовано в 1995 году на базе подразделений Смелянского радиоприборного завода «Оризон» и в настоящее время организационно входит в Государственный концерн «Укроборонпром». Фактически СН-4215 создана на базе системы аналогичного назначения СН-3210, но отличается от нее более высокими характеристиками. Главная задача этой системы - обеспечение точных координат боевой машины при подготовке данных для выполнения боевой стрельбы по назначенной цели (целям).
В состав СН-4215 входят дисплей отображения информации со встроенным приемником сигналов спутниковой навигации типа GNSS (такой приемник разработан с использованием программно-определяемого радио), внешняя антенна со встроенным GNSS-приемником спутниковых сигналов, набор соединительных кабелей и крепежа, а также комплект рабочей документации и кейсы для транспортировки оборудования. Система обеспечивает выдачу координат боевой машины-носителя с точностью 10 метров по координатам, 15 метров - по высоте, 0,1 м/с - по скорости и 0,2 градуса - по азимуту. Дисплей у системы - жидкокристаллический, в защищенном исполнении, имеет массу 2,5 кг, диагональ 200 мм (рабочее поле - 170,0 х 110,0 мм) и разрешение 600х800 пикселей. Объем внутренней памяти - 16 Гб, диапазон температур окружающего воздуха для нормальной работы - от -30 до +50 градусов С, время непрерывной работы от одной зарядки батареи - не менее 3 часов (при 50-процентной яркости). В свою очередь приемный модуль станции имеет размеры 120,0х74,0х86,6 мм и массу не более 0,3 кг.
Впервые боевая машина реактивной системы залпового огня типа БМ-21УМ «Берест» разработки ГП «Шепетовский ремонтный завод» была продемонстрирована широкому кругу специалистов в экспозиции предприятия-разработчика в рамках работы киевской выставки вооружений и военной техники «Зброя та безпека» («Оружие и безопасность»), которая проходила в период с 9 по 12 октября 2018 года. Машина вызвала достаточно высокий интерес со стороны военных экспертов и журналистов. «В целом, БМ-21УМ «Берест», по сравнению с «Градом», имеет большую мощность залпа, точность ведения огня, интеграцию в цифровые системы управления и наведения артиллерии, большую мобильность и требует меньше времени для открытия огня», - делают вывод специалисты Государственного концерна «Укроборонпром», оценивая тактико-технические характеристики и боевые возможности новой системы артиллерийского вооружения после ее дебюта на выставке в Киеве в октябре 2018 года.
Согласно информации, приведенной на официальном сайте Государственного концерна «Укроборонпром», к настоящему времени РСЗО типа БМ-21УМ «Берест» успешно прошла заводские испытания. «Предприятие готово принять заказы от Министерства обороны Украины и зарубежных партнеров», - отмечается на странице сайта украинского государственного оружейного концерна, посвященной рассматриваемой нами системе артиллерийского вооружения. Впрочем, на момент сдачи материала в печать о получении предприятием-разработчиком каких-либо контрактов на поставку новой реактивной системы залпового огня ничего известно не было.
Технические характеристики
Колёсная формула 4х2
Шасси КрАЗ-5401
Масса в боевом положении 17 200 кг
Длина в походном положении 8 000 мм
Ширина в походном положении 2 500 мм
Высота в походном положении 3 130 мм
Клиренс 270-290 мм
Калибр 122 мм
Количество направляющих 50
Тип двигателя ЯМЗ-530
Мощность двигателя 300 л. с.
Максимальная скорость по шоссе 90 км/ч
Запас хода по шоссе 600 км