Создание большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 877 «Палтус» (по классификации НАТО - Kilo), отличающейся мирового уровня тактико-техническими элементами и развитыми комплексами ударного оружия и радиотехнического вооружения, стало серьезным шагом вперед в области развития отечественного подводного кораблестроения и позволило существенно нарастить боевой потенциал неатомной составляющей подводных сил нашего Военно-Морского Флота. Однако время и технический прогресс не стоят на месте. Дальнейшим развитием дизель-электрических подводных лодок типа «Палтус», строившихся в значительном количестве как для отечественного Военно-Морского Флота, так и по экспортным заказам для военно-морских сил ряда стран мира, стала большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636, созданная на той же платформе и получившая на Западе согласно классификации НАТО обозначение «Improved Kilo».
Первоначально большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» представляла собой вторую, модернизированную серию экспортоориентированных подводных лодок данного семейства. Первая серия «экспортных» субмарин этого семейства - это дизель-электрические подводные лодки проекта 877ЭКМ. Однако в последующем эти подлодки нашли место и в строю отечественного Военно-Морского Флота - они регулярно пополняют его боевой состав с 2014 года. Субмарины семейства 636 «Варшавянка» предназначены для уничтожения подводных лодок, боевых надводных кораблей и различных судов противника, следующих одиночно или в составе ордера; поражения разнообразных морских надводных и подводных платформ и объектов, включая безэкипажные, и различных наземных целей, а также ведения разных видов разведки и обеспечения действий подразделений сил специальных операций, включая их транспортировку, высадку и оказание необходимой поддержки.
Сохранив в себе все достоинства своей предшественницы, дизель-электрических подводных лодок семейства 877, новые «стальные акулы» выгодно отличаются от них по целому ряду важных показателей и характеристик:
- во-первых, на данные подводные лодки установлены новые дизель-генераторы повышенной мощности;
- во-вторых, усовершенствованные подводные лодки данного типа обладают более высокой скоростью полного подводного хода;
- в-третьих, по сравнению с ДЭПЛ проекта 877ЭКМ, разработчику удалось обеспечить существенно более высокую - возросшую с 6000 до 7500 миль - дальность плавания подводной лодки в режиме с использованием устройства для работы дизеля под водой (РДП);
- в-четвертых, за счет установки нового оборудования и улучшения средств (систем) его амортизации российским специалистам удалось обеспечить существенно более низкий уровень собственных шумов модернизированной подводной лодки.
Следует при этом особо подчеркнуть также тот факт, что снижение уровня подводного шума модернизированной подводной лодки по сравнению с субмаринами проекта 877ЭКМ позволило обеспечить возможность гарантированного упреждающего обнаружения кораблей или подводных лодок противника (включая даже самые современные и малошумные), что обеспечивает экипажу субмарины возможность с большей дистанции обнаружить и атаковать противника с использованием различных типов корабельного оружия - ракет и торпед различных типов. Кроме того, это позволяет -при необходимости - своевременно выполнить маневр на уклонение с целью не попасть под удар противолодочных сил и средств противника, включая его самые современные «охотники-убийцы - многоцелевые атомные и неатомные субмарины.
Важным достоинством новой подлодки является фактическое отсутствие ограничений на ее эксплуатацию по физико-географическим условиям: российская «стальная акула» способна с равно высокой эффективностью действовать при любых метеоусловиях во всех районах Мирового океана - арктических и тропических водах, мелководных и глубоководных районах, прибрежной и дальней морской зонах и пр.
В процессе проектирования подводной лодки проекта 636 отечественными специалистами были разработаны и созданы 36 образцов различного оборудования, включая модернизированный гидроакустический комплекс, а также модернизированные главный электродвигатель, дизель-генератор и двигатель экономического хода, отличительными особенностями которых стали большая мощность и новая более эффективная система амортизации, обеспечивавшая снижение вибрации и, соответственно, позволявшая достаточно существенно снизить уровень собственных шумов подлодки. В результате модернизированные субмарины могли развивать уже скорость подводного хода до 20 узлов, имея меньшую шумность и, соответственно, более высокую скрытность действий. Подлодки также получили и другие образцы новейшего оборудования, такие как различные преобразователи, вентиляторы и др.
Большое внимание конструкторов при проектировании новой подводной лодки было обращено на создание особых условий для командира и службы управления субмариной, для чего все средства управления вооружением и кораблевождением было решено сосредоточить в главном командном пункте (ГКП), изолированном от других служебных помещений подводной лодки и не имеющим сквозных проходов вдоль корабля и по вертикали. Возможность получения необходимого объема информации, удобство компоновки постов и рубок, комплексов, систем и средств управления кораблем в сочетании с комфортным размещением личного состава обеспечивают эффективность функционирования системы «экипаж-корабль» в условиях длительного пребывания человека под водой.
Вооружение новой подводной лодки осталось при этом в целом прежним - шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов (общий боезапас торпед - 18 единиц: шесть - в торпедных аппаратах, а 12 - на стеллажах в торпедном отсеке), два из которых на всех глубинах погружения - от перископной до рабочей - позволяли выполнять стрельбу телеуправляемыми торпедами новейшей конструкции, отличающихся особо высоким коэффициентом поражения. При этом в целях сокращения времени перезарядки торпедных аппаратов на модернизированной субмарине было смонтировано устройство быстрого заряжания, которое позволяет в несколько раз сократить время зарядки и перезарядки торпедных аппаратов и, соответственно, значительно увеличить скорострельность, упреждая, таким образом, вероятного противника в дуэльной ситуации.
Следует также отметить, что установленная на борту большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636 многоцелевая боевая информационно-управляющая система (БИУС), имеющая в своем составе быстродействующий компьютер, по данным, изложенным в материалах разработчика субмарины - санкт-петербургского ЦКБ МТ «Рубин», позволила обеспечить выполнение с высокой эффективностью следующих операций:
- обработка информации об окружающей обстановке, поступающей от средств наблюдения подводной лодки, и отображение ее на экране;
- определение элементов движения цели или целей и решение задачи стрельбы по подводным или надводным целям противника;
- выдача данных для выхода в атаку;
- автоматизированное управление стрельбой;
- выработка рекомендаций командиру подводной лодки для выполнения маневрирования и боевого использования оружия, а также решения навигационных задач, документирования информации, тренировки личного состава и пр.;
- обеспечение совместно с комплексом телеуправления внесения поправок в связи с маневрами цели с целью точного наведения торпед по проводам на атакуемую цель.
В целом архитектурно-конструктивная схема усовершенствованной подводной лодки проекта 636, компоновка ее механизмов и оборудования, а также компоновка установленного на субмарине комплекса ударного и радиоэлектронного вооружения остались прежними (за исключением замены ряда образцов вооружения на новые или модернизированные варианты). В то же время в результате размещения на модернизированной субмарине главной энергоустановки нового состава и реализации ряда других нововведений водоизмещение корабля несколько возросла, а наибольшая длина подводной лодки увеличилась на 1,2 метра (длина одной шпации).
Особо следует отметить тот факт, что в отношении подводных лодок проекта 636 разработчикам, как и в случае с субмаринами семейства 877, удалось с самого начала заложить в проект значительный модернизационный запас, который впоследствии дал конструкторам и заказчику возможность в процессе плановых ремонтов или в рамках программы модернизации реализовать в отношении этих кораблей ряд мероприятий в целях повышения их тактико-технических характеристик и оснащения их модернизированными или принципиально новыми комплексами оружия или оборудования различного назначения. Причем еще на начальном этапе проектирования выполненная по предварительным расчетам разработчика модель новой подводной лодки прошла всесторонние испытания на стендах и в опытовом бассейне Российского Центрального научно-исследовательского института имени академика. А.Н. Крылова. В период 1997-1998 годов две подводные лодки данной модификации заказали и получили Военно-морские силы Китая, причем одна из них достраивалась по данному проекту из корабля, заложенного изначально по проекту 877.
Дальнейшим направлением модернизации большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636 стало оснащение ее новыми системами вооружения и обеспечения боевого применения, а в первую очередь - размещения на борту субмарины интегрированной многоцелевой ракетной системы «Club-S», разработанной специалистами екатеринбургского Опытного конструкторского бюро (ОКБ) «Новатор» имени Л.В. Люльева (до 1991 года -Свердловское машиностроительное конструкторское бюро «Новатор»; в настоящее время входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей») и представляющей собой экспортный вариант комплекса ракетного оружия «Калибр-ПЛ» (в этой связи экспортный вариант комплекса часто обозначают как «Калибр-ПЛЭ»).
За счет принятия на вооружение модернизированной подводной лодки, получившей обозначение проект 636М, данного ракетного комплекса, в состав боевых средств которого входят крылатые ракеты для поражения важных наземных целей, противокорабельные ракеты (включая ракету со сверхзвуковой боевой ступенью - боевой частью) и противолодочные управляемые ракеты с малогабаритными торпедами, разработчику удалось существенно повысить боевой потенциал субмарины.
Последнее обеспечивается за счет возросшей вероятности успешного выхода модернизированной подводной лодки в атаку на высокоскоростные надводные и подводные цели и существенно повышенной вероятности поражения подводных лодок и боевых надводных кораблей противника, а также за счет увеличения боевой устойчивости субмарины-носителя при ответных действиях неприятеля, поскольку исключается необходимость в прорыве вражеской линии корабельного и авиационного сопротивления (рубежей противолодочной обороны противника), и степени безопасности при действии подлодки вблизи неприятельского побережья, поскольку наличие ракетного комплекса со значительной дальностью действия исключает необходимость в форсировании зон с минной опасностью и мелководных прибрежных районов морей, несущих угрозу для безопасности субмарины как в навигационном отношении, так и с точки зрения применения здесь противником всего комплекса мер противолодочной обороны, включая наличие развитой системы освещения подводной обстановки и разных средств поражения.
Особо следует отметить тот факт, что, по оценкам военно-морских экспертов, вооруженная интегрированной ракетной системой «Club-S» подводная лодка получает возможность нанесения эффективных ракетных ударов по береговым целям с сильной объектовой защитой и по одиночным или групповым надводным целям, характеризующимся наличием современных корабельных средств противовоздушной и противоракетной обороны, в том числе высокоавтоматизированных. Кроме того, дальнейшее снижение уровня подводного шума, обеспеченное разработчиком в отношении модернизированной субмарины по сравнению с ее предшественницами, обеспечивает «гарантированное упреждающее обнаружение» и возможность атаки кораблей противника с большей дистанции с помощью противокорабельных крылатых ракет комплекса «Club-S», либо же дает экипажу субмарины «возможность своевременного уклонения от кораблей противника».
Среди других основных направлений модернизации дизель-электрической подводной лодки проекта 636 можно отметить следующие:
- оснащение субмарины новейшим и более мощным гидроакустическим комплексом (в экспортном варианте - МГК-400ЭМ), который обеспечивает обнаружение малошумных надводных и подводных целей в режиме шумопеленгования, измерение дистанции до цели, телефонно-телеграфную связь, обнаружение гидроакустических сигналов и направлений на них, обнаружение мин и иных малоразмерных целей (в последнем случае применяется работающая в активном режиме специальная станция миноискания);
- применение новейшего инерциального навигационного комплекса семейства «Аппассионата» (на экспортный вариант субмарины, согласно открытым данным, ставится вариант «Аппассионата-ЭКМ.1»), отличительной особенностью которого стала возможность длительного хранения параметров без выполнения коррекции и возможность выдачи всей необходимой информации в ракетный комплекс в подводном положении;
- установка на подлодку современного перископа с каналом ночного видения, телевизионным каналом и лазерным дальномером;
- совершенствование средств связи субмарины, включая установку буксируемой антенны СДВ и KB диапазонов;
- дальнейшее совершенствование главной энергетической установки подводной лодки и повышение ее мощности - главная энергоустановка модернизированной субмарины включает в свой состав два дизель-генератора мощностью 1500 кВт каждый, один валопровод с приводом от гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода, плюс имеется резервный движительный комплекс в составе двух резервных валопроводов с электродвигателями, который обеспечивает при необходимости субмарине ход в надводном или подводном положении;
- включение в состав главной энергоустановки корабля новой аккумуляторной батареи, которая при той же, что и на более ранних субмаринах, мощности имеет в 2,5 раза увеличенный срок службы;
- применение более эффективных систем вентиляции и кондиционирования воздуха, которые рассчитаны на эксплуатацию подводной лодки в различных регионах Мирового океана и, по оценкам экспертов, обеспечивают весьма комфортные условия обитаемости для экипажа субмарины.
Отдельно стоит упомянуть мероприятия, проведенные с целью повышения автоматизации всех процессов повседневного и боевого управления субмариной, в рамках которых, в частности, разработчиком была обеспечена возможность управления большинством общекорабельных систем централизованно - с пульта управления общекорабельными системами главного командного пункта подлодки и с местных постов. В конечном итоге, как указывается в материалах разработчика, «реализованные модернизационные мероприятия на подводной лодке проекта 636 позволяют значительно повысить ее боевую эффективность, получить новое тактическое качество и сохранить конкурентоспособность». Стартовым заказчиком субмарин проекта 636 стал Китай. Согласно первому контракту, в 1997-1998 годы китайский флот получил две большие дизель-электрические подводные лодки проекта 636, которые строились на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи».
3 мая 2002 года Москва и Пекин подписали контракт на постройку еще восьми субмарин, но уже модернизированного проекта 636М. В результате в период 2004-2006 годов китайские подводники получили восемь субмарин данного типа, которые строились на санкт-петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи» (пять субмарин), северодвинском «Севмашпредприятии» (две подводные лодки) и нижегородском заводе «Красное Сормово» (одна подлодка). При этом все поставленные Военно-морским силам НОАК модернизированные подводные лодки второго заказа были изначально оснащены ракетным комплексом «Club-S» с управляемыми ракетами разных классов. Практически сразу же после завершение китайского контракта Россия заключила новый: соглашение о постройке двух больших дизель-электрических подводных лодок проекта 636М было подписано с Алжиром. Данные субмарины строились только на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» и были переданы Военно-морским силам Алжира в течение 2009-2010 годов.
Примечательно, что еще до полного завершения алжирского контракта российская сторона заключает новое соглашение на поставку подводных лодок 636-го семейства: 15 декабря 2009 года Россия и Вьетнам заключают контракт, согласно которому для вьетнамского флота предстояло построить шесть больших дизель-электрических подводных лодок, которым присвоен шифр проект 06361 (также часто - проект 636.1; при этом заметим здесь, что в ряде источников указывается: проект 06361 (636.1) - это несколько доработанный вариант субмарины базового проекта 636М). Головная субмарина по данному контракту, HQ-182 «Ханой», под строительным номером 01339 была заложена на стапеле санкт-петербургских «Адмиралтейских верфей» 24 августа 2010 года, спущена на воду 28 августа 2012 года и в конце декабря следующего года - доставлена на территорию страны-заказчика и передана Военно-морским силам Вьетнама, в боевой состав которых она была официально была включена 15 января 2014 года. Последняя из шести субмарин вьетнамского заказа, которые в полном составе строились на «Адмиралтейских верфях», была доставлена во Вьетнам 20 января 2017 года и вошла в боевой состав национальных Военно-морских сил страны 28 февраля 2017 года.
В то же время, в 2014 году Россия и Алжир подписали новый контракт, который предусматривал постройку еще двух подводных лодок проекта 06361 (636.1), которые, впрочем, как отмечается в отечественных СМИ, планировалось оснащать уже новыми корабельными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа и поддержания пожаровзрывобезопасности корабля (системы снятия давления в отсеках и азотного пожаротушения), а также более высокой компьютеризацией корабельных систем. Головная подводная лодка по данному заказу, как указывается в отечественных источниках, под строительным номером 01346 была заложена на стапеле «Адмиралтейских верфей» 14 марта 2017 года. Она получила имя «Уарсени» (031 Ouarsenis) и вошла в боевой состав алжирского флота в 2019 году. Вторая субмарина этого заказа, заложенная на стапеле «Адмиралтейских верфей» в 2016 году и получившая имя «Хоггар» (032 Hoggar), вошла в боевой состав национальных ВМС страны-заказчика в том же году и в тот же день, что и первая подлодка.
В обозримой перспективе не исключено подписание контрактов на поставку модернизированных дизель-электрических подлодок проекта 636М по новым контрактам. Ведь эти субмарины, будучи способными применять из торпедных аппаратов крылатые и противокорабельные ракеты ракетного комплекса «Club-S», позволяют существенно повысить боевой потенциал флота любой страны, расширить его оперативную зону и возможности по борьбе с надводными и береговыми целями потенциального противника.
В настоящее время модернизированные субмарины проекта 636 строятся и для отечественного Военно-Морского Флота. Российские подводники получают подлодки модифицированного проекта 06363 (также часто в литературе используется вариант обозначения - проект 636.3), которые, как указывало агентство ИТАР-ТАСС в заметке от 19 марта 2014 года. превосходят предыдущих представителей данного семейства мощностью установленных на них дизель-генераторов, обладают по сравнению с предшественницами возможностью развивать более высокую скорость полного подводного хода, а также способны совершать в режиме работы дизелей под водой плавание на большую дальность и имеют гораздо меньший уровень подводного шума. У лодки оптимальное сочетание дальности обнаружения целей и акустической скрытности. Она оснащена автоматизированной информационно-управляющей системой и современным инерциальным навигационным комплексом, что обеспечивает лучшие характеристики субмарины среди аналогичных лодок».
Следует особо при этом отметить, что строительство данных субмарин санкт-петербургскими корабелами ведется прогрессивным модульно-агрегатным методом с применением самых современных информационных технологий и с использованием передовых технологий по сборке и сварке корпусных конструкций корабля, а также монтажу его различных систем и оборудования. Головная подводная лодка проекта 06363 для ВМФ России, Б-261 «Новороссийск», была заложена под строительным номером 01670 на стапеле ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге 20 августа 2010 года, на воду она была спущена 28 ноября 2013 года и вошла в боевой состав флота 17 сентября 2014 года. После проведения соответствующего цикла подготовки эта субмарина совершила межфлотский переход и 21 сентября 2015 года прибыла к месту постоянной приписки - в Новороссийскую военно-морскую базу Черноморского флота ВМФ России.
Три месяца спустя туда же прибыла вторая подводная лодка данной серии Б-237 «Ростов-на-Дону», а всего, по состоянию на начало июля 2023 года, российскому Военно-морскому флоту были переданы все шесть подлодок первого заказа (все они были включены в боевой состав Черноморского флота ВМФ России), а также четыре из шести подлодок второго заказа. Субмарины второго заказа предназначены для пополнения боевого состава подводных сил Тихоокеанского флота ВМФ России, пятая подлодка должна пополнить ряды «стальных акул» моряков-тихоокеанцев в 2023 году, а шестая - в 2024 году.
Кроме того, к настоящему времени подписаны контракты на постройку еще пяти субмарин проекта 06363. Документы на первую пару были подписаны Министерством обороны РФ в рамках работы Международного военно-технического форума «Армия-2020» летом 2020 года, а контракт на постройку дополнительно еще трех субмарин этого проекта, согласно приводимым в отечественных средствах массовой информации данным, был подписан Министерством обороны РФ с АО «Объединенная судостроительная корпорация» в ходе работы Международного военно-технического форума «Армия-2022», проходившего летом 2022 года. Строительство всех этих субмарин будут вести корабелы «Адмиралтейских верфей», все они или большая их часть, как предполагают эксперты, поступит на Северный флот ВМФ России.
Технические характеристики ПЛ проекта 636 «Варшавянка»
Тип корабля - ДЭПЛ 3-го поколения
Кодификация НАТО - «Improved Kilo»
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 52 человека (в т. ч.12 офицеров)
Водоизмещение надводное 2350 т
Водоизмещение подводное 3950 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 73,8 м
Ширина корпуса наиб. 9,9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 м
Скорость (надводная) 11-17 узлов
Скорость (подводная) 18-20 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Силовая установка
Электрическая:
- 2 дизель-генератора по 1000 КВт,
- главный электродвигатель 5500 л.с.
- электродвигатель экономического хода мощностью 190 л. с.,
- два резервных электродвигателя по 102 л. с.
Движитель - один семилопастный низкооборотный винт
Вооружение
Минно-торпедное вооружение - 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально-заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед (6 в ТА) или 24 мины
Ракетное вооружение - КР «Калибр»: ПКР 3М54К, 3М54К1, противолодочные 91Р1 (на экспорт 3М54КЭ, 3М54КЭ1, 91РЭ1), для поражения наземных целей 3М14К (на экспорт 3М14КЭ) вместо части торпед
ПВО - ПЗРК «Игла-1», «Верба» 8 ЗУР.