Одной из стран, имевших на вооружении своих сухопутных войск реактивные системы залпового огня семейства 9К51 БМ-21 «Град» и решивших провести их модернизацию в целях обеспечения соответствия данной системы артиллерийского вооружения требованиям войны нового поколения, стала соседняя нам Белоруссия. В результате проведенной работы Сухопутные войска Вооруженных сил Республики Беларусь получили в свое распоряжение обновленную реактивную систему залпового огня, названную весьма символично - «БелГрад» (к городу Белград это название никакого отношения не имеет, поскольку это просто сокращенный вариант от полного наименования системы - «Белорусский Град»). Ей и посвящена наша очередная публикация цикла материалов на тему реактивных систем залпового огня мира.
Вооруженные силы Республики Беларусь после обретения ею независимости получили в наследство от Советской Армии, а точнее от Краснознаменного Белорусского военного округа, достаточно большое количество 122-мм реактивных систем залпового огня типа 9К51 БМ-21 «Град» - по находящимся в открытом доступе данным, белорусские военные получили более 300 таких боевых машин и приличное количество боеприпасов. Однако ближе к концу 1990-х годов перед командованием белорусских Сухопутных войск встал вопрос о необходимости что-то делать с базовым шасси стоящих на вооружении «Градов»: к тому моменту автомобильные шасси «Урал-375Д», которые использовались в оригинальных реактивных системах залпового огня, имели уже значительный износ, поэтому возникла реальная угроза выхода из строя существенной части «Градов», что, как мы понимаем, могло негативно отразиться на боевой готовности белорусской армии и ее возможностях по защите национальных интересов государства.
Белорусские специалисты возникшую проблему решили просто - было принято решение полностью заменить ходовую часть всех боевых машин 9К51 «Град»: выбор пал на колесное шасси армейского бортового полноприводного грузовика повышенной проходимости МАЗ-6317 с колесной формулой 6х6 разработки и производства Минского автомобильного завода, на котором в конечном итоге и разместили артиллерийскую часть рассматриваемой РСЗО. Базовая модель МАЗ-6317 находилась в серийном производстве с 1993 года, а конкретно для модернизации «Града» был взят вариант МАЗ-6317-05. Судя по всему, выбор белорусских военных и разработчиков пал на данную модель автомобиля не в последнюю очередь по той причине, что МАЗ-6317, по оценке самих белорусских автомобилестроителей, по своим возможностям, техническому уровню и оснащению соответствует лучшим мировым образцам автомобилей этого класса.
В частности, установленный на машине дизельный двигатель позволяет ей развивать скорость хода по шоссе 85 км/ч, а на пересеченной местности машина способна преодолевать подъемы до 30 градусов. При этом с учетом контрольного расхода топлива 45 литров на 100 километров при скорости 60 км/ч емкость топливных баков, составляющая 550 литров (200 литров + 350 литров) обеспечивает машине запас хода до 1200 километров. Кроме того, для самовытаскивания на данной машине размещена лебедка с тяговым усилием 12 000 кгс, длина троса составляет 60 метров.
Работы по программе модернизации реактивной системы залпового огня типа 9К51 «Град» были начаты белорусскими специалистами в 1997 году. При этом весь комплекс опытно-конструкторских работ, необходимых для осуществления привязки артиллерийской части системы 9К51 «Град» к новому колесному шасси, а также все последующие испытания новых боевых машин и другие необходимые мероприятия были выполнены специалистами Минского автомобильного завода, Военной академии Республики Беларусь (создана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №192 от 17 мая 1995 года на базе двух высших военных училищ - Минского высшего военного инженерного и Минского высшего военного командного училищ), Научно-технического комитета Министерства обороны Республики Беларусь и его правопреемника с 1997 года - Научно-технического комитета Вооруженных сил (после ряда преобразований данный орган был преобразован в Управление развития систем вооружения Вооруженных сил Республики Беларусь), а также Службы ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных сил Республики Беларусь (после начала в 2001 году реформы Вооруженных сил Республики Беларусь служба была вначале реорганизована в Управление ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных сил, а 30 марта 2005 года оно было переведено в состав Министерства обороны Республики Беларусь и переименовано в Управление ракетно-артиллерийского вооружения Министерства обороны Республики Беларусь).
Согласно информации, изложенной на официальном сайте белорусской компании «Белтехэкспорт» в разделе «Модернизация реактивной системы залпового огня 9К51 БМ-21 "Град" до уровня БМ-21А "БелГрад"», а также в разделе «Модернизация реактивной системы залпового огня 9К51 БМ-21 «Град» до уровня БМ-21А» на сайте ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» (г. Борисов, Республика Беларусь) и на сайте «Автопром Беларуси» в разделе «БМ-21А "БелГрад"», основные работы, проведенные в рамках рассматриваемой модернизации системы реактивного артиллерийского вооружения «Град» заключались в проведении следующих мероприятий:
- замена шасси «Урал-375» на шасси МАЗ-6317-05;
- установка на боевой машине двух стеллажей - по 20 (тип стеллажа 9Ф37) или 30 (тип стеллажа 9Ф37М) реактивных снарядов на каждый стеллаж;
- установка откидной площадки наводчика боевой машины;
- переустановка корпуса ручного привода (разворот вверх на 120 градусов) для обеспечения перевода в боевое положение доработанного кронштейна;
- установка дополнительной панели коммутации для обеспечения разворота артиллерийской части на 180 градусов для выполнения заряжания со стеллажей, расположенных на шасси боевой машины;
- обеспечение работы артиллерийской части от аккумуляторной батареи при выходе из строя генератора станции питания;
- установка гидравлических домкратов для обеспечения горизонтирования боевой машины в процессе выполнения боевой стрельбы;
- установка копиров с упорами для увеличения угла обхода кабины до 58 градусов вместо 37 градусов, с заменой кулачков в ограничителе углов горизонтального наведения;
- переустановка буферов ограничения разворота артиллерийской части на углы 67 градусов вправо и 180 градусов влево от продольной оси шасси (прежний разворот - 67 градусов вправо и 99 градусов влево от продольной оси);
- поставка индивидуального комплекта ЗИП;
- поставка необходимого комплекта эксплуатационной документации на языке заказчика;
- замена радиостанции Р-108М на радиостанцию с улучшенными характеристиками Barrett 2082+;
- доработка кронштейна прицела БМ-12А-9248108Сб.
Модернизированная таким образом версия реактивной системы залпового огня получила обозначение «БелГрад» (с боевой машиной БМ-21А), испытания ее первого опытного образца были проведены 23 декабря 1997 года, а в 2001 году в рамках масштабных комплексных оперативно-тактических военных учений «Неман-2001», проходивших в августе-сентябре 2001 года, модернизированная реактивная система залпового огня была представлена военно-политическому руководству Белоруссии и широкому кругу специалистов, присутствовавших на учениях. В том же 2001 году модернизированная реактивная система залпового огня типа «БелГрад» с боевой машиной БМ-21А была принята на вооружение белорусских Сухопутных войск и стала поступать в армейские подразделения. Причем по результатам первого этапа ее эксплуатации в войсках были получены очень высокие оценки специалистов, что позволило военным экспертам даже заявить о том, что результат модернизации реактивной системы залпового огня типа «Град» с боевой машиной БМ-21 превзошел все возможные ожидания, а непосредственно сама модернизированная боевая машина «приобрела качества, которыми не обладала исходная система».
Рассмотрим конструктивные особенности модернизированной белорусской реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад». В первую очередь необходимо отметить, что решение использовать в качестве шасси для модернизированной боевой машины РСЗО автомобиля повышенной проходимости модели MA3-6317-05 предоставило разработчикам уникальную возможность выполнить изменение компоновочной схемы всей установки, придав ей, как говорилось выше, «качества, которыми не обладала исходная система». Речь здесь идет о том, что вследствие того, что автомобиль MA3-6317-05 по сравнению с автомобилем «Урал-375Д» имеет едва ли не вдвое большую длину грузовой платформы - 6250 мм и 3900 мм соответственно, стало возможным при сохранении базовой компоновочной схемы, предусматривающей размещение артиллерийской части боевой машины в корме последней, обеспечить размещение между кабиной боевой машины и ее артиллерийской частью двух стеллажей для перевозки дополнительного боекомплекта - 60 реактивных снарядов, т.е. на один полный залп и еще на половину такового (хотя в профильных средствах массовой информации указывается, что был то ли разработан, то ли предварительно проработан также вариант размещения стеллажей, рассчитанных на два дополнительных боекомплекта, т.е. на 80 реактивных снарядов).
Это позволяет боевому расчету модернизированной реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад» осуществлять перезаряжание пусковой установки без задействования транспортно-заряжающей машины, что, как мы понимаем, привело к существенному сокращению периода времени, необходимого на перезаряжание пусковой установки и подготовки боевой машины к выполнению следующего залпа. При этом в связи с отсутствием у автомобиля MA3-6317 механизма выключения рессор в кормовой части новой боевой машины БМ-21А реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад» были установлены две опоры с гидравлическими домкратами, которые призваны повысить устойчивость пусковой установки во время выполнения стрельбы.
Артиллерийская часть боевой машины белорусской реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад» в целом осталась после модернизации той же самой, что применялась и на классической БМ-21 системы артиллерийского оружия «Град». В конструктивном плане она включает в себя: пакет из 40 направляющих - стволов калибра 122,4 мм, расположенных в четыре ряда по десять стволов в каждом; люльки; поворотного основания; механизмов наведения пусковой установки; прицельных приспособлений, а также соответствующего пневматического и электротехнического оборудования. Среди отличий новой, модернизированной боевой машины БМ-21А системы «БелГрад» от боевой машины БМ-21 классического «Града», которые хорошо заметны внешне даже невооруженным глазом, является наличие в кормовой части машины специальной откидной площадки для наводчика.
Пойти на такой шаг разработчикам пришлось по той причине, что из-за большей высоты кузова автомобиля MA3-6317 над уровнем земли по сравнению с базовым «Уралом-375Д», соответственно, оказалась выше над уровнем земли и высота расположения артиллерийской части модернизированной боевой машины БМ-21А, что, в свою очередь, сделало невозможным работу оператора с соответствующими системами пусковой установки при его нахождении непосредственно на земной поверхности. Модернизированная боевая машина БМ-21А «БелГрад» по-прежнему обеспечивает возможность ведения стрельбы как одиночными выстрелами, так и залпом. Управление режимами стрельбы и всей стрельбой военнослужащие боевого расчета РСЗО могут при помощи токораспределителя, которые размещается в кабине боевой машины, либо же с помощью специального выносного пульта (катушки), которая может использоваться на расстоянии до 60 метров от «материнской» боевой машины.
В свое время в средствах массовой информации проходила информация о том, что в перспективе бортовое оборудование боевой машины БМ-21А «БелГрад» будет доведено до уровня модернизированной боевой машины российской системы «Град», включая установку системы наземной навигации и топопривязки, а также новейших, помехозащищенных средств связи и новейшего портативного компьютера. Официальной информации о том, были ли выполнены эти или другие мероприятия по модернизации бортового оборудования боевой машины реактивной системы залпового огня БМ-21А «БелГрад», на момент сдачи данного материала автору найти не удалось. Хотя, безусловно, можно с полным правом предположить, что за минувшие со времени принятия системы реактивного артиллерийского вооружения БМ-21А «БелГрад» на вооружение годы такие мероприятия белорусскими специалистами все же были реализованы.
Боевая машина БМ-21А модернизированной реактивной системы залпового огня типа «БелГрад» обладает способностью выполнять стрельбу всеми видами и типами реактивных снарядов, разработанных для базовой реактивной системы залпового огня «Град» и для ее модернизированных в России вариантов. Кроме того, в 2017 году стало известно, что расположенное в Минске Республиканское производственное унитарное предприятие (РПУП) «Завод точной электромеханики» (ЗТЭ) разработало для модернизированной реактивной системы залпового огня типа БМ-21А «БелГрад» линейку новых неуправляемых реактивных снарядов. Новые боеприпасы не только мощнее прежних, но и обладают повышенной дальностью стрельбы. Например, реактивный снаряд под индексом 9М521МБ обладает дальностью в 40 км и в два раза большей мощностью. При применении радиовзрывателя, обеспечивающего воздушный разрыв, эффективность действия увеличивается в 4-7 раз. Мощность другого реактивного снаряда - 9М522МБ - в 5-7 раз больше, чем у стандартных боеприпасов 9М22У. При этом дальность полета ракеты составляет 34 км. Снаряды 9М522МБ и 9М521МБ уже находятся в серийном производстве и приняты на вооружение белорусской армии. Таким образом, получив новые боеприпасы, РСЗО «БелГрад» стала вдвое «дальнобойнее» и в несколько раз мощнее.
Впрочем, после почти двух десятилетий интенсивной эксплуатации модернизированных реактивных систем залпового огня «БелГрад» с боевой машиной БМ-21А белорусские военные специалисты пришли к выводу, что быстро меняющиеся условия войны нового поколения требуют проведения новой модернизации данной системы реактивного артиллерийского вооружения - с целью ее наилучшего соответствия требованиям ведения боевых действий в новых условиях. В результате проведенной в последующем работы была создана новая, усовершенствованная модификация данной реактивной системы залпового огня, опытный образец которой в конце 2020 года прошел предварительные испытания на полигоне «Осиповичский».
Технические характеристики БМ-21А «БелГрад»
Боевой расчет РСЗО, человек 5
Калибр, мм 122,4
Число направляющих, штук 40
Боекомплект боевой машины, реактивных снарядов 40+40 / 40+60
Габаритные размеры боевой машины:
- длина в походном положении, мм 9450
- ширина в походном положении, мм 2710
- высота в походном положении, мм 3410
- высота при максимальном угле возвышения, мм 4530
Максимальный угол возвышения, градусов 55
Минимальный угол возвышения, градусов 0
Углы горизонтального обстрела, градусов:
- вправо от оси автошасси 70
- влево от оси автошасси 102
Масса боевой машины без боеприпасов и боевого расчета, кг 13300
Масса снаряженной боевой машины, кг:
- с 40 реактивными снарядами в пакете 16340
- с 40 реактивными снарядами в пакете и 40 реактивными снарядами на 18980 стеллажах
- с 40 реактивными снарядами в пакете и 60 реактивными снарядами на 20300 стеллажах
Дальность стрельбы максимальная, км 20,5 (40,0)
Дальность стрельбы минимальная, км 1,5
Продолжительность одного залпа, секунд 20
Время перезаряжания боевой машины, минут 7
Мощность двигателя боевой машины, л.с. 330
Максимальная скорость движения боевой машины, км/ч 85
Запас хода по контрольному расходу топлива при скорости 60 км/ч без учета дополнительных баков, км 1200
Максимальный подъем, преодолеваемый боевой машиной полной массы, градусов 30
Максимальный преодолеваемый брод, метров 1,75