Миннозащищенный бронеавтомобиль «Арлан» представляет собой доработанную в соответствии с пожеланиями заказчика южноафриканскую машину Marauder, разработки компании Paramount Group. В соответствии с требования казахских военных компания-разработчик немного изменила исходный проект, что позволило адаптировать технику в соответствии с предполагаемыми условиями эксплуатации в Казахстане. При этом общая компоновка и конструкция, а также внешний облик машины остались без значительных изменений. После небольшой партии этих бронеавтомобилей, выпущенных в ЮАР по заказу Казахстана и поставленных в страну, дальнейший выпуск техники будет осуществляться Казахстаном самостоятельно на предприятии ТОО Kazakhstan Paramount Engineering.
Бронеавтомобиль «Арлан» является многоцелевым миннозащищенным (выполненным по технологии MRAP) транспортным средством, способным решать различные задачи по транспортировке личного состава или грузов. В доработанном для Казахстана виде бронеавтомобиль способен перевозить полностью экипированных бойцов с оружием или грузы, обеспечивая боевую работу подразделений. Кроме того, машина может патрулировать заданные районы, осуществлять сопровождение автоколонн с целью их защиты от нападений из засад и т.д. Также компанией-разработчиком были предложены несколько специализированных версий бронемашины. По желанию заказчика, скорее всего, будут изготавливаться бронированная медицинская машина, командно-штабная машина, а также самоходный противотанковый ракетный комплекс и боевая машина огневой поддержки пехоты. Был построен и показан прототип специальной полицейской машины, предназначенной для использования в городских условиях при подавлении массовых беспорядков. Во всех подобных модификациях используется одна и та же бронемашина, получающая разный комплект специального оборудования и вооружения.
Вся конструкция бронеавтомобиля «Арлан» строится на основе бронекорпуса типа монокок и не имеет рамы. Силовая установка, элементы трансмиссии, ходовая часть и т.д. крепятся непосредственно к несущему бронекорпусу. Это позволяет в определенной мере снизить массу машины. Бронеавтомобиль «Арлан» имеет капотную компоновку и разделен на два отделения. Носовое отделение, имеющее несколько меньшие размеры, предназначено для монтажа силового агрегата и элементов трансмиссии. Обитаемое отделение предназначено для размещения экипажа и десанта или грузов. На бортах корпуса снаружи, смонтированы несколько кожухов для размещения некоторых устройств и ящиков для имущества. Это позволяет оптимизировать заброневой объем бронированного корпуса.
Силовое отделение корпуса прикрывается броневыми листами с решетками для подачи воздуха к радиатору и выхода горячего воздуха для отвода тепла. Характерная форма носовой части корпуса, образованная несколькими деталями, придает бронемашине узнаваемый внешний вид. Верхняя бронированная крышка силового отделения расположена под углом к горизонтали и оборудована вентиляционными отверстиями. Снизу силовое отделение прикрыто V-образным бронированным листом, обеспечивающим защиту от взрывной волны при подрыве на минах или самодельных взрывных устройствах. Аналогичную форму имеет и днище обитаемого отделения. Бронированный корпус имеет разнесенное бронирование и обеспечивает 3-й уровень баллистической защиты по натовскому стандарту STANAG 4569, что приблизительно соответствует 6а классу по ГОСТ Р50963-96 (достаточно вспомнить допуски по непробитию в натовском стандарте). Это означает, что за исключением некоторых ослабленных зон, которые могут составить до 15% всей площади бронекорпуса, бронемашина способна обеспечить защиту экипажа от попадания бронебойных винтовочных пуль калибра 7,62x54R типа Б-32 или 7,62x51 АР.
Кроме того, утверждается, что корпус выдерживает попадание 12,7-мм пули без бронебойного сердечника, но надо понимать, что попадание таких пуль выдержит и броня с более низкой баллистической защитой, т.к. это разрывные пули мгновенного действия и по сути они не обладают никаким пробивным действием. Защита, в частности решетки моторного отсека, имеют более слабую баллистическую стойкость, соответствующую 1-му уровню по STANAG 4569 или 3 классу по ГОСТ Р50963-96, те. могут противостоять только 7,62-мм автоматным пулям с нетермоупрочненным стальным сердечником, которые сейчас уже не выпускаются. Противоминная защита соответствует 3а и 3b уровню по STANAG 4569, что должно гарантировать исключение получения экипажем и десантом серьезных травм при подрыве машины на минах или взрывных устройствах мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте под колесом или днищем или подрыве взрывного устройства мощностью 50 кг в тротиловом эквиваленте на расстоянии 5 м от машины.
Обитаемое отделение корпуса имеет традиционную для подобных машин компоновку. В передней его части расположено отделение управления, где расположены места водителя и командира машины, за ним расположено десантное отделение, где вдоль бортов установлены восемь кресел (по 4 у каждого борта) для перевозимого личного состава. Считается, что эти кресла способны поглощать часть энергии взрыва для предотвращения получения травм личным составом десанта. Однако эти кресла не снабжены подголовниками и нигде не сообщается, какого типа привязные ремни на них используются. Водитель и командир занимают свои места в машине через бортовые двери или через десантное отделение. Десант занимает свои места и покидает машину через одностворчатую распашную дверь, оборудованную в кормовом листе бронированного корпуса. Для большего удобства спешивания и посадки под всеми дверями имеются подножки или небольшие лестницы.
Для наблюдения за дорогой, местностью и ситуационной обстановкой членами экипажа и десанта в машине установлены окна с бронированными стеклами. В бронеавтомобиле «Арлан» может устанавливаться одно сплошное или состоящее из двух стекол разделенных стойкой лобовое стекло. Кроме того, окна с бронестеклами, оборудованные закрывающимися бойницами для стрельбы из индивидуального оружия, установлены в бортовых дверях (водителя и командира машины), в обоих бортах корпуса (по два в каждом) и в кормовой одностворчатой двери. По данным производителя, баллистическая стойкость бронестекол по уровню защиты соответствует уровню защиты корпуса.
В бронеавтомобиле «Арлан» в качестве силового агрегата используется американский турбодизель Cummins, развивающий максимальную мощность в 285 л.с. Двигатель сопряжен с автоматической коробкой переключения передач Allison 3000SP, крутящий момент от которой распределяется на все ведущие колеса. Сами колеса имеют бескамерные шины со стальным кордом размерности 16.00 R 20 производства компании Michelin. Подвеска машины зависимая рессорная, что не позволяет обеспечить плавность хода на бездорожье. Для увеличения опорной проходимости «Арлана» трансмиссия машины оснащена принудительной блокировкой межколесных и межосевого дифференциалов с пневматическим приводом. Силовая установка бронеавтомобиля в комплексе с ходовой частью обеспечивает машине полной массой 16 т движение по шоссе с максимальной скоростью до 100 км/ч. Запас хода составляет 700 км. Бронеавтомобиль «Арлан» способен преодолевать вброд водоемы глубиной до 0,9 м, склоны крутизной 60% (31 градус) или двигаться по косогорам с креном до 35% (25 градусов). Машина может преодолевать траншеи шириной до 0,85 м и вертикальную стенку высотой 0,5 м. Для самовытаскивания в случаях застревания и для эвакуации других машин, бронеавтомобиль оснащен лебедкой с тяговым усилием 8 тс. Радиус разворота машины составляет 9 м.
На крыше бронированного корпуса имеется место для установки дистанционно управляемого боевого модуля, люк для его обслуживания и перезарядки и два прямоугольных люка, оборудованных ближе к корме, для экстренного покидания машины экипажем и десантом. Конструкция бронемашины позволяет использовать практически все существующие и перспективные боевые модули с дистанционным управлением, несущие пулеметы различных типов, в том числе крупнокалиберные. Для вооружения бронеавтомобиля «Арлан» используется дистанционно-управляемый боевой модуль «САРП» разработки и производства совместной казахско-турецкой компании Kazakhstan Aselsan Engineering с крупнокалиберным пулеметом НСВТ-12,7 «Утес». Производство пулемета «Утес»еще со времен СССР находилось на территории Казахстана. Модуль имеет многоканальный оптико-электронный прицел (с тепловизионным и телевизионным низкоуровневым каналами), электромеханические приводы со стабилизатором оружия и систему дистанционного управления. Управление боевым модулем осуществляется при помощи пульта, установленного в кабине. По заявлениям представителей компании ТОО Kazakhstan Paramount Engineering с 2018 г. планируется поставка «Арланов» с боевым модулем, в котором будет установлен спаренный 7,62-мм пулемет, то есть в составе комплекса вооружения будут два пулемета: крупнокалиберный калибра 12,7 мм и пулемет ПКТ.
Для повышения эргономики бронеавтомобиля «Арлан» и сохранения боеспособности экипажа и десанта в условиях повышенных температур, машина оборудована системой кондиционирования воздуха. Кондиционер системы имеет мощность 15 кВт. Теплообменники и вентиляторы этого системы размещены в бортовых ящиках-кожухах в кормовой части. Благодаря системе кондиционирования экипаж и десант могут работать в комфортных условиях при наружных температурах до +45°С. Состав радиоэлектронного оборудования броневика зависит от конфигурации или модификации «Арлана» в соответствии с требованиями заказчика. Машину предлагается оснащать системами связи и управления необходимого типа. На выставке KADEX-2016 было представлено три модификации бронеавтомобиля «Арлан»: колесная боевая машина «Арлан» с боевым модулем «САРП», разведывательно-дозорная машина «Арлан» и боевая машина самоходного ЗРК «Игла» на базе бронеавтомобиля «Арлан». В базовой конфигурации машина «Арлан» имеет длину 6,44 м, ширину 2,66 м и высоту по крыше 2,745 м. Полная масса бронеавтомобиля «Арлан» вместе с полезной нагрузкой до 4 т может достигать 17 т.
В настоящее время компания ТОО Kazakhstan Paramount Engineering осуществляет серийное производство и поставку бронеавтомобилей «Арлан» казахским силовым структурам, в том числе и в подразделения министерства обороны. Кроме того планируется, что в перспективе совместное предприятие ТОО Kazakhstan Paramount Engineering освоит выпуск броневиков «Арлан» в интересах третьих стран. Представители казахской оборонной промышленности сообщили, что новый тип бронетехники уже успел привлечь внимание нескольких зарубежных армий. В качестве первых зарубежных клиентов рассматриваются страны СНГ, а также страны Ближнего Востока.
В одном из интервью генеральный директор СП ТОО Kazakhstan Paramount Engineering Ербол Салимов рассказал о том, что бронемашина «Арлан» уже прошла испытания в Узбекистане, где показала высокие результаты. В ближайшее время планируется направить несколько единиц «Арланов» в Туркменистан для проведения демонстрационных испытаний. Также руководитель предприятия отметил, что ведется активная работа по продвижению «Арланов» в страны Ближнего Востока. Ербол Салимов рассматривает его как крайне перспективный рынок. В частности, бронеавтомобили продвигаются в Саудовскую Аравию, Кувейт, Оман, Катар и Иорданию. Ведется работа по продвижению «Арланов» в страны Восточной Азии. К началу 2020 года совместным предприятием были поставлены министерству обороны Казахстана собранные 90 бронированных машин «Арлан», и в 2020 году планировалась поставка еще 30 машин «Арлан». Однако затем на 2020 год заказ министерства обороны Казахстана на машины «Арлан» был сокращен с 30 до 11 единиц, а на 2021 год заказ на них и вовсе не выдавался.
Технические характеристики бронеавтомобиля «Арлан»
Экипаж - 2+1+7.
Собственный вес - 13 500 кг.
Колёсная база - 3 550 мм.
Боевой вес - 16 000 кг.
Максимальная скорость - 100 км\ч.
Диаметр разворота - 18 м.
Запас хода - 700 км.
Двигатель - турбодизельный, 285 л.с.
Трансмиссия - АКПП
Тормоза - пневматические, дисковые с АBS.
Шины - 16.00 R20.
Кондиционер - 15 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля.
Электрическая система - 24 В.
Баллистическая защита: 5,56 x 45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7,62 x 39 бронебойный (ББ), 7,62 x 51 (ББЗ), 7,62 x 54 (ББЗ), 12,7 x 99 патрон НАТО.
Противоминная защита: защита от взрыва 8 кг в ТЭ под корпусом, 8 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.
Вооружение (опционально):
Дистанционно-управляемый боевой модуль "Сункар" с пулемётами НСВТ (калибр 12,7 мм) и ПКТ (калибр 7,62 мм).
Опции:
Бронированные корды для продолжения движения при спущенных шинах.
Система громкой связи.
Cистема противопожарного оборудования (двигательный и экипажный отсеки, колёсные дуги и др.).
Рации, интерком.
Потолочный люк и разнообразные башенные орудийные системы;