http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Arlan-01.jpg

Миннозащищенный бронеавтомобиль «Арлан» представляет собой доработанную в соответствии с пожеланиями заказчика южноафриканскую машину Marauder, разработки компании Paramount Group. В соответствии с требования казахских военных компания-разработчик немного изменила исходный проект, что позволило адаптировать технику в соответствии с предполагаемыми условиями эксплуатации в Казахстане. При этом общая компоновка и конструкция, а также внешний облик машины остались без значительных изменений. После небольшой партии этих бронеавтомобилей, выпущенных в ЮАР по заказу Казахстана и поставленных в страну, дальнейший выпуск техники будет осуществляться Казахстаном самостоятельно на предприятии ТОО Kazakhstan Paramount Engineering.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Arlan-02.jpg

Бронеавтомобиль «Арлан» является многоцелевым миннозащищенным (выполненным по технологии MRAP) транспортным средством, способным решать различные задачи по транспортировке личного состава или грузов. В доработанном для Казахстана виде бронеавтомобиль способен перевозить полностью экипированных бойцов с оружием или грузы, обеспечивая боевую работу подразделений. Кроме того, машина может патрулировать заданные районы, осуществлять сопровождение автоколонн с целью их защиты от нападений из засад и т.д. Также компанией-разработчиком были предложены несколько специализированных версий бронемашины. По желанию заказчика, скорее всего, будут изготавливаться бронированная медицинская машина, командно-штабная машина, а также самоходный противотанковый ракетный комплекс и боевая машина огневой поддержки пехоты. Был построен и показан прототип специальной полицейской машины, предназначенной для использования в городских условиях при подавлении массовых беспорядков. Во всех подобных модификациях используется одна и та же бронемашина, получающая разный комплект специального оборудования и вооружения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Arlan-03.jpg

Вся конструкция бронеавтомобиля «Арлан» строится на основе бронекорпуса типа монокок и не имеет рамы. Силовая установка, элементы трансмиссии, ходовая часть и т.д. крепятся непосредственно к несущему бронекорпусу. Это позволяет в определенной мере снизить массу машины. Бронеавтомобиль «Арлан» имеет капотную компоновку и разделен на два отделения. Носовое отделение, имеющее несколько меньшие размеры, предназначено для монтажа силового агрегата и элементов трансмиссии. Обитаемое отделение предназначено для размещения экипажа и десанта или грузов. На бортах корпуса снаружи, смонтированы несколько кожухов для размещения некоторых устройств и ящиков для имущества. Это позволяет оптимизировать заброневой объем бронированного корпуса.

Силовое отделение корпуса прикрывается броневыми листами с решетками для подачи воздуха к радиатору и выхода горячего воздуха для отвода тепла. Характерная форма носовой части корпуса, образованная несколькими деталями, придает бронемашине узнаваемый внешний вид. Верхняя бронированная крышка силового отделения расположена под углом к горизонтали и оборудована вентиляционными отверстиями. Снизу силовое отделение прикрыто V-образным бронированным листом, обеспечивающим защиту от взрывной волны при подрыве на минах или самодельных взрывных устройствах. Аналогичную форму имеет и днище обитаемого отделения. Бронированный корпус имеет разнесенное бронирование и обеспечивает 3-й уровень баллистической защиты по натовскому стандарту STANAG 4569, что приблизительно соответствует 6а классу по ГОСТ Р50963-96 (достаточно вспомнить допуски по непробитию в натовском стандарте). Это означает, что за исключением некоторых ослабленных зон, которые могут составить до 15% всей площади бронекорпуса, бронемашина способна обеспечить защиту экипажа от попадания бронебойных винтовочных пуль калибра 7,62x54R типа Б-32 или 7,62x51 АР.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Arlan-04.jpg

Кроме того, утверждается, что корпус выдерживает попадание 12,7-мм пули без бронебойного сердечника, но надо понимать, что попадание таких пуль выдержит и броня с более низкой баллистической защитой, т.к. это разрывные пули мгновенного действия и по сути они не обладают никаким пробивным действием. Защита, в частности решетки моторного отсека, имеют более слабую баллистическую стойкость, соответствующую 1-му уровню по STANAG 4569 или 3 классу по ГОСТ Р50963-96, те. могут противостоять только 7,62-мм автоматным пулям с нетермоупрочненным стальным сердечником, которые сейчас уже не выпускаются. Противоминная защита соответствует 3а и 3b уровню по STANAG 4569, что должно гарантировать исключение получения экипажем и десантом серьезных травм при подрыве машины на минах или взрывных устройствах мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте под колесом или днищем или подрыве взрывного устройства мощностью 50 кг в тротиловом эквиваленте на расстоянии 5 м от машины.

Обитаемое отделение корпуса имеет традиционную для подобных машин компоновку. В передней его части расположено отделение управления, где расположены места водителя и командира машины, за ним расположено десантное отделение, где вдоль бортов установлены восемь кресел (по 4 у каждого борта) для перевозимого личного состава. Считается, что эти кресла способны поглощать часть энергии взрыва для предотвращения получения травм личным составом десанта. Однако эти кресла не снабжены подголовниками и нигде не сообщается, какого типа привязные ремни на них используются. Водитель и командир занимают свои места в машине через бортовые двери или через десантное отделение. Десант занимает свои места и покидает машину через одностворчатую распашную дверь, оборудованную в кормовом листе бронированного корпуса. Для большего удобства спешивания и посадки под всеми дверями имеются подножки или небольшие лестницы.

Для наблюдения за дорогой, местностью и ситуационной обстановкой членами экипажа и десанта в машине установлены окна с бронированными стеклами. В бронеавтомобиле «Арлан» может устанавливаться одно сплошное или состоящее из двух стекол разделенных стойкой лобовое стекло. Кроме того, окна с бронестеклами, оборудованные закрывающимися бойницами для стрельбы из индивидуального оружия, установлены в бортовых дверях (водителя и командира машины), в обоих бортах корпуса (по два в каждом) и в кормовой одностворчатой двери. По данным производителя, баллистическая стойкость бронестекол по уровню защиты соответствует уровню защиты корпуса.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Arlan-05.jpg

В бронеавтомобиле «Арлан» в качестве силового агрегата используется американский турбодизель Cummins, развивающий максимальную мощность в 285 л.с. Двигатель сопряжен с автоматической коробкой переключения передач Allison 3000SP, крутящий момент от которой распределяется на все ведущие колеса. Сами колеса имеют бескамерные шины со стальным кордом размерности 16.00 R 20 производства компании Michelin. Подвеска машины зависимая рессорная, что не позволяет обеспечить плавность хода на бездорожье. Для увеличения опорной проходимости «Арлана» трансмиссия машины оснащена принудительной блокировкой межколесных и межосевого дифференциалов с пневматическим приводом. Силовая установка бронеавтомобиля в комплексе с ходовой частью обеспечивает машине полной массой 16 т движение по шоссе с максимальной скоростью до 100 км/ч. Запас хода составляет 700 км. Бронеавтомобиль «Арлан» способен преодолевать вброд водоемы глубиной до 0,9 м, склоны крутизной 60% (31 градус) или двигаться по косогорам с креном до 35% (25 градусов). Машина может преодолевать траншеи шириной до 0,85 м и вертикальную стенку высотой 0,5 м. Для самовытаскивания в случаях застревания и для эвакуации других машин, бронеавтомобиль оснащен лебедкой с тяговым усилием 8 тс. Радиус разворота машины составляет 9 м.

На крыше бронированного корпуса имеется место для установки дистанционно управляемого боевого модуля, люк для его обслуживания и перезарядки и два прямоугольных люка, оборудованных ближе к корме, для экстренного покидания машины экипажем и десантом. Конструкция бронемашины позволяет использовать практически все существующие и перспективные боевые модули с дистанционным управлением, несущие пулеметы различных типов, в том числе крупнокалиберные. Для вооружения бронеавтомобиля «Арлан» используется дистанционно-управляемый боевой модуль «САРП» разработки и производства совместной казахско-турецкой компании Kazakhstan Aselsan Engineering с крупнокалиберным пулеметом НСВТ-12,7 «Утес». Производство пулемета «Утес»еще со времен СССР находилось на территории Казахстана. Модуль имеет многоканальный оптико-электронный прицел (с тепловизионным и телевизионным низкоуровневым каналами), электромеханические приводы со стабилизатором оружия и систему дистанционного управления. Управление боевым модулем осуществляется при помощи пульта, установленного в кабине. По заявлениям представителей компании ТОО Kazakhstan Paramount Engineering с 2018 г. планируется поставка «Арланов» с боевым модулем, в котором будет установлен спаренный 7,62-мм пулемет, то есть в составе комплекса вооружения будут два пулемета: крупнокалиберный калибра 12,7 мм и пулемет ПКТ.

Для повышения эргономики бронеавтомобиля «Арлан» и сохранения боеспособности экипажа и десанта в условиях повышенных температур, машина оборудована системой кондиционирования воздуха. Кондиционер системы имеет мощность 15 кВт. Теплообменники и вентиляторы этого системы размещены в бортовых ящиках-кожухах в кормовой части. Благодаря системе кондиционирования экипаж и десант могут работать в комфортных условиях при наружных температурах до +45°С. Состав радиоэлектронного оборудования броневика зависит от конфигурации или модификации «Арлана» в соответствии с требованиями заказчика. Машину предлагается оснащать системами связи и управления необходимого типа. На выставке KADEX-2016 было представлено три модификации бронеавтомобиля «Арлан»: колесная боевая машина «Арлан» с боевым модулем «САРП», разведывательно-дозорная машина «Арлан» и боевая машина самоходного ЗРК «Игла» на базе бронеавтомобиля «Арлан». В базовой конфигурации машина «Арлан» имеет длину 6,44 м, ширину 2,66 м и высоту по крыше 2,745 м. Полная масса бронеавтомобиля «Арлан» вместе с полезной нагрузкой до 4 т может достигать 17 т.

В настоящее время компания ТОО Kazakhstan Paramount Engineering осуществляет серийное производство и поставку бронеавтомобилей «Арлан» казахским силовым структурам, в том числе и в подразделения министерства обороны. Кроме того планируется, что в перспективе совместное предприятие ТОО Kazakhstan Paramount Engineering освоит выпуск броневиков «Арлан» в интересах третьих стран. Представители казахской оборонной промышленности сообщили, что новый тип бронетехники уже успел привлечь внимание нескольких зарубежных армий. В качестве первых зарубежных клиентов рассматриваются страны СНГ, а также страны Ближнего Востока.

В одном из интервью генеральный директор СП ТОО Kazakhstan Paramount Engineering Ербол Салимов рассказал о том, что бронемашина «Арлан» уже прошла испытания в Узбекистане, где показала высокие результаты. В ближайшее время планируется направить несколько единиц «Арланов» в Туркменистан для проведения демонстрационных испытаний. Также руководитель предприятия отметил, что ведется активная работа по продвижению «Арланов» в страны Ближнего Востока. Ербол Салимов рассматривает его как крайне перспективный рынок. В частности, бронеавтомобили продвигаются в Саудовскую Аравию, Кувейт, Оман, Катар и Иорданию. Ведется работа по продвижению «Арланов» в страны Восточной Азии. К началу 2020 года совместным предприятием были поставлены министерству обороны Казахстана собранные 90 бронированных машин «Арлан», и в 2020 году планировалась поставка еще 30 машин «Арлан». Однако затем на 2020 год заказ министерства обороны Казахстана на машины «Арлан» был сокращен с 30 до 11 единиц, а на 2021 год заказ на них и вовсе не выдавался.

Технические характеристики бронеавтомобиля «Арлан»
Экипаж - 2+1+7.
Собственный вес - 13 500 кг.
Колёсная база - 3 550 мм.
Боевой вес - 16 000 кг.
Максимальная скорость - 100 км\ч.
Диаметр разворота - 18 м.
Запас хода - 700 км.
Двигатель - турбодизельный, 285 л.с.
Трансмиссия - АКПП
Тормоза - пневматические, дисковые с АBS.
Шины - 16.00 R20.
Кондиционер - 15 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля.
Электрическая система - 24 В.
Баллистическая защита: 5,56 x 45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7,62 x 39 бронебойный (ББ), 7,62 x 51 (ББЗ), 7,62 x 54 (ББЗ), 12,7 x 99 патрон НАТО.
Противоминная защита: защита от взрыва 8 кг в ТЭ под корпусом, 8 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.
Вооружение (опционально):
Дистанционно-управляемый боевой модуль "Сункар" с пулемётами НСВТ (калибр 12,7 мм) и ПКТ (калибр 7,62 мм).
Опции:
Бронированные корды для продолжения движения при спущенных шинах.
Система громкой связи.
Cистема противопожарного оборудования (двигательный и экипажный отсеки, колёсные дуги и др.).
Рации, интерком.
Потолочный люк и разнообразные башенные орудийные системы;