http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/D340-Pointer-01.jpg

Проект беспилотного конвертоплана стартовал еще в прошлом веке - в 1986 году. Дело в том, что идея создания беспилотного летательного аппарата преобразуемой схемы была предпринята за океаном еще в рамках создания его старшего и более крупного «собрата» - хорошо известного транспортно-десантного конвертоплана V-22 «Osprey» (Osprey - в переводе с английского - «Скопа»). В этой связи следует отметить тот факт, что в ряде зарубежных и отечественных профильных источников данный беспилотный конвертоплан даже представляют не иначе как некий безэкипажный опытный вариант, построенный для отработки концепции создания перспективного боевого конвертоплана, будущей «стальной скопы», и потому даже классифицируют его как «масштабная летающая беспилотная модель».

В действительности это не так - в роли такого демонстратора технологий американскими авиаконструкторами в ходе реализации программы «Osprey» использовался опытный пилотируемый конвертоплан XV-15A, длительное время проходивший испытания и позволивший авиаконструкторам и потенциальным заказчикам - американским военным - собрать массу необходимых данных, а вот беспилотный конвертоплан строился уже намного позже и использовался совершенно для других целей. Первоначально над проектом создания такого уникального воздушного дрона, способного совершать вертикальный взлет и посадку и зависать над целью, как вертолет, а на маршруте полета следовать с более высокой скоростью - как летательный аппарат самолетного типа, трудились специалисты известных американских авиастроительных компаний «Bell Helicopter Textron» и «Boeing Helicopter».

Компании пришли к соглашению финансировать данный многообещающий, но достаточно непростой с точки зрения реализации, проект совместно, а общий бюджет программы был установлен первоначально в объеме 700 тыс. долларов. На эти средства планировать выполнить весь комплекс инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также построить опытный летный образец такого аппарата и провести весь необходимый комплекс его летно-конструкторских испытаний.

Воздушный дрон получил обозначение D340 «Pointer» (в переводе с английского означает «Указатель»). Рассматриваемый летательный аппарат строился в размерности 1:5 к пилотируемому транспортно-десантному конвертоплану V-22 «Osprey», причем специалисты компаний-разработчиков на основе предварительных расчетов пришли к выводу о необходимости обеспечить опытному беспилотному конвертоплану взлетную массу не более 1% от таковой у пилотируемого боевого конвертоплана V-22 «Osprey». Оба участника программы при этом, что важно, рассматривали создаваемый ими беспилотник в качестве прототипа перспективного беспилотного летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой, предназначенного для решения задач разведки и наблюдения на малых дальностях. В этой связи, как представляется, не исключен вариант, в соответствии с которым свое необычное оригинальное название - «Указатель» - разрабатываемый беспилотный летательный аппарат получил именно по этой причине.

Согласно опубликованным в то время данным и появившимся с тех пор воспоминаниям участников и свидетелей реализации этого проекта, разработчики в качестве базового варианта полагали, что D340 «Pointer» благодаря особенностям своей конструкции - летательного аппарата преобразуемой схемы с поворотными мотогондолами (двигателями) - сможет нести на борту более разнообразный и многочисленный набор целевого оборудования и будет способен решать более широкий круг задач, чем его «собратья», построенные по классической самолетной схеме. Примечательно, что беспилотные вертолеты на тот момент времени в сравнительный анализ американскими специалистами не включались, поскольку бум таких летающих роботов тогда еще не наступил, а отдельные поступившие до того на вооружение образцы, в том числе имевшие ударное вооружение, получали достаточно неоднозначную оценку военных экспертов. Например, противолодочный беспилотник вертолетной схемы OH-50 DASH компании «Gyrodyne», вооруженный двумя торпедами на борту и стоявший некоторое время на вооружении ВМС США и Японии, набрал множество противников и в конечном итоге был отправлен в почетную отставку.

В частности, перспективный беспилотник-конвертоплан D340 «Pointer», по замыслу его разработчиков, мог бы совершать взлет с ограниченной по размерам площадки при минимальной ее подготовке (например, с поляны в лесу или с борта корабля), после чего выполнять на высокой крейсерской скорости полет в режиме «по-самолетному» в назначенный ему район операций и вести там наблюдение и разведку. При этом он мог переходить в режим «на висении» при необходимости более точно изучить интересующий объект (цель) или же для выполнения длительного, в течение нескольких часов, наблюдения за таковым. Кроме того, посадка такого аппарата могла осуществляться с меньшим риском повредить его конструкцию или нанести урон находящимся на земле или корабле объектам, чем это могло быть в случае с беспилотниками самолетной схемы.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/D340-Pointer-02.jpg

Потенциальным стартовым, т.е. первым, заказчиком беспилотного летательного аппарата D340 «Pointer», как предполагалось выступят американские Сухопутные войска (СВ США). Армейское командование в тот период времени активно проводило без преувеличения масштабную программу по радикальной реорганизации ракетных войск и артиллерии, главной целью которой было заявлено кратное повышение боевой мощи и эффективности данного рода войск в рамках противостояния Советской Армии, а в первую очередь - существенное наращивание ударного потенциала американской полевой артиллерии, без чего, согласно расчетам американских военных экспертов, вооруженное противостояние на Европейском театре военных действий грозило обернуться для американских и, соответственно, общенатовских войск полной катастрофой; информация о том, что в ходе штабных учений натовские генералы просчитали наличие вполне реальной возможности быстрого, в течение нескольких суток, выхода советских танковых армий к Ла-Маншу, - вовсе никакая не фантазия и не «утка».

В этой связи американским ракетчикам и артиллеристам для достижения заданных параметров по эффективности ведения огня, особенно - средствами ствольной и реактивной артиллерии, настоятельно требовался подобного рода беспилотный разведчик, способный вести разведку и доразведку целей противника в назначенном районе, а также осуществлять оперативную - в реальном или максимально приближенном к таковому масштабе времени - и эффективную корректировку огня своих средств поражения. В частности, согласно мнению зарубежных военных специалистов, подобного рода беспилотные конвертопланы могли быть с высокой эффективностью использованы в качестве средства разведки и корректировки для подразделений полевой артиллерии Сухопутных войск США, которые проходили перевооружение на реактивную систему залпового огня (РСЗО) нового поколения, а именно РСЗО типа M270 MLRS, которая была принята на вооружение американской Армии в начале 1980-х годов и начала поступать в строевые подразделения полевой артиллерии СВ США с 1983 года. Впрочем, заокеанские Военно-морские силы (ВМС), имевшие уже опыт использования беспилотных вертолетов, тоже проявляли повышенный интерес к данному многообещающему проекту.

В конечном итоге в течение 1986-1987 годов специалисты компаний «Bell» и «Boeing» успешно выполнили проектирование перспективного беспилотного летательного аппарата преобразуемой схемы, а также осуществили закупку необходимых комплектующих, после чего выполнили окончательную сборку опытного дрона-конвертоплана и провели соответствующий цикл его наземных отработок и испытаний.

В конструктивном плане опытный беспилотный конвертоплан D340 «Pointer» представлял собой классический конвертоплан с поворотными воздушными винтами, установленными в специальных гондолах, размещенных конструкторами в концевых частях обычного прямоугольного в плане верхнерасположенного крыла. Во многом во внешнем облике перспективного воздушного дрона угадывались черты его «старшего брата» - создававшегося в то же время в рамках кооперации указанных двух компаний пилотируемого транспортно-боевого конвертоплана типа V-22 «Osprey». Однако, в то же время при сравнении можно было легко заметить и весьма серьезные конструктивные отличия между двумя крылатыми «родственниками». Во-первых, беспилотный конвертоплан D340 «Pointer» в отличие от пилотируемого V-22 «Osprey» получил классическое хвостовое оперение, включавшее вертикальный киль (точнее, было два вертикальных киля - верхний и нижний) и нижний горизонтальный стабилизатор, тогда как на V-22, как известно, конструкторы приняли решение применить Н-образное хвостовое оперение - с двумя разнесенными вертикальными килями.

Во-вторых, судя по подготовленным специалистами компаний-разработчиков, в том числе в маркетинговых целях, иллюстративным материалам, можно сделать вывод о том, что американскими конструкторами в итоге был выбран вариант крыла с подкосами. Вероятнее всего, это было сделано ими с целью обеспечить крылу дополнительную прочность, поскольку в его концевых частях планировалось установить достаточно крупные, массивные и тяжелые гондолы с воздушными винтами и системой их привода. Третьим весьма существенным отличием малого беспилотного конвертоплана от его большого пилотируемого «собрата» стало наличие полозкового, а не колесного шасси. Судя по всему, это было сделано в целях упрощения и удешевления конструкции, а также облегчения процессов технического обслуживания нового беспилотника в строевых подразделениях и его применения по предназначению, поскольку, как известно, полозковое шасси в этом плане отличается в более выгодную сторону от колесного.

Впрочем, наиболее важным, как представляется автору, отличием беспилотного конвертоплана D340 «Pointer» от пилотируемого конвертоплана V-22 «Osprey» стало то, что гондолы с воздушными винтами у беспилотного летательного аппарата поворачивались не полностью, как это было у стальной «Скопы», а только частично. То есть в данном случае специалистами компаний «Bell» и «Boeing» была использована конструктивная схема, впоследствии успешно примененная инженерами фирмы «Bell» на новейшем пилотируемом транспортно-боевом конвертоплане V-280 «Valor» (Valor, в переводе с английского это слово означает «доблесть»», «мужество» или «отвага»). Последний, напомним, был спроектирован указанной компанией в рамках конкурса Министерства Сухопутных войск США на Перспективный ударный летательный аппарат большой дальности (Future Long-Range Assault Aircraft - FLRAA) с целью замены парка многоцелевых вертолетов UH-60 «Black Hawk» (в переводе с английского - «Черный ястреб») и, частично, вертолетов огневой поддержки АН-64 «Apache» (назван по наименованию одного из индейских племен на территории нынешних США).

Фактически, этот летательный аппарат, с декабря 2017 года принимающий участие в программе летных испытаний, рассматривается американскими авиационными экспертами в качестве летного демонстратора 3-го поколения для отработки технологий в области кон-вертопланостроения (3rd Generation Tiltrotor Technology Demonstrator). В конечном итоге, по результатам анализа результатов сравнительных испытаний в ходе «отборочного тура», 5 декабря 2022 года конвертоплан V-280 «Valor» был объявлен командованием Сухопутных войск Соединенных Штатов победителем в организованном им тендере, после чего работы по этому проекту перешли за океаном в активную фазу. Но вернемся к основной теме нашего материала и более подробно остановимся на его конструктивных особенностях американского крылатого «робота-трансформера». В этой связи следует особо отметить тот факт, что беспилотный конвертоплан D340 «Pointer» был практически полностью выполнен из композиционных конструкционных материалов. Причем фюзеляж, крыло, а также хвостовое оперение выполнялись полностью композитными. Все это позволило разработчику существенно сэкономить в массе аппарата и также ускорить его постройку

Фюзеляж нового летательного аппарата, в котором размещались полезная нагрузка и двигательная установка, имел угловатую форму - прямоугольную в сечении. Двигательная же установка дрона-конвертоплана была построена на базе 95-сильного двигателя компании «Suzuki», изначально разработанного ее специалистами для установки на быстроходные аэросани. По имеющимся данным, выбор американских инженеров пал конкретно на эту модель по причине чрезвычайно удачного сочетания массогабаритных характеристик двигателя и его мощности. Вопросы разработки и постройки фюзеляжа, а также разработки системы управления полетом конвертоплана-беспилотника и ее интеграции на борт воздушного дрона были поручены специалистам компании «Boeing». При этом в целях максимально возможного снижения сроков разработки нового беспилотного летательного аппарата и, одновременно, столь же максимально возможного сокращения финансовых расходов, оборудование для системы управления полетом дрона в значительной части не создавалось специально «с нуля», а было заимствовано из коммерчески доступных на открытом рынке линеек. В свою очередь на коллектив компании «Bell» были возложены обязанности по проектированию элементов силовой установки и несущей системы беспилотного летательного аппарата преобразуемой схемы.

Опытный летный образец D340 «Pointer», который предназначался для проведения программы демонстрационных летных испытаний, был закончен постройкой во второй половине 1988 года. В сентябре того же года его впервые представили широкой публике на международном авиационно-космическом салоне в Фарнборо (Великобритания), тогда как самостоятельно в воздух впервые этот беспилотный летательный аппарат поднялся 21 ноября 1988 года. Впрочем, судьба у совместной программы «Bell» и «Boeing» по созданию беспилотного конвертоплана оказалась не столь успешной, как это имело место в случае с работами по пилотируемому V-22 «Osprey». После всего лишь 12,5 часов летных испытаний и 40 часов отработки в аэродинамической трубе компании решили прекратить дальнейшее сотрудничество по данному проекту. Решение об этом в сентябре 1989 года приняло руководство концерна «Боинг», при этом точную причину такого решения автору на данный момент установить не удалось. Вероятно, все дело заключалось тогда в пресловутой оптимизации линейки перспективных проектов/программ.

В то же время, что интересно, выбранное для рассмотренного нами дрона-неудачника имя - «Pointer», вскоре нашло себе нового владельца-носителя - им стал запускаемый с руки тактический беспилотник-разведчик самолетного типа FQM-151, сконструированный специалистами американской компании «AeroVironment» в интересах пехотных подразделений Корпуса морской пехоты (КМП) Соединенных Штатов. Этот небольшой летательный аппарат имел взлетную массу всего 45 фунтов (около 20,25 кг) и легко переносился морпехом в одном стандартном военном рюкзаке, тогда как в еще одном таком же рюкзаке не менее легко размещалась наземная станция управления этим дроном, имевшая массу 50 фунтов (около 22,5 кг).

Впрочем, несмотря на неожиданный разлад со своими коллегами из концерна «Boeing», специалисты компании «Bell» продолжили работу над проектом беспилотного конвертоплана уже самостоятельно - в рамках программы TRUS (Tilt-Rotor UAV System, можно перевести с английского как «Система с беспилотным летательным аппаратом конвертопланной схемы с поворотными воздушными винтами»). Сам модифицированный воздушный дрон при этом классифицировался разработчиком уже как TRUV - аббревиатура от «Tilt-Rotor Unmanned Vehicle», что можно перевести с английского как «Беспилотный аппарат конвертопланной схемы с поворотными воздушными винтами».

Технические данные D340 «Pointer»
Размах крыла, осевые линии кокера: 3,25 м.
Ширина, поворот лопастей: 5,61 м
Длина фюзеляжа: 4,06 м
Высота, верхняя часть спиннера: 1,67 м
Диаметр ротора: 2,36 м
Загруженный вес: 250 кг
Пустой вес: 185 кг
Максимальная скорость: 297 км в час
Крейсерская скорость: 260 км в час
Потолок висения: до 2750 м
Время полета: 7 часов
Боевой радиус: 185 км